Судостроение

Транспортное машиностроение
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА «ГИПРОРЫБФЛОТ» МИНИСТЕРСТВА РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР (1931 - ПО НАСТ. ВРЕМЯ)
ф.Р-15, 1023 ед. хр., 1934-1969 гг.; систематический каталог, каталог по истории учреждений.
УД — 217 ед. хр., 1944-1969 гг. (в том числе месткома -30 ед. хр., 1957-1969 гг., (оп. 1-2)), 2 оп.; КД-806 ед. хр., 1934-1969 гг., 4 оп.
Проектно-техническое бюро рыбопромыслового судостроения «Рыбосудострой» (ПТБ «Рыбосудострой») организовано в 1931 году в системе Всесоюзного смешанного акционерного общества по деревянному рыбопромысловому судостроению Наркомата снабжения СССР. В функции бюро входило проектирование отечественных промысловых судов и механизмов с целью решения продовольственной проблемы в стране.
В 1936 году ПТБ «Рыбосудострой» переименовано в ПТБ «Рыбосудопроект», в 1938 году — в Центральное проектное бюро рыбопромыслового судостроения «Рыбосудопроект» (ЦПБ РС «Рыбосудопроект»), в 1939 году — в Центральное проектное конструкторское бюро рыбопромыслового судостроения «Рыбосудопроект», в 1941 году — в Центральное проектно-техническое бюро «Рыбосудопроект» (ЦПТБ «Рыбосудопроект»).
Постановлением СМ СССР от 15 августа 1953 г. № 2201 на базе ЦПТБ «Рыбосудопроект» организуется Государственный проектный институт по проектированию рыбопромыслового флота «Гипрорыбфлот».
Институт имел отделения: в Клайпеде, Москве, Мурманске.
Институт находился в ведении: Наркомата пищевой промышленности СССР (1934—1946), Наркомата рыбной промышленности СССР (1939—1946), Министерства рыбной промышленности Западных районов СССР (1946—1953), Министерства промышленных и продовольственных товаров СССР (1953—1954), Министерства рыбной промышленности СССР (1954—1956), Министерства рыбной промышленности СССР (1956-1957), Главного управления рыбного хозяйства при Госплане СССР (1957-1962), Государственного производственного комитета по рыбному хозяйству СССР (1962-1965), Министерства рыбного хозяйства СССР (1965-1969).
Основные направления деятельности: разработка проектов рыбопромысловых и транспортных судов; судового, промыслового и вспомогательного оборудования; организация технической эксплуатации судов флота рыбной промышленности; научные исследования по вопросам техники судостроения и испытаний судов и механизмов.
В настоящее время — Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский проектно-конструкторский институт по развитию и эксплуатации флота» (ОАО «Гипрорыбфлот»).
Управленческая документация (УД)
Приказы вышестоящих организаций. Уставы (1944-1953). Положение об институте (1968).
Структурные схемы института и его отделений (1953). Приказы по институту (1964-1969).
Протоколы заседаний технического совета (1959-1969), отчетновыборных профсоюзных собраний. Планы и отчеты по основной деятельности института и отделений (1945-1969). Производственнотематические планы (1965-1969) и отчеты (1950-1969), планы по труду, по внедрению новой техники, по научно-техническому сотрудничеству с зарубежными организациями (1963-1964). Титульные списки проектных работ (1963-1966). Материалы (протоколы, списки участников, переписка) научно-технических конференций (1964). Акты передачи института в подчинение Министерства рыбной промышленности (1956), приема-сдачи отделов Полярного научно-исследовательского и проектного института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича «ПИНРО» институту (1963). Отчеты по капитальным вложениям (1969). Ликвидационный и вступительный баланс (1951). Акты финансово-хозяйственной деятельности (1952-1968). Статистические отчеты о численности и составе сотрудников (1957-1963). Финансовые планы (1963). Штатные расписания и сметы. Материалы (протоколы, отчеты, сметы, финансовые планы) месткома.
Конструкторская документация (КД)
Проекты рыбодобывающих судов и механизмов для рыбопромыслового флота (1934-1941, 1945-1960). Проект Астраханского морского буксира АМБ-бис (1949-1951). Документы (акты, протоколы технических совещаний, заключения по проектам и переписка) по проектированию и испытанию опытных образцов судов рыбопромыслового и транспортного флота; по проектированию судового оборудования, паровых котлов и судовых двигателей, механизмов тралового лова, радионавигационной и поисковой аппаратуры, морозильных установок, спасательных средств, механизмов погрузо-разгрузочных работ, систем радиосвязи (1948-1969).
КОНТОРА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СУДОВ, СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЗАВОДОВ И ВЕРФЕЙ «СУДОПРОВЕРФЬ» НАРКОМАТА ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР (1924 - НЕ УСТ.)
ф.Р-168, 533 ед. хр., 1924-1933 гг.; каталог по истории учреждений.
УД — 425 ед. хр., 1924-1933 гг. (в том числе по личному составу-32 ед. хр., 1926-1932 гг., оп. 1-2)), 3 оп.; ПД — 108 ед. хр., 1925-1930 гг., 1 оп.
Приказом по Государственному судостроительному тресту (Судотрест) от 21 сентября 1925 г. № 559 на базе Центрального технического бюро по судостроению создано Центральное бюро по морскому судостроению (ЦБМС) при правлении Судотреста. Положение о ЦБМС утверждено правлением Главного управления металлургической промышленности (ГУМП) ВСНХ СССР от 14 сентября 1925 г. (протокол № 67).
На основании постановления Совета Труда и Обороны СССР от 2 октября 1928 г. (протокол № 392 п/п 11 -а) ЦБМС реорганизовано в Государственную контору по проектированию судов «Судопроект».
С созданием в феврале — марте 1930 г. на базе Ленинградского судостроительного треста Всесоюзного объединения морского судостроения «Судоверфь» Государственная контора «Судопроект» включена в его состав на правах отдела.
По постановлению правления объединения «Судоверфь» от 5 июня 1930 г. отдел «Судопроект» и отдел по проектированию новых цехов правления Союзверфи реорганизуются в Контору по проектированию судов, судостроительных заводов и верфей «Союзпроверфь».
Организация находилась в ведении: ВСНХ СССР (1924-1932), Наркомата тяжелой промышленности СССР (1933).
Основные направления деятельности: проектирование морских и речных судов, верфей; разработка технических условий и стандартов на судовое оборудование, а также оказание технической помощи судостроительным заводам.
Управленческая документация (УД)
Постановления вышестоящих организаций. Положение о ЦБМС (1925-1926). Устав Государственной конторы по проектированию судов «Судопроект» (1929). Документы (положение, Устав) об организации Союзной государственной конторы по проектированию судов «Судопроект» и преобразовании ее в Научно-исследовательский институт (1929-1930). Положение о техническом совете при управляющем Судопроектом (1929). Организационная структура Судопроекта (1928-1930). Приказы, распоряжения и инструкции по Судотресту (1925-1929), ЦБМС (1925-1926), Судопроекту (1930), «Союзверфь» (1930). Протоколы заседаний правлений Судотреста, технических совещаний, экономической комиссии, комитета Регистра СССР. План работы технического конструкторского бюро «Судотрест» (1925). Пятилетние программы морского торгового судостроения (1927, 1930). Отчеты о деятельности ЦБМС (1925-1926). Документы (протоколы, акты, тезисы докладов) об участии «Судопроект» в работе съездов, совещаний, конференций и комиссий по судостроению и водному транспорту (1929). Переписка с Главным управлением металлической промышленности ВСНХ СССР, заводом «Марти» о перестройке катеров, глиссеров для Средней Азии и Аму-Дарьи (1925-1926). Переписка о разработке проектов судов по пятилетней программе судостроения (1925-1926). Переписка с правлением об испытаниях моделей судов и постройке специального малого бассейна при ЦБМС (1925-1926). Переписка об издательской деятельности ЦБМС (1925-1926). Переписка с иностранными фирмами по техническим заказам, о высылке технических книг и журналов (1925-1929). Документы (протоколы, акты) о разработке проекта и постройке землесоса СреднеАзиатского водного хозяйства (1925-1926). Документы (протоколы, акты, инструкции) по испытаниям при спуске лесовозов «Григорий Зиновьев», «Товарищ Сталин», «Михаил Томский, «Красин» (1925-1926), «Искра», «Рабочий», «Крестьянин» и «Правда» (1928). Документы (описания, отзывы) по изобретениям (1925-1928). Документы (отзывы, книга регистрации) рабочих предложений об усовершенствовании деталей с приложением чертежей (1929-1931). Документы (технические задания, чертежи, спецификации, расчеты) по проектированию морских и речных (пассажирских, товаро-пассажирских, грузовых, буксирных) судов, вспомогательного оборудования и механизмов (1925-1930), в том числе проекты: гидрографического судна типа «Седов», теплохода Крымско-Кавказской линии, моторно-парусной шхуны для Северной гидрографической экспедиции, товаробуксирного пассажирского парохода для Северного пароходства, железобетонного дока для Астрахани, нефтеналивного теплохода, учебных, моторных парусных судов малого плавания для Каспийского моря, железных сухогрузных баржей для Доно-Кубанского пароходства, и др. Отчеты о командировках сотрудников на суда коммерческого флота (1926). Протоколы заседаний комиссии по определению инвентарной стоимости судов. Проект типового оборудования морских коммерческих судов под минные заградители (1929). Протоколы профсоюзных собраний (1930-1932). Штатные расписания. Сметы административно-цеховых расходов. Промышленно-финансовые планы. Приказы по личному составу Судотреста (1926-1932), ЦБМС (1928). Списки личного состава «Судопроверфь» (1928-1930). Список инженерно-технического и административно-хозяйственного персонала (1929). Расчетные ведомости на выдачу зарплаты (1930).
Проектная документация (ПД)
Проекты (технические описания, спецификации, расчеты, чертежи-синьки) (1925-1930): судостроительной верфи в Красноармейске Сталинградской губернии, в Красном Сормово (Нижний Новгород); землечерпальниц и вагонов-цистерн, наливного теплохода «Москва», паровозов, трамвайных вагонов, пневматических молотков (Николаевский завод им. Марти); моторного катера, сухих доков для Дальневосточного судостроительного и механического завода во Владивостоке; моторно-парусной шхуны грузоподъемностью 310 тонн; одновинтового товаро-пассажирского парохода; железобетонных стапелей (Северная судостроительная верфь); турбокомпрессоров, лесовоза грузоподъемностью 3100 тонн, лихтера для реки Оби (Балтийский завод); парохода Онего-Кемской линии, почтово-пассажирского теплохода для Крымско-Кавказской линии, плавучего дока Ленсудотреста, ЦБМС и др. Переписка ЦБМС о переводе, получении, использовании иностранной технической литературы (1926-1928). Протоколы редакционной комиссии конторы Союзпроверфь об издании научно-технической судостроительной литературы (1931). План работ, штаты и смета ЦБМС на 1926-1927 гг. (1926). Журналы заседаний технического совета ЦБМС (1927). Доклады о заграничных командировках (1928). Таблицы, схемы к пятилетней программе морского судостроения (1927). Тезисы, схемы, таблицы, чертежи к программе морского торгового судостроения. Описания работ, выполненных ЦБМС (1927).
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОЕКТНОИЗЫСКАТЕЛЬСКОГО И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА МОРСКОГО ТРАНСПОРТА «СОЮЗМОРНИИПРОЕКТ» («ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ») МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА СССР (1940 - ПО НАСТ. ВРЕМЯ)
ф.Р-56, 968 ед. хр., 1941-1982 гг.; систематический каталог; именной указатель (к оп. 2-1).
УД — 187 ед. хр., 1941-1970 гг., 2 оп.; НД — 533 ед. хр., 1960-1972 гг., 1 оп.; ПД — 248 ед. хр., 1941-1982 гг., 4 оп.
В 1940 году на базе Проектно-изыскательской конторы Ленинградского морского порта образовалась Проектно-изыскательская контора «Ленморпроект».
В период с 22 августа 1941 г. по 18 апреля 1944 г. контора «Ленморпроект» находилась в Куйбышеве. С 26 июня 1945 года контора переименована в Ленинградское отделение «Ленморпроект» Союзного объединения проектных организаций «Союз-морниипроект» (ЛО «Ленморпроект»).
Согласно приказу Министерства морского и речного флота СССР от 25 июня 1953 г. № 195-пр ЛО «Ленморпроект» переименовано в Ленинградский государственный институт изысканий и проектирования на водном транспорте «Ленгипроводтранс».
Приказом Министерства морского флота СССР от 30 сентября 1954 г. институт переименован в Ленинградское отделение Государственного института по проектированию морских портов и судоремонтных предприятий «Союзморпроект» («Ленмор-проект»).
Приказом Министерства морского флота СССР от 18 февраля 1957 г. № 50 в состав «Ленморпроект» включена проектная организация «Ленгипроарктика». В 1961 году «Ленгипроарктика» выведена из состава и передана в «Ленаэропроект» (ф. 145).
Приказом Министерства морского флота СССР от 25 июля 1960 г. № 177 институт переименован в Ленинградское отделение Государственного проектно-конструкторского и научно-исследовательского института морского транспорта «Союзморниипроект» («Ленморниипроект»). Приказом Министерства морского флота СССР от 28 октября 1971 г. № 181 — в Ленинградский филиал Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта «Союзморниипроект» («Ленморниипроект»).
Институт находился в ведении: Наркомата морского флота СССР (1941-1945), Министерства морского флота СССР (1946-1953), Министерства морского и речного флота СССР (1953-1954), Министерства морского флота СССР (1954-1982).
Основные направления деятельности: изыскательские и проектные работы для строительства новых, и реконструкции действующих морских портов и судоремонтных заводов; проектные и экспериментальные работы в области морского гидротехнического строительства; разработка нормативных документов по строительству и эксплуатации портов; разработка технологии, механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ в портах; разработка вопросов развития грузовых и пассажирских перевозок морским транспортом.
В настоящее время — Открытое акционерное общество «Ленморниипроект» (ОАО «Ленморниипроект»).
Приказы министерств и переписка по основной деятельности отложилась в институте «Союзморниипроект» (ф.Р-212, филиал РГАНТД, Самара).
Управленческая документация (УД)
Приказы по основной деятельности и распоряжения по институту (1954-1970). Разделительный баланс «Ленгипроводтранс» и «Ленморниипроект» (1954). Акт приема-передачи Сахалинской экспедиции «Дальморниипроект» (1958). Материалы (протоколы, переписка, акты) передачи дел и заказов «Ленаэропроект» (1960). Протоколы НТС и его секций (1961-1970). Хроника Северной экспедиции «Ленморпроект» за 1941-1945 гг. (история организации, итоги деятельности, личный состав, некоторые особенности быта, световые газеты экспедиции, основные оценки работы). Тематические планы проектных и исследовательских работ (1955-1970). Решения балансовой комиссии «Союзморниипроект» по отчету института (1962-1965). Отчеты о производственной (1942-1970), финансово-хозяйственной деятельности (1942, 1946-1970), по кадрам (1952). Планы по труду и смета затрат. Балансы доходов и расходов. Социалистические обязательства и отчеты об их выполнении. Штатные расписания и сметы (1948-1970).
Научная документация (НД)
Отчеты по тематике: развитие и реконструкция морских портов; предложения по развитию типов дноуглубительных судов и технических средств морского флота; ценообразование на морском транспорте; причальные сооружения; комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ; увеличение сроков службы портовых гидротехнических сооружений; средства защиты гидротехнических сооружений; методы расчета волнения и течений в акваториях портов и в прибрежной зоне; обеспечение безопасности и улучшения условий труда на морском транспорте.
Представлены работы Л. Д. Ветренко, А. М. Дуберштейна, С. Н. Курочкина и других специалистов.
Проектная документация (ПД)
Проектные задания на развитие и реконструкцию Архангельского (1956-1957), Мурманского (1946), Клайпедского (1945, 1946), Вентспилского (Виндавский) (1946, 1947) морских торговых портов; Рижского судоремонтного завода (1945, 1946); судоремонтных мастерских Эстонского государственного морского пароходства (1941, 1945); Мурманского судоремонтного завода (1956). Проект погрузочной машины для перегрузки апатитового концентрата производительностью 760 т/час (1949). Технико-экономическое обоснование, технический проект и рабочие чертежи гавани яхт-клуба Олимпийского центра парусного спорта в Таллинне (1973-1982). Проекты (чертежи, схемы водопровода и канализации, расчетные схемы оборудования, схемы телефонной и радиотрансляционной сети) типовых жилых домов для строительства в Арктике и на Крайнем Севере: из ячеистого бетона, арболита, крупных блоков керамзитобетона (1959-1962); пожарного депо (1959) и магазинов из беспесчаного бетона (1962).
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО (ЛЦПКБ) МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА СССР (1935-1987)
ф.Р-20, 2190 ед. хр., 1917-1971 гг.; систематический каталог, каталог по истории учреждений.
УД — 390 ед. хр., 1939-1971 гг. (в том числе месткома — 64 ед. хр., 1949-1965 гг., (оп. 1-2)), 2 оп.; КД — 1800 ед. хр., 1917-1952 гг., 5 оп.
Приказом Наркомата водного транспорта СССР от 4 августа 1935 г. № 335 организовано Техническое проектно-конструкторское бюро (Техконбюро). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1939 г. Техконбюро реорганизовано в Центральное проектно-конструкторское бюро судостроения (ЦПКБ «Морсудопроект»).
Приказом Министра морского флота СССР от 24 марта 1948 г. № 123 ЦПКБ переименовано в Центральное проектно-конструкторское бюро № 1 (ЦПКБ-1) и приказом от 13 мая 1966 г. № 83-с ЦПКБ-1 переименовано в Ленинградское центральное проектно-конструкторское бюро (ЛЦПКБ).
Бюро находилось в ведении: Наркомата водного транспорта СССР (1935-1939), Наркомата морского флота СССР (1939-1946), Министерства морского флота СССР (1946-1971).
Основные направления деятельности: проектирование новых, реконструкция существующих и подлежащих капитальному ремонту морских и речных судов пассажирского, грузового и служебно-вспомогательного флота, их переоборудование и модернизация; заключения на техническую судостроительную документацию, разработанную другими организациями.
Во время Великой Отечественной войны бюро разрабатывало проекты по установке вооружения на судах Балтийского морского пароходства; проекты ремонта судов, поврежденных от боевых действий; проекты специальных барж для перевозки продовольствия и боеприпасов по Ладожскому озеру в осажденный Ленинград.
На основании распоряжения СМ СССР от 14 января 1987 г. № 78-р и приказа Министерства морского флота СССР от 19 марта 1987 г. № 40-пр ЛЦПКБ вошло в состав Центрального научно-исследовательского института морского флота (ф. 215) в качестве проектно-конструкторской части института.
В фонде представлена научно-техническая документация (1917-1936), переданная в «Техконбюро» в 1940 году, разработанная Государственной конторой по проектированию судов «Судопроект» (с 1966 года — ЦКБ «Балтсудопроект», с 1999 года — филиал ЦНИИ им. Крылова) и конструкторскими бюро Балтийского, Адмиралтейского заводов и Северной судостроительной верфи.
Управленческая документация (УД)
Приказы, решения вышестоящих организаций (1946-1971). Положение о бюро (1953). Приказы и распоряжения по бюро (1947-1971). Устав ЛЦПКБ (1967). Стенографические отчеты и протоколы заседаний технического совета, совещаний производственно-технических и партийно-хозяйственного актива. Тематические планы, отчеты о работе бюро. План исследовательских и расчетных работ по обеспечению безопасности плавания морских судов. План проектно-конструкторских работ и НИР бюро (1946-1950). Справка о состоянии и внедрении новой техники на морском флоте. Отчеты по рационализации и изобретательству, по капиталовложениям, о работе с кадрами. Договоры о творческом содружестве. Акт комиссии по объединению ЦПКБ № 1 морского флота и ЦПКБ речного флота (1953). Приемо-сдаточный акт при смене руководителей ЦПКБ (1964). Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности (1962). Штатные расписания и сметы расходов. Материалы (протоколы, сметы, финансовые отчеты, социалистические обязательства) местного комитета.
Конструкторская документация (КД)
Эскизные, технические и рабочие проекты пассажирских, сухогрузных, нефтеналивных, лесовозных и других типов судов (1917-1945). Проект (1941-1942) сухогрузной озерной баржи грузоподъемностью 400-600 тонн для Северо-Западного управления речного пароходства для обеспечения перевозок по Ладожскому озеру весной 1942 года для Ленинградского фронта. Проект (1943-1946) морского буксира-теплохода мощностью 500 л. с. типа «Бурный» для буксировки несамоходных судов Каспийского моря. Проект (1948-1952) достройки танкера «Генерал Ази Асланов» грузоподъемностью 9300 тонн для Каспийского моря — первого морского дизельэлектрохода, построенного в СССР.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ № 4 (НИИ-4) ГОСУДАРСТВЕННОГО ВСЕСОЮЗНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ МОРСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ НАРКОМАТА ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР ([1930]-1938)
ф.Р-226, 56 ед. хр., 1930-1935 гг.
УД — 56 ед. хр., 1930-1935 гг.,1 оп.
При Ленинградском государственном Всесоюзном судостроительном тресте Главного управления металлической промышленности ВСНХ СССР (Судотрест) в 1930 году организован Научно-исследовательский институт судостроения и судовых стандартов (НИИСС) по сооружению большого комплекса опытовых бассейнов и других экспериментальных установок для исследований в области судостроения. С 1930 г. НИИСС стал называться Научно-исследовательский институт № 4 (НИИ-4).
По приказу СНК СССР от 26 мая 1938 г. № 87 НИИ-4 вошел в состав Научноисследовательского института № 45 (НИИ-45) (ф. 425).
Институт находился в ведении: Наркомата тяжелой промышленности СССР (1930-1935).
Основные направления деятельности: проектирование, разработка технических условий работы, изготовление, испытание частей и деталей подводных лодок; понтонов.
Управленческая документация (УД)
Приказы вышестоящих организаций. Приказы по институту (1933). Планы и отчеты по выполнению оборонных и специальных работ. Тематически-финансовый план оборонных работ на 1933 год. Проекты технических условий по вентиляции и регистрации подводных лодок (1932). Протоколы испытаний опытного отсека подводной лодки на Николаевском государственном заводе им. Марти (1933). Рабочие программы института (1932). Переписка о проекте нового понтонного парка (1930-1931); о приборе непотопляемости судна системы инженера Жилинского (1934-1935); о мерах предохранения судов от коррозии (1930-1931); по вопросам проектирования, испытаний, по научно-исследовательским вопросам, по вопросам стандартизации; по личному составу. Списки иностранных специалистов и сотрудников гидро-механического сектора института (1933). Приказы по личному составу (1935). Чертежи и фотоснимки английского понтонного парка (1930-1931). Чертежи: судов № 320-325, 1028, водонепроницаемых отсеков, гребного винта торпедного катера.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ № 400 (НИИ-400) МИНИСТЕРСТВА СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР (1937 - ПО НАСТ. ВРЕМЯ)
ф.Р-30, 1259 ед. хр., 1936-1965 гг.; систематический каталог, каталог по истории учреждений.
УД — 1259 ед. хр., 1936-1965 гг. (в том числе месткома-90 ед. хр., 1945-1965 гг., (оп. 1-2)), 4 оп.
В 1921 году организовано Особое техническое бюро (Остехбюро) Научно-технического отдела ВСНХ СССР (ф. Р-4530, ЦГА СПб). Распоряжением Наркомата оборонной промышленности от 8 сентября 1937 г. Остехбюро разделено на три самостоятельных отраслевых института: НИИ-20, НИИ-22, НИИ-36.
Приказом Наркомата оборонной промышленности СССР от 5 ноября 1937 г. № 238 НИИ-36 реорганизован в Центральное конструкторское бюро ЦКБ-36.
Приказом Наркомата судостроительной промышленности СССР от 13 марта 1941 г. № 54 сс ЦКБ-36 объединен с заводом № 231 им. Ворошилова. ЦКБ-36 получило наименование — Конструкторское бюро минное «КБМ» при заводе.
Постановлением Госкомитета обороны (ГКО) от 15 сентября 1943 г. № 4133 сс, распоряжением ГКО от 7 февраля 1944 г. № 5126 с и приказом Наркомата судостроительной промышленности СССР от 11 февраля 1944 г. № 54 на базе завода № 231 (им. Ворошилова) организован Научно-исследовательский минно-торпедно-тральный институт № 400 (НИИ-400).
Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 20 апреля 1948 г. № 221/0034 организован филиал НИИ-400 в Ломоносове. Для обеспечения проведения морских испытаний новых образцов минно-торпедного и трально-противолодочного оружия на территории завода № 832 в Феодосии (Крым) в марте 1951 г. создан филиал НИИ-400.
Институт находился в ведении: Наркомата оборонной промышленности СССР (1937-1939), Наркомата судостроительной промышленности СССР (1939-1946), Министерства судостроительной промышленности СССР (1946-1953), Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР (1953-1954), Министерства судостроительной промышленности СССР (1954-1957), Госкомитета СМ СССР по судостроению (1957-1963), Госкомитета по судостроению СССР (1963-1965), Министерства судостроительной промышленности СССР (1965).
Основные направления деятельности: исследования и разработки торпедного, минного, трального и противолодочного оружия.
В настоящее время — Открытое акционерное общество «Концерн морское подводное оружие — Гидроприбор» (ОАО «Концерн морское подводное оружие — Гидроприбор»).
В фонде содержатся документы предшественника — Остехбюро (программа лабораторных испытаний, проект тактико-технического задания и переписка) за 1936 г.
Управленческая документация (УД)
Приказы, переписка с вышестоящими организациями. Приказы и распоряжения по институту. Положение о базовой лаборатории мер и измерительных приборов (1956). Структурная схема управления института (1946). Материалы (приказ, акт, положение, устав, переписка) по организации НИИ-400 (1944). Протоколы заседаний Ученого Совета, общего отчетно-выборного профсоюзного собрания, Научно-технического совета, месткома. Тематические планы НИОКР. Проект перспективного плана работ по стандартизации и нормализации (1959). Планы развития и внедрения новой техники. Отчеты о внедрении изобретательских и рационализаторских предложений, о работе института. Отчеты о работе аспирантуры и о подготовке научных кадров. Заключение комиссии АН СССР о НИР института (1950). Предложения главных конструкторов института по улучшению работы (1950). Справки о состоянии морского оружия в СССР и на иностранных флотах (1955). Отчеты по капитальному строительству. Акт приема-передачи дел при выделении ЦКБ-145 из института (1947). Паспорт восстановления института (1949). Материалы (протоколы, справки, анкетные данные) на соискание Государственной премии (1957-1959). Список сотрудников института, награжденных медалью за «Оборону Кавказа» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1948), орденами и медалями СССР за успешное выполнение задания Правительства по созданию специальной техники (1959). Альбом иллюстраций к годовому отчету (1964). Коллективные договоры (1948-1965). Планы по труду, по подготовке и повышению квалификации кадров. Финансовые отчеты. Штатные расписания. Статистические отчеты.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОРАБЕЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И СВЯЗИ (ИНСТИТУТ № 3) ГОСКОМИТЕТА СМ СССР ПО СУДОСТРОЕНИЮ (1935-1960)
ф.Р-346, 259 ед. хр., 1935-1960 гг.
УД — 244 ед. хр., 1935-1960 гг., 2 оп.
В 1936 г. Центральное конструкторское проектно-сметное бюро (ЦКПСБ) вошло в состав Государственного Всесоюзного монтажно-технического треста по электрооборудованию судовых и береговых сооружений «Электромортрест» (ф. Р-6199, ЦГА СПб).
Приказом по Наркомату оборонной промышленности СССР от 28 июня 1937 г. № 224 ЦКПСБ выделено в самостоятельную хозяйственную единицу — Центральное конструкторское бюро «Электромортрест» (ЦКБ ЭМТ).
Во исполнении приказа Наркомата судостроительной промышленности СССР № 160 с и приказа по ЦКБ-52 от 15 октября 1939 г. № 52/34 ЦКБ ЭМТ присвоено название — Центральное конструкторское бюро № 52 (ЦКБ-52).
Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 5 июня 1950 г. № 411 на базе ЦКБ-52 и специализированных отделов Центрального научно-исследовательского института им. Крылова (ЦНИИ-45) организован Научно-исследовательский институт корабельной электротехники и связи в составе ЦНИИ-45 (Институт № 3).
С 1 марта 1960 г. административный аппарат Института № 3 сливается с аппаратом ЦНИИ-45 и Институт № 3 ликвидируется как самостоятельное учреждение.
Институт находился в ведении: Наркомата оборонной промышленности СССР (1935-1939), Наркомата судостроительной промышленности СССР (1939-1946), Министерства судостроительной промышленности СССР (1946-1958), Госкомитета СМ СССР по судостроению (1958-1960).
Основные направления деятельности: проектирование средств радиосвязи, радиолокации, радионавигации, гидроакустики для всех типов кораблей; решение вопросов по устранению помех радиоприему на кораблях.
Управленческая документация (УД)
Приказы, решения вышестоящих организаций. Устав треста «Элект-ромортрест» и положение о ЦКПСБ ЭМТ (1937). Приказы по ЦКБ-52 (1939-1950). Приказы и распоряжения по институту (1950-1955). Материалы (проекты докладных записок и др.) о реорганизации ЦКБ-52 (1946, 1947). Материалы (проекты приказов, акты, отчеты) передачи ЦКБ-52 в систему ЦНИИ-45 (1950). Акт передачи ЦКБ-52 из ЭМТ в 13 Главное управление Наркомата судостроительной промышленности СССР (1939). Протоколы заседаний электротехнической секции, технического совета. Тематические планы НИОКР и сведения об их выполнении. Отчеты о работе треста «Электроморпроект» (1935), ЦКПСБ ЭМТ (1936, 1937), ЦКБ (1938), ЦКБ-52 (1939-1950). Отчеты по основной деятельности института, справки и объяснительные записки к ним. Перечень НИР ЦКБ-52 (1944). Обзор деятельности ЦКБ-52 за период Великой Отечественной войны (1945). Отчеты по изобретательству и рационализации. Материалы (описание, схемы) изобретения «Устройства для автоматического регулирования тока в обмотках размагничивающих установок кораблей» (1949). Отзывы и заключения по НИР и техническим задания на разработку тем. Производственно-тематические планы. Договоры о творческом сотрудничестве с институтами. Сведения о внедрении тематических работ института. Характеристики по НИОКР (1954-1959). Аннотированный перечень технических отчетов, выпущенных институтом в 1951-1954 гг. (1954). Переписка по основной деятельности. Докладные записки о перспективном развитии ЦКБ-52 и об организации НИИ корабельной электротехники (1948). Планы и отчеты по труду и зарплате. Сметы расходов. Штатные расписания. Финансовые планы. Отчеты о финансовой деятельности института, по капитальному строительству, по капиталовложениям, по кадрам. Статистические и финансовые отчеты месткома (1942-1947). Материалы (распоряжения, акты, переписка) о восстановлении филиала ЦКБ-52 в Ленинграде (1944). Материалы (списки сотрудников, переписка) об эвакуации ЦКБ-52 (1941), личного состава и семей (1942).
СПЕЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ БЮРО «КЛИФ» (СКТБ «КЛИФ») КОМИТЕТА РФ ПО ОБОРОННЫМ ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (1969-1993)
ф.Р-431, 118 ед. хр., 1970-1993 гг.
УД — 111 ед. хр., 1970-1993 гг., 1 оп.; КД-7 ед. хр., 1980-1989 гг., 1 оп.
Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 16 июня 1969 г. № 176 создано Научно-исследовательское отделение технологии морского приборостроения (8 Отделение) — структурное подразделение Центрального научноисследовательского института технологии судостроения Научно-производственного объединения «Ритм» (ЦНИИТС НПО «Ритм»).
Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 18 декабря 1976 г. № 671 отделение реорганизовано в Ленинградское отделение Научноисследовательского и конструкторско-технологического института судового приборостроения «Импульс» (ЛО НИИ «Импульс»).
Распоряжением СМ СССР от 3 октября 1987 г. № 2153 рс на базе НИИ «Импульс» создается Научно-производственное объединение «Импульс» (НПО «Импульс»). Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 24 октября 1987 г. № 361 ЛО НИИ «Импульс» преобразовано в ЛФ НИИ «Импульс» (предприятие п/я А-1979).
Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 24 декабря 1987 г. № 631 НПО «Импульс» переименовано в Научно-производственное объединение «Компас» (НПО «Компас») (ф. 434), а ЛФ НИИ «Импульс» стал именоваться ЛФ НИИ «Импульс» НПО «Компас».
Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 22 февраля 1991 г. № 80 ЛФ НИИ «Импульс» НПО «Компас» выведен из состава НИИ «Импульс» НПО «Компас» и на его базе создано новое предприятие — Специальное конструкторско-технологическое бюро «Клиф» (СКТБ «Клиф»).
Приказом Комитета управления государственным имуществом (КУГИ) Санкт-Петербурга от 28 мая 1993 г. СКТБ «Клиф» ликвидировано.
Организация находилась в ведении: Министерства судостроительной промышленности СССР (1970-1991), Министерства промышленности РФ (1991-1992), Комитета РФ по оборонным отраслям промышленности (1992-1993).
Основные направления деятельности: разработка приборов для судов, контрольно-измерительных приборов, нестандартных устройств и оборудования, в том числе по программе конверсии.
Управленческая документация (УД)
Приказы вышестоящих организаций. Устав СКТБ «Клиф» (1991). Приказы НПО «Ритм» (1975), НИИ «Импульс» (1978, 1980-1983, 1986-1987), НПО «Компас» (1988). Приказ об утверждении Устава НПО «Компас» (1988). Приказы, распоряжения по основной деятельности. Перспективный тематический план обмена научно-технической информацией 8 Отделения с фирмами Франции на 1972-1980 гг.
(1972). Предложения ЛО НИИ «Импульс» к разделу комплексной программы повышения технического уровня приборостроения на 1981-1990 гг. (1981). Решение совещания партийно-хозяйственных работников НПО «Ритм» об итогах работы 8 Отделения за 1973 г. (1974). Решения НТС НИИ «Импульс» по ЛО НИИ «Импульс». Обзор научно-технической деятельности предприятий отрасли в области технологии приборостроения (1975). Доклады (1984-1986). Планы экономического и социального развития ЛФ НИИ «Импульс» (1988-1989). Положение о хозяйственном расчете и самофинансировании ЛФ НИИ «Импульс» (1990). Списки сотрудников ЛФ НИИ «Импульс», награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда» (1991). Положение о самоуправлении и Совете трудового коллектива СКТБ «Клиф» (1992). Перспективный план создания исследовательской, экспериментальной и опытной базы по тематике технологии морского приборостроения в НПО «Ритм» и дальнейшего развития 8 Отделения на 1971-1973 гг. (1971). Решения НПО «Ритм» об итогах деятельности, о выполнении производственно-тематического плана 8 Отделения. Справка о состоянии производства электроэлементов в отрасли (1983). Справка о состоянии производства деталей и сборочных единиц из пластмасс и резин на предприятиях судового приборостроения (1984). Справка о повышении производительности труда и выполнении планов новой техники (1984). Перечень работ НПО «Ритм» по планам научно-технического сотрудничества с зарубежными странами (1974). Документы (приказы, перечни экспонатов, иллюстративных материалов) о подготовке к участию НПО «Ритм» во Всесоюзной выставке оборонных предприятий «Совершенствование управления промышленностью и опыт работы производственных объединений («Сетунь-74») (1974). Приказ НПО «Ритм» о состоянии работы с кадрами в НПО «Ритм» (1974). План работы с кадрами ЦНИИТС НПО «Ритм» (1974). Материалы (справки, годовые статистические отчеты) по работе с кадрами. Коллективные договоры. Штатные расписания.
Конструкторская документация (КД)
Проекты (технические описания, чертежи, схемы, спецификации, инструкции по эксплуатации): универсального намоточного станка УНС-1 (1980-1988), автоклава АВ-60 (1985-1988), вакуумного смесителя для приготовления эпоксидных компаундов СВ-6 (1981-1989).
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЙСБЕРГ» (ЦКБ «АЙСБЕРГ») МИНИСТЕРСТВА СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР (1947 - ПО НАСТ. ВРЕМЯ)
ф.Р-458, 200 ед. хр., 1956-1978 гг.
КД-136 ед. хр., 1956-1978 гг., 1 оп.
Согласно постановлению СМ СССР от 22 мая 1947 г. № 1668-448 с и приказу Министерства судостроительной промышленности СССР от 27 мая 1947 г. № 0161 создано Центральное конструкторское бюро по ледоколостроению (ЦКБ «Л», предприятие п/я 46). В 1953 году стало называться — Центральное конструкторское бюро-15 (ЦКБЛ-15), затем в разные годы именовалось-предприятие п/я 619 и предприятие п/я Г-4556.
Согласно приказу Министерства судостроительной промышленности СССР от 20 июня 1966 г. № 375 ЦКБЛ-15 переименовано в ЦКБ «Айсберг».
Организация находилась в ведении: Министерства судостроительной промышленности СССР (1956-1957), Госкомитета СМ СССР по судостроению (1957-1965), Министерства судостроительной промышленности СССР (1965-1978).
Основные направления деятельности: проектирование ледоколов и ледокольнотранспортных судов различного назначения.
В настоящее время — Открытое акционерное общество «Центральное конструкторское бюро «Айсберг» (ОАО «ЦКБ «Айсберг»).
Конструкторская документация (КД)
Технические проекты: ледокольного транспортного судна «Амгуэ-ма» (1956-1964), универсальной плавбазы для обеспечения базирования океанских подводных лодок (1960-1965), ледокольного научноисследовательского судна «Отто Шмидт» (1975-1978).
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СУДОВОЙ АРМАТУРЫ (ЦКБСА) ГОСКОМИТЕТА ПО СУДОСТРОЕНИЮ СССР (1946 - ПО НАСТ. ВРЕМЯ)
ф.Р-376, 22 ед. хр., 1956-1964 гг.
УД — 22 ед. хр., 1956-1964 гг., 1 оп.
В соответствии с приказом Министерства судостроительной промышленности СССР в 1946 году создано Специальное конструкторское бюро (СКБ) завода № 457.
В соответствии с постановлением СМ РСФСР и во исполнение постановления СНХ Ленинградского экономического административного района от 28 июля 1959 г. № 351 на базе СКБ завода № 457 организовано Центральное конструкторское бюро судовой арматуры (ЦКБСА-457).
Бюро находилось в ведении: Министерства судостроительной промышленности СССР (1956-1957), Госкомитета СМ СССР по судостроению (1957-1963), Госкомитета по судостроению СССР (1963-1964).
Основные направления деятельности: конструирование и изготовление общесудовой и специальной арматуры для различных классов и типов кораблей и судов; арматуры для электростанций и иного назначения.
В настоящее время — Открытое акционерное общество «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ОАО «ЦТСС»).
Управленческая документация (УД)
Постановления, распоряжения вышестоящих организаций. Постановление об организации ЦКБСА (1959). Планы проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ (1956-1964). Докладные записки о развитии ЦКБ судовой арматуры на 20 лет (1962). Заявки на авторские свидетельства (1962-1963). Планы НИОКР. Отчеты по основной деятельности.
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ» (ЦМКБ «АЛМАЗ») МИНИСТЕРСТВА СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР (1949 - ПО НАСТ. ВРЕМЯ)
ф.Р-444, 215 ед. хр., 1966-1990 гг.
КД — 149 ед. хр., 1966-1990 гг., 2 оп.
Приказом Наркомата судостроительной промышленности СССР от 22 октября 1949 г. № 896 на Специальной верфи по строительству плавучих средств для охраны морских границ страны создано Специальное конструкторское бюро (СКБ-5) по проектированию торпедных катеров дальнего действия.
Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 16 февраля 1956 г. № 37 СКБ-5 реорганизовано в Центральное конструкторское бюро-5 (ЦМКБ-5).
Приказом Госкомитета СМ СССР по судостроению от 10 января 1963 г. № 12 ЦМКБ-5 переименовано в Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (ЦМКБ «Алмаз»).
Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 1 июня 1970 г. № 299 на базе ЦМКБ «Алмаз» организовано Производственно-техническое объединение «Алмаз» (ПТО «Алмаз»). В ПТО «Алмаз» вошли: ЦМКБ «Алмаз» с филиалом, Ленинградский Приморский завод, Невский морской завод.
В 1973 году ПТО «Алмаз» переименовано в Производственное объединение «Алмаз» (ПО «Алмаз»). Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 24 июля 1990 г. № 246 ЦМКБ «Алмаз» выведен из состава ПО «Алмаз».
Бюро находилось в ведении: Министерства судостроительной промышленности СССР (1966-1990).
Основные направления деятельности: проектирование скоростных кораблей и судов (скеговых, на подводных крыльях, с водометными двигателями и т. д.).
В настоящее время — Открытое акционерное общество «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (ОАО «ЦМКБ «Алмаз»).
Конструкторская документация (КД)
Технические проекты, рабочие чертежи, схемы, планы, разрезы (по частям проекта: корпус, устройства и дельные вещи, оборудование, механизмы и трубопроводы, судовые системы, электрорадиотехниче-ская часть, технология) опытного морского пассажирского судна на автоматически управляемых подводных крыльях «Тайфун-А» с водометными движителями (проект 1233 А); ракетного катера на автоматических управляемых подводных крыльях «Ураган» с корпусом из алюминиево-магниевого сплава и убирающимися носовым и кормовым крыльями из титана (проект 1240).
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕХНИКО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО (ЦТКБ) МИНИСТЕРСТВА РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР (1940 - ПО НАСТ. ВРЕМЯ)
ф.Р-116, 518 ед. хр., 1940-1970 гг.; систематический каталог, каталог по истории учреждений.
УД — 225 ед. хр., 1940-1965 гг. (в том числе месткома-19 ед. хр., 1956-1970 гг., (оп. 1-2)), 2 оп.; КД — 293 ед. хр., 1940-1970 гг., 1 оп.
Приказом Наркомата речного флота СССР от 15 июля 1940 г. № 236 образовано Центральное технико-конструкторское бюро (ЦТКБ).
В период Великой Отечественной войны ЦТКБ эвакуировано в Москву, в конце 1945 г. реэвакуировано и возобновило свою деятельность в Ленинграде.
Приказом Министерства морского и речного флота СССР от 25 июня 1953 г. № 196-пр ЦКТБ объединено с Центральным проектно-конструкторским бюро по судостроению-1 (ЦПКБ-1). По постановлению СМ СССР от 3 сентября 1954 г. № 1877 ЦТКБ вновь стало самостоятельным.
Бюро находилось в ведении: Наркомата речного флота СССР (1940-1946), Министерства речного флота СССР (1946-1953), Министерства морского и речного флота СССР (1953-1954), Министерства речного флота СССР (1954-1956), Министерства речного флота РСФСР (1956-1970).
Основные направления деятельности: проектирование речных и озерных судов; разгрузочных, погрузочных и судовых механизмов транспортного, технического и служебно-вспомогательного флота; разработка технико-экономических обоснований, стандартов, нормалей для проектирования судов.
В настоящее время — Открытое акционерное общество «Инженерный центр речного судостроения» (ОАО «ИЦС»).
Управленческая документация (УД)
Приказы, решения, указание вышестоящих организаций. Приказы и распоряжения по бюро. Протоколы заседаний коллегии, технического совета, технических совещаний вышестоящих организаций, совещаний при главном инженере бюро. Тематические планы НИОКР. Перспективный план проектных работ бюро. План совместных работ бюро с научно-исследовательскими и проектными организациями. Переписка с вышестоящими организациями. План организационнотехнических мероприятий. Перечень основных работ, выполненных бюро за 1960-1964 гг. (1964). Основные показатели деятельности бюро за 1960-1965 гг. (1965). Справки, докладные записки о работе бюро. Отчеты по основной деятельности, по капитальному строительству. Сметы и штатные расписания. Производственно-финансовые планы. Статистические отчеты о работе с кадрами. Социалистические обязательства бюро и справки об их выполнении. Приемо-сдаточный акт при объединении бюро с ЦПКБ-1 (1953). Разделительный баланс бюро при его выделении из ЦПКБ-1 (1954). Положение о базовом бюро по стандартизации и нормализации в речном и озерном судостроении (1965). Документы (протоколы, финансовые и статистические отчеты, сметы, социалистические обязательства) месткома.
Конструкторская документация (КД)
Технические, рабочие проекты: полупалубной деревянной баржи для Рыбинского водохранилища; одновинтового буксирного теплохода — 471 мощностью 150 л. с.; речного буксирного двухвинтового парохода мощностью 500 л. с.; мелкосидящего буксирного теплохода-522, 522 А мощностью 150 л. с.; озерно-речного металлического двухвинтового буксирного парохода БОР-400 мощностью 400450 л. с.; грузового теплохода грузоподъемностью 10-15 тонн; пассажирского мотокатера из пластмассы на 10-12 человек; пассажирского теплохода из пластмассы — 930 на 65 мест; речного пассажирского одновинтового теплохода; мотолодки — 893 А; опытного пассажирского судна на воздушной подушке — 50 и др.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА(ЦНИИВТ) НАРКОМАТА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА СССР (1931-1939)
ф.Р-235, 1416 ед. хр., 1930-1939 гг.; географический указатель (к оп. 1-1), авторский указатель (к оп. 1-1, оп. 2-1, оп. 2-2).
УД — 489 ед. хр., 1930-1939 гг., 2 оп.; НД — 927 ед. хр., 1931-1939 гг., 2 оп.
Приказом Наркомата путей сообщения СССР от 26 марта 1930 г. в системе Центрального научно-исследовательского управления Наркомата путей сообщения СССР организован Научно-исследовательский институт судостроения и ремонта. В 1930 году на его базе образуется Центральный научно-исследовательский институт морского транспорта (ЦНИИМТ).
В связи с реорганизациями органов управления (Наркоматов) в июле 1930 г. создаются два института: Центральный научно-исследовательский институт морского транспорта (ЦНИИМТ) и Центральный научно-исследовательский институт речного транспорта (ЦНИИРТ).
Приказом Наркомата водного транспорта СССР от 18 марта 1931 г. № 48 ЦНИИРТ и ЦНИИМТ объединяются в единый Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта (ЦНИИВТ).
Приказом Наркомата морского флота СССР от 21 августа 1939 г. № 183, в связи с очередной реорганизацией органов управления (Наркоматов), и разделением на два института: Центральный научно-исследовательский институт морского флота (ЦНИИМФ) (ф. 215) и Центральный научно-исследовательский институт речного флота (ЦНИИРФ) (ф. 213) ЦНИИВТ ликвидирован.
Институт находился в ведении: Наркомата водного транспорта СССР (1931-1939).
Основные направления деятельности: исследования в области судостроения и судовождения; проектирование нового и реконструкция существующего водного транспорта; разработка правил и технологий обслуживания судов.
Управленческая документация (УД)
Приказы, распоряжения вышестоящих организаций. Положения об институте, его отделениях, организациях, управлениях (1932, 1934). Анкеты института с данными о его деятельности и истории (1935). Протоколы совещаний вышестоящих организаций, заседаний НТС и его секций, технических совещаний, инспекции охраны труда, общих собраний сотрудников секторов института. Протоколы заседаний местного бюро инженерно-технической службы. Тематические планы и отчеты института. Списки, отзывы, аннотации по НИР. Документы (списки, отзывы, предложения, отчеты, протоколы) по изобретательству и рационализаторской работе. Производственные планы и отчеты экспериментально-производственных мастерских и лабораторий. Стенографические отчеты заседаний дирекции института. Доклады о деятельности института. Акты приема-передачи института (1935), Волжской транспортно-гидрологической станции (1936). Документы (соглашение, протоколы, переписка) разделения института между Наркоматами морского и речного флота. Ликвидационный отчет института по состоянию на 1 августа 1939 г. Паспорта судов. Описание роторного самолета-геликоптера (1932). Дело об изобретении А. И. Иоффе аппарата воздушной штурманской сигнализации (1935). Переписка с вышестоящими организациями, НИИ, пароходствами, редакциями журналов, отделениями института. Отчет о поездке на реку Десна (1931). План заграничных командировок сотрудников института. Коллективные договоры. Отчеты о проведении стахановской декады по институту, его секторам и лабораториям. Издательские планы. Вырезки из газет о работе института. Докладные записки по обследованию института. Отчеты о финансово-хозяйственной деятельности. Планы и отчеты о выполнении капитальных работ, по труду. Титульные списки объектов капитального строительства, капитальных вложений. План ввода в эксплуатацию объектов оборудования. Описание Кемского торгового порта (1931). Переписка с учреждениями по личному составу (1931-1937). Характеристики сотрудников (1933, 1935). Сметы. Штатные расписания, ведомости.
Научная документация (НД)
Отчеты по тематике: судовые двигатели внутреннего сгорания; судовые паросиловые установки; физико-химический анализ воды, топлив и масел; электротехника; судовождение и связь; техническая эксплуатация флота; научно-исследовательское проектирование судов; экономика и эксплуатация флота; дноуглубление; портовые сооружения и волновые исследования; освоение новых водных путей Ленинградской области для целей сельского хозяйства.
Представлены работы: П. В. Алексеева, П. М. Иевлева, А. И. Иоффе и других видных специалистов.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ СУДОВОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (ЦНИИ «КОМПАС») МИНИСТЕРСТВА СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР (1970 - ПО НАСТ. ВРЕМЯ)
ф.Р-434, 102 ед. хр., 1971-1975 гг.
УД — 102 ед. хр., 1971-1975 гг., 1 оп.
Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 22 июля 1970 г. № Н389 на базе ЦКБ Пролетарского завода организован Центральный научноисследовательский институт судового машиностроения «Компас» (ЦНИИ «Компас»), в который вошли: производственно-экспериментальная лаборатория, филиал ЦКБ в Севастополе и отраслевое технологическое бюро — ОТБ-3.
На базе ЦНИИ «Компас» и Пролетарского завода (ф. Р-1544, ЦГА СПб) создано Научно-производственное объединение судового машиностроения «Компас» (НПО «Компас», предприятие п/я А-1097) с головным предприятием ЦНИИ «Компас».
Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 2 декабря 1975 г. № 658 НПО «Компас» ликвидировано и организовано Ленинградское объединение «Пролетарский завод» (ЛО «Пролетарский завод»).
Организация находилась в ведении: Министерства судостроительной промышленности СССР (1971-1975).
Основные направления деятельности: исследования и конструкторские разработки в области судовых машин и гидравлических механизмов.
В настоящее время — Открытое акционерное общество «Пролетарский завод» (ОАО «Пролетарский завод») (конструкторское бюро).
Управленческая документация (УД)
Приказы вышестоящих организаций. Устав ЛО «Пролетарский завод» (1975). Приказы, распоряжения Пролетарского завода, ЦНИИ «Компас», НПО «Компас». Протоколы заседаний партийно-хозяйственного актива, производственных заседаний генерального директора, технико-экономического совета. План производства и переписка по его изменению (1971). Технико-промышленно-финансовые планы. Планы по научной организации труда рабочих, ИТР и служащих. Планы и отчеты по новой технике. Планы производства и переписка по их изменению. Переписка с вышестоящими организациями. Отчеты о работе по изобретательству и рационализации. Отчеты о качестве выпускаемой продукции. Отчеты о производственном травматизме и освоении средств по охране труда. Финансовые планы. Отчеты о работе с кадрами, о подготовке и повышении квалификации рабочих, ИТР и служащих. Штатные расписания. Отчет по основной деятельности и объяснительная записка к нему (1973). Отчеты по капитальным вложениям.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МОРСКОГО ФЛОТА (ЦНИИМФ) МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА СССР (1930 - ПО НАСТ. ВРЕМЯ)
ф.Р-215, 5292 ед. хр., 1939-1975 гг.; систематический каталог, каталог по истории учреждений; авторский указатель (к оп. 2-1).
УД — 1466 ед. хр., 1939-1966 гг. (в том числе месткома-77 ед. хр., 1945-1948 гг., 1950-1952 гг., 1955-1966 гг., (оп. 1-3, оп. 1-5)), 6 оп.; НД — 3826 ед. хр., 1940-1975 гг., 4 оп.
Приказом Наркомата путей сообщения от 6 августа 1930 г. № 1692 на базе Научноисследовательского института судостроения и судоремонта (НИИСС) организован Центральный научно-исследовательский институт морского транспорта (ЦНИИМТ).
Приказом Наркомата водного транспорта от 18 марта 1931 г. № 48 ЦНИИМТ (Ленинград) объединен с Центральным научно-исследовательским институтом речного транспорта (Москва) в Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта (ЦНИИВТ) в Ленинграде.
В 1939 году Наркомат водного транспорта разделился на Наркомат морского и речного флота. Приказом Наркомата морского флота от 25 августа 1939 г. № 183 и Наркомата речного флота № 273 на базе ЦНИИВТ созданы самостоятельные институты: Центральный научно-исследовательский институт речного флота (ЦНИИРФ) (ф. 213) и Центральный научно-исследовательский институт морского флота (ЦНИИМФ).
В июне 1953 г. Министерства морского и речного флота объединены в одно Министерство морского и речного флота (ММРФ). Приказом ММРФ от 25 июня 1953 г. № 196 ЦНИИМФ объединен с ЦНИИРФ в единый Центральный научно-исследовательский институт строительства и технической эксплуатации флота (ЦНИИСТЭФ).
Согласно постановлению СМ СССР от 3 августа 1954 г. № 1877 происходит разделение ММРФ на два самостоятельных. Приказом Министерства морского флота СССР от 7 сентября 1954 г. № 7-пр. вновь организован Центральный научно-исследовательский институт морского флота (ЦНИИМФ).
Институт находился в ведении: Наркомата морского флота СССР (1939-1946), Министерства морского флота СССР (1946-1953), Министерства морского и речного флота СССР (1953-1954), Министерства морского флота СССР (1954-1975).
Основные направления деятельности: исследования и разработки по созданию и эксплуатации технических средств морского флота, комплексной автоматизации и механизации производственных процессов на судах, по безопасности мореплавания.
В настоящее время — Закрытое акционерное общество «Центральный научноисследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (ЗАО «ЦНИИМФ»).
Управленческая документация (УД)
Приказы и распоряжения вышестоящих организаций. Положения об институте (1940, 1951, 1954, 1962-1965), отделах, секторах и лабораториях (1950, 1955, 1959, 1966). Приказы, распоряжения по институту. Протоколы и стенографические отчеты заседаний вышестоящих организаций, Ученого совета, НТС и его секций, технического совета и его секций. Протоколы пленарных, производственно-технических совещаний, совещаний при директоре; собраний партийно-хозяйственного актива. Стенографический отчет совещания представителей морских организаций Ленинграда (1940). Материалы (планы, отчеты, сборник тезисов докладов, акт приема-сдачи дел) о работе НТС. Тематические планы. Научно-производственные планы. Планы НИОКР по новой технике. Сводные планы НИР по морскому флоту. Списки, отзывы и заключения по НИР (1939-1955). Статьи научных сотрудников (1939-1951). Доклады директора института. План работы бюро научной информации. Отчеты о работе по рационализации и изобретательству. Планы и отчеты о работе аспирантуры (1959, 1965). Справки, доклады, отчеты о деятельности института и его отделов. Задания по разработке и изготовлению образцов новой техники. Обзор технико-экономических и эксплуатационных качеств морских транспортных судов нового поколения, отзывы на проекты судов. Документы по проектам (протоколы, пояснительные записки, заключения, переписка). Материалы по обмену научно-техническим опытом и научной информацией (программы, планы, переписка). Договоры о социалистическом соревновании, о творческом содружестве. Социалистические обязательства. Материалы конференций (распоряжения, тезисы докладов, переписка). Переписка с вышестоящими организациями, иностранными редакциями журналов, морскими учреждениями, зарубежными институтами. Документы о научно-техническом сотрудничестве с научно-исследовательскими организациями зарубежных стран (протоколы, планы, отчеты, справки). Отчет о работе института (1941). Сведения об ущербе, причиненном институту военными действиями (1943). Справки о выполненных институтом работах в период Великой Отечественной войны. Справки о работе Ленинградского музея торгового мореплавания и дома техники торгового морского флота. Материалы испытаний (акты, приказы, переписка). Справка по вопросу иммунитета советских государственных торговых морских судов в современных условиях (1962). Переписка по разработке проблем использования атомной энергии на морском транспорте и об участии института в проведении испытаний и освоении атомного ледокола «Ленин» (1959). Программы по тематике погрузочных работ в портах. Проект сетки типов судов (1956-1965). Ходатайство о присвоении институту имени академика В. Л. Поздюнина (1949). Акт приема-передачи института его директорами с материалами к нему (1955). Документы о командировках (предписания, отчеты). Отчеты о подготовке научных кадров. Отчеты по основной деятельности. Материалы о работе подсобного хозяйства (планы, акты, переписка, протоколы, паспорт). Планы и лимиты по труду. Финансовые планы. Планы, титульные списки, лимиты финансирования, отчеты по капвложениям. Статистические отчеты о наличии и составе кадров. Акты ревизии и отчеты финансово-хозяйственной деятельности. Заключение о причинах аварии на теплоходе «Иван Папанин» (1941). Сметы расходов. Штатные расписания. Документы (протоколы, сметы, финансовые отчеты) месткома.
Научная документация (НД)
Отчеты по тематике: перспективное развитие флота; научные принципы проектирования судов; мореходные качества корабля; технология судостроения и судоремонта; материалы судовых конструкций; прочность судового корпуса; судовые двигатели внутреннего сгорания; судовые паросиловые и паротурбинные установки; электротехника и электрооборудование судов; связь; автоматика и механизация на судах; теплотехнические исследования; технические средства навигации и управления судном; судовождение и техническая эксплуатация флота; технология морских перевозок грузов; вспомогательные механизмы и системы; безопасность на флоте; портовые сооружения; нормативные исследования; экономика, управление, организация работы и эксплуатация флота и портов; дноуглубление; волновые исследования; защита от коррозии и обрастания; топлива и масла; технология морских перевозок; организация технологии перевоза грузов; морское право и коммерческая эксплуатация.
Представлены работы М. Е. Барановского, В. Ф. Большакова, С. Н. Драницына, В. Б. Липиса, А. И. Максимаджи и других видных специалистов.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РЕЧНОГО ФЛОТА (ЦНИИРФ) МИНИСТЕРСТВА РЕЧНОГО ФЛОТА СССР (1935-1959)
ф.Р-213, 1034 ед. хр., 1935-1958 гг.; систематический каталог; авторский указатель (к оп. 2-1).
УД — 336 ед. хр.,1939-1958 гг., 2 оп.; НД — 698 ед. хр.,1935-1950 гг., 1 оп.
Приказом Наркомата морского флота СССР от 21 августа 1939 г. № 183 создан Центральный научно-исследовательский институт речного флота (ЦНИИРФ).
Приказом Министерства морского и речного флота СССР от 25 июня 1953 г. № 196-пр Центральный научно-исследовательский институт морского флота (ф. 215) и ЦНИИРФ объединены в Центральный научно-исследовательский институт строительства и технической эксплуатации флота (ЦНИИСТЭФ).
Постановлением СМ СССР от 3 сентября 1954 г. № 1877 возобновлена самостоятельная деятельность ЦНИИРФ.
Приказом Министерства речного флота СССР от 23 февраля 1959 г. № 35-пр в связи с объединением ЦНИИРФ с Ленинградским институтом инженеров водного транспорта (ЛИИВТ) (ф. 212) ЦНИИРФ прекратил свою деятельность.
Институт находился в ведении: Наркомата водного транспорта СССР (1935-1939), Наркомата речного флота СССР (1939-1946), Министерства речного флота СССР (1946-1953), Министерства морского и речного флота СССР (1953-1954), Министерства речного флота СССР (1954-1958).
Основные направления деятельности: исследования и разработки в области речных судов (двигателей, погрузо-разгрузочного оборудования и др.); технико-экономические методические разработки в области речных перевозок.
Управленческая документация (УД)
Приказы вышестоящих организаций. Положения об институте (1939). Протоколы заседаний коллегии вышестоящих организаций, НТС и его секций; Ученого совета, технического совета и его секций, секций Московского отделения, центрального технического управления. Планы заседаний, стенограммы. Отчеты о работе Ученого совета. Стенограммы НТС, совещаний производственно-хозяйственного актива. Тематические планы и отчеты. Перечни НИР института (1940-1946), Московского отделения ЦНИИРФ (1947, 1950, 1951). Изобретательские и рационализаторские предложения, заключения и отзывы по НИР. Переписка с директором института. Отзывы, заключения, авторефераты по НИР института и сторонних организаций. Планы по внедрению НИР в производство. Годовые отчеты по основной деятельности. Отчеты по капитальным вложениям и капитальному строительству, об аспирантуре. Отчеты по наличию, учету текучести и распределению кадров. Финансовые планы. Разделительный отчет по ЦНИИРФ и ЦНИИМФ (на декабрь 1954). Договоры и планы по творческому содружеству работников института с другими предприятиями. Сметы расходов. Штатные расписания.
Научная документация (НД)
Отчеты по тематике: силовые установки; процессы сжигания и качество топлива; конструктивные решения, материалы и технология судостроения; испытания, вопросы эксплуатации и ремонта судов разных типов; организация перевозок и погрузо-разгрузочных работ; формирование речного русла; плавание на каналах. В числе документов: А. М. Басин и В. Н. Шукшин «Основные технические направления повышения скоростей движения судов» (1950), П. К. Божич «Заиление Днепровского водохранилища» (1946), Б. И. Збитнев и М. Н. Брежнев «Типизация судов транспортного флота для внутренних водных путей» (1946), Г. М. Матлин «Разработка ГОСТа на судоходные каналы» (1950), Н. А. Ржаницын «Теоретические основы и практические методы расчета руслового потока» (1948), «Освоение новых водных путей Ленинградской области для целей судоходства» (1950). Отчеты ЦНИИРФ и его отделений о научнотехнической деятельности (1941-1950).
Представлены работы: А. М. Басина, С. П. Бланка, А. П. Ирхина, Г. М. Матлина, Н. А. Ржаницына, З. А. Хандова, Ф. Л. Юдицкого и других видных специалистов.
ЦЕНТРАЛЬНЫй НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СУДОСТРОЕНИЯ (ЦНИИТЭИС) ГОСКОМИТЕТА СМ СССР ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ (1965-1998)
ф.Р-76, 268 ед. хр., 1944-1964 гг.; географический указатель (к оп. 2-1).
НД — 268 ед. хр., 1944-1964 гг.,1 оп.
Согласно постановлению СМ СССР от 11 мая 1962 г. № 445 и решением Госкомитета СМ СССР по науке и технике в конце 1965 г. создан Центральный научно-исследовательский институт технико-экономических исследований судостроения (ЦНИИТЭИС).
Основные направления деятельности: разработка программ и технико-экономических обоснований финансовых и коммерческих операций; изучение информации в области экономики и автоматизированных систем управления производством (АСУП).
Организация выведена из списка организаций-источников комплектования ЦГАНТД СПб на основании решения ЭПМК Архивного управления (протокол от 18.02.1998 г. № 1) Научно-техническая документация, разработанная институтом, передана в ЦНИИ им. А. Н. Крылова и Центральный научно-исследовательский институт технологии судостроения (ЦНИИТС).
Научная документация (НД)
Материалы (доклады, выступления, отчеты специалистов и др.) международных комитетов и комиссий, конгрессов, симпозиумов и конференций по судостроению и другим отраслям промышленности. Отчеты специалистов о посещении специализированных иностранных выставок, ярмарок и предприятий с целью ознакомления с образцами техники, со структурой и оборудованием заводов, с организацией и технологией производства в области судостроения, машиностроения и других отраслей промышленности. В числе документов: «Организация проектирования кораблей в США», «Организация производства на судостроительных заводах США», «Краткое описание судостроительных заводов США» и отчетный доклад А. С. Петрова в Наркомате судостроительной промышленности СССР «Общая организация коммерческого судостроения в США и организация подготовки кадров для судостроения» (1944-1945); обзор по судостроению в Голландии (1955); отчет о командировке на китобойную базу «Дальний восток» в первый промысловый рейс (1963); отчеты: о Международном конгрессе судостроителей (1955), о промышленной выставке в Англии (1958); о I международном конгрессе Американского общества радиоинженеров (1960), о I международном конгрессе по коррозии металлов (1961), об итальянско-советском симпозиуме по судостроению (1964).
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. АКАД. А. Н. КРЫЛОВА (ЦНИИ ИМ. АКАД. А. Н. КРЫЛОВА) МИНИСТЕРСТВА СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР (1917 - ПО НАСТ. ВРЕМЯ)
ф.Р-425, 414 ед. хр., 1950-1974 гг.; систематический каталог, каталог по истории учреждений.
УД — 414 ед. хр., 1950-1974 гг., 1 оп.
В 1894 году в Санкт-Петербурге создано первое в России специальное научноисследовательское учреждение по профилю кораблестроения — Опытовый судостроительный бассейн Морского Ведомства. В декабре 1917 г. организация перешла в ведение ВСНХ РСФСР.
В 1932 году на базе Опытового бассейна и его лабораторий создается Научноисследовательский институт военного кораблестроения (НИВК).
В 1938 году институт преобразован в Научно-исследовательский институт судостроения НИИ-45 Наркомата оборонной промышленности СССР. В 1939-1940 гг. в НИИ-45 влился Научно-исследовательский институт судостроения и судовых стандартов (НИИ-4, ранее НИСС).
В 1939 году НИИ-45 преобразован в Центральный научно-исследовательский институт (ЦНИИ-45). При институте созданы специализированные институты № 1, № 2, № 3 и специальная научно-исследовательская лаборатория -1 (СНИЛ-1).
В 1944 году ЦНИИ-45 присвоено имя академика А. Н. Крылова и стал называться Центральным научно-исследовательским институтом им. акад. А. Н. Крылова (ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова).
ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова награжден орденом Трудового Красного Знамени в 1944 году, Орденом Ленина — в 1963 году.
Основные направления деятельности: исследования и опытно-конструкторские работы по созданию судов и плавучих технических средств (по теории проектирования судов, гидроаэродинамике судов, судовой автоматике, корабельной акустике, движителям, по проектированию авианосцев, высокоскоростных судов и т. д.) Институт находился в ведении: Министерства судостроительной промышленности СССР (1950-1957), Госкомитета СМ СССР по судостроению (1957-1965), Министерства судостроительной промышленности СССР (1965-1974).
В настоящее время — Федеральное государственное унитарное предприятие «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова» (ФГУП «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова»).
Управленческая документация (УД)
Приказы вышестоящих организаций, по институту (1951-1974). Протоколы заседаний научно-технического совета. Отчеты по основной деятельности института. Отчеты по НИР (1953-1955). Отчеты о загранкомандировках. Отчеты по изобретательской и рационализаторской деятельности. Документы о передаче проектного отдела института Государственному союзному проектному институту (ГСПИ-2) (1957). Финансовые планы и отчеты. Отчеты по капиталовложениям, по кадрам. Сметы расходов. Штатные расписания.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ № 22 (НИИ-22) НАРКОМАТА АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР (НЕ УСТ.)
ф.Р-453, 79 ед. хр., 1936-1941 гг.
КД-79 ед. хр., 1936-1941 гг., 1 оп.
Конструкторская документация (КД)
Технические условия и задания на проектирование, тактико-технические требования, описания, чертежи, материалы (программы, отчеты и др.) по изготовлению и испытаниям приборов и устройств: прицелов и других устройств, относящихся к прицеливанию (в их числе: гироскопический стабилизатор вектора ветра и другие гироскопические приборы). Протоколы и стенографические отчеты технических совещаний по приборам. Тематические планы, перечни, оперативные календари, отчеты о выполнении планов НИОКР. В числе документов: программа и тезисы докладов конференции по гироскопии (1940).