ЦГАНТД СПб. Фонд Р-215

АРЕНДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МОРСКОГО ФЛОТА". САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 1939-1992.

Результатов 1 - 19 из 19
Описи отсутствуют

11

1939–1950
Дел: 437

11С

1955–1965
Выбыла

12

1951–1955
Дел: 198

13

1945–1955
Дел: 11

14

1956–1966
Дел: 669

15

1956–1966
Дел: 66

16

1955–1965
Дел: 85

17

1975–1980
Дел: 166

18

1967–1974
Дел: 151

19

1981–1984
Дел: 137

21

1939–1957
Дел: 753

22

1951–1955
Дел: 452

23

1956–1965
Дел: 1184

24

1951–1975
Дел: 1439

25

1981–1992
Дел: 113

26

1976–1980
Дел: 140

110

1985–1988
Дел: 76

111

1989–1994
Дел: 45

112

1995–1999
Дел: 36
Сокращённое название: ЦНИИМФ
Крайние даты документов: 1939–1999
Историческая справка:

Историческая справка к фонду №215

«Центральный научно-исследовательский институт морского флота СССР»

г. Санкт-Петербург

ул. Кавалергардская, 6

Первой морской научно-исследовательский организацией, призванной решать проблемы морского флота. Был Научно-исследовательский институт судостроения и судоремонта (НИИ СС), созданы приказом № 767 от 26 февраля 1929 года Народного Комиссариата путей сообщения (НКПС)1

Задачи института: изучение плавающих и подлежащих постройке судов, особенно судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов путем снижения эксплуатационных расходов, использование новейших достижений отечественного зарубежного опта эксплуатации флота для создания научно-обосновательных предложений, выдаваемых промышленности, разработка требований ля повышения качества судов, обеспечивающих наибольшую безопасность плавания и необходимые санитарно-гигиенические условия труда.

Структура института предусматривала создание подразделении: мореходных качеств судов, испытания судов, судомеханического, судовых конструкций и судоремонта.

Для расширения научно-исследовательских работ на водном транспорте приказом от 17 марта 1930 года № 1383 по НКПС2 производится реорганизация органов управления морского флота - образовывается Всесоюзное объединения морского транспорта. На базе НИИ СС организуется Центральный научно-исследовательский институт морского транспорта (приказ НКПС от 6 августа 1930 года № 1692)3 . Основными задачами института были научные работы в области эксплуатации, строительства морского транспорта и его реконструкции.

В январе 1931 года создан Наркомат водного транспорта. Приказом данного Наркомата №48 от 18.03.31г.

Центральный научно-исследовательский институт морского транспорта объеден с Центральным научно-исследовательским институтом речного транспорта. На их базе создается Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта (ЦНИИВТ).4 В задачи института входило: научные исследования по экономике и эксплуатации флота, портов и водных путей, судостроению и ремонту.

В 1939 оду был ликвидирован Наркомат водного транспорта и образованы Наркомат речного флота СССР и Наркомат морского флота СССР.

На основании приказа НКМФ и НКРФ №183/273 от 25 августа ЦНИИВТ был разделен на два института: Центральный научно-исследовательский институт речного флота с подчинением Наркомату речного флота СССР и Центральный научно-исследовательский институт морского флота с подчинением Наркомату морского флота СССР.5

Основными задачами ЦНИИМФ являлись научные разработки проблем морского транспорта.

Приказом НКМФ СССР от 15.03.41 №126 на ЦНИИМФ возложена координация и методическое руководство всей научно-исследовательской работой в Наркомфлоте.6

В 1946 году с управлением Комиссариатов ЦНИИМФ перешел в подчинение Министерства морского флота СССР.

В 1953 году образовано Министерство морского и ре6ого флота. Приказом данного Министерства от 25.06.53 №196-пр, ЦНИИ морского флота был объединен с ЦНИИ речного флота в Центральный научно-исследовательский институт строительства и технической эксплуатации морского и речного флота (ЦНИИСТЭФ).7

В 1954 году было ликвидировано Министерство морского и речного флота СССР и восстановлены ММФ от 07.09.54 №7-пр. был вновь организован ЦНИИМФ с непосредственным подчинением ММФ СССР.8

На ЦНИИ морского флота возлагается проведение исследований по созданию и эксплуатации технических средств морского флота.

Организация является головным научно-исследовательским институтом в области:

- перспектив развития технических средств морского флота;

- комплексной автоматизации и механизации производственных процессов на судах;

- технической эксплуатации морского флота;

- организации улучшения условий труда на морском флоте;

- безопасности мореплавания.

ЦНИИМФ включает в себя 3 бассейных отделения: Латвийское(г. Рига), Мурманское (г. Мурманск), Северное (г. Архангельск); и два филиала: Дальневосточный (г. Владивосток) и Черноморский (г. Одесса).

За период своей деятельности институт внес большой вклад в развитие морского транспорта страны.

В тридцатые годы ЦИИМФ разрабатывал планы электрификации морского транспорта, организации смешенных железнодорожно-водных перевозок с дополнительным привлечением грузов на воду, программу пополнения флота судами для освоения Северного морского пути.

С началом войны институт перестраивает свою работу. По заданию командования Ленинградского фронта институтом разработан прибор для обнаружения самолетов, траншейный перископ. В экспериментально-производственных мастерских, под руководством талантливого изобретателя А.Н. Шамарина, было налажено производство корпусов мин и снарядов, взрывателей, траншейных перископов.

В 50-е годы институт разрабатывает типы и технико-эксплуатационные характеристики судов перспективной постройки. Практическая реализация разработок существенно обновила флот за счет пополнения серийными судами-танкерами типа «Казбек», «Прага».

На основании технико-экономических обоснований института впервые в мировой практике осуществлено крупносерийное строительство сухогрузных универсальных судов открытого типа. ЦНИИМФ принимал активное участие в создании всех основных типов судов, в том числе атомных ледоколов «Ленин», «Арктика», крупнотоннажных танкеров типа «Крым».

В 60-е годы институт разрабатывал генеральную перспективу развития морского транспорта, предусматривающую создание качественно нового флота, состоящего из серийных крупнотоннажных автоматизированных судов с повышенным скоростями, способного решать важнейшие экономические и стратегические задачи.

В развитие генеральной перспективы разработаны типы и технико-эксплуатационные характеристики судов всех назначений, направления развития судовой энергетики, нормы прочности и правила постройки морских судов, намного опередившие аналогичные зарубежные работы и открывшие путь широкому применению в судостроении сталей повышенно прочности.

На основе научно-исследовательских разработок института кардинально изменяется структура топливно-энергетического баланса морского транспорта, создаются новые принципы судовождения и связи, основанные на электрорадионавигационной аппаратуре в том числе на автоматизированных комплексах с использованием искусственных спутников Земли.

Институт ведет работу по защите интересов морского флота страны в сфере международного судоходства: в 1968 году разработан Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, утвержденный Президиумом ВС СССР. Институт постоянно участвует в работе Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО).

Основные положения, по охране человеческой жизни на море, о грузовой марке, о правилах предупреждении столкновений судов, по предотвращению загрязнения моря, разработанные институтом, вошли составной частью в международные конвенции.

Научно исследовательские работы в институте проводились под руководством ведущих ученых: академиков А.Н.Крылова и В.А. Полонского. В работах института активное участие принимал академик Ю.Л. Шимански, член-корр. АН СССР В.В. Звонков, д.т.н. профессор В.Е. Ляхницкий.

На государственном хранении в ЦГАНТД находится 1473 ед. хр. управленческой документации за 1939-1966 годы и 3813 ед. хр. научно-исследовательских разработок за 1940-1975 годы.

Фонд ЦНИИМФ отнесен к особо ценным.

По фонду выявлено и замикрофильмировано 132 ед. хранения особо ценных дел управленческой документации.

Главный хранитель фонда В.А. Воробьева

Согласовано ЭПМК ЦГАНТД

Протокол №11 от 30.09.94г.

________________________________

1 ЦГАНХ СССР, ф.1884, оп.38, д. 1591, л.1, Iоб. - 7об.

2 ЦГАНХ СССР, ф.1884, оп.40, д. 311, л.114.

3 ЦГАНХ СССР, ф.7795, оп.1, д. 365, л.10.

4 ЦГАНХ СССР, ф.7458, оп.1, д.30, л.л. 86-92.

5 ЦГАНХ СССР, ф.8045, оп.3, д.3, л. 17.

6 ЦГАНХ СССР, ф.р-215, оп.1-1, д.55, л.9.

7 ЦГАНХ СССР, ф. р-215, оп.1-2, д.76, л.14.

8 ЦГАНХ СССР, ф. р-215, оп.1-2, д.109, л.1.

Приказом Наркомата путей сообщения от 6 августа 1930 г. № 1692 на базе Научно-исследовательского института судостроения и судоремонта (НИИСС) организован Центральный научно-исследовательский институт морского транспорта (ЦНИИМТ).

Приказом Наркомата водного транспорта от 18 марта 1931 г. № 48 ЦНИИМТ (Ленинград) объединен с Центральным научно-исследовательским институтом речного транспорта (Москва) в Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта (ЦНИИВТ) в Ленинграде.

В 1939 году Наркомат водного транспорта разделился на Наркомат морского и речного флота. Приказом Наркомата морского флота от 25 августа 1939 г. № 183 и Наркомата речного флота № 273 на базе ЦНИИВТ созданы самостоятельные институты: Центральный научно-исследовательский институт речного флота (ЦНИИРФ) (ф. 213) и Центральный научно-исследовательский институт морского флота (ЦНИИМФ).

В июне 1953 г. Министерства морского и речного флота объединены в одно Министерство морского и речного флота (ММРФ). Приказом ММРФ от 25 июня 1953 г. № 196 ЦНИИМФ объединен с ЦНИИРФ в единый Центральный научно-исследовательский институт строительства и технической эксплуатации флота (ЦНИИСТЭФ).

Согласно постановлению СМ СССР от 3 августа 1954 г. № 1877 происходит разделение ММРФ на два самостоятельных. Приказом Министерства морского флота СССР от 7 сентября 1954 г. № 7-пр. вновь организован Центральный научно-исследовательский институт морского флота (ЦНИИМФ).

Институт находился в ведении: Наркомата морского флота СССР (1939-1946), Министерства морского флота СССР (1946-1953), Министерства морского и речного флота СССР (1953-1954), Министерства морского флота СССР (1954-1975).

Основные направления деятельности: исследования и разработки по созданию и эксплуатации технических средств морского флота, комплексной автоматизации и механизации производственных процессов на судах, по безопасности мореплавания.

В настоящее время – Закрытое акционерное общество «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (ЗАО «ЦНИИМФ»).

Состав документов:

Управленческая документация (УД)

Приказы и распоряжения вышестоящих организаций. Положения об институте (1940, 1951, 1954, 1962-1965), отделах, секторах и лабораториях (1950, 1955, 1959, 1966). Приказы, распоряжения по институту. Протоколы и стенографические отчеты заседаний вышестоящих организаций, Ученого совета, НТС и его секций, технического совета и его секций. Протоколы пленарных, производственно-технических совещаний, совещаний при директоре; собраний партийно-хозяйственного актива. Стенографический отчет совещания представителей морских организаций Ленинграда (1940). Материалы (планы, отчеты, сборник тезисов докладов, акт приема-сдачи дел) о работе НТС. Тематические планы. Научно-производственные планы. Планы НИОКР по новой технике. Сводные планы НИР по морскому флоту. Списки, отзывы и заключения по НИР (1939-1955). Статьи научных сотрудников (1939-1951). Доклады директора института. План работы бюро научной информации. Отчеты о работе по рационализации и изобретательству. Планы и отчеты о работе аспирантуры (1959, 1965). Справки, доклады, отчеты о деятельности института и его отделов. Задания по разработке и изготовлению образцов новой техники. Обзор технико-экономических и эксплуатационных качеств морских транспортных судов нового поколения, отзывы на проекты судов. Документы по проектам (протоколы, пояснительные записки, заключения, переписка). Материалы по обмену научно-техническим опытом и научной информацией (программы, планы, переписка). Договоры о социалистическом соревновании, о творческом содружестве. Социалистические обязательства. Материалы конференций (распоряжения, тезисы докладов, переписка). Переписка с вышестоящими организациями, иностранными редакциями журналов, морскими учреждениями, зарубежными институтами. Документы о научно-техническом сотрудничестве с научно-исследовательскими организациями зарубежных стран (протоколы, планы, отчеты, справки). Отчет о работе института (1941). Сведения об ущербе, причиненном институту военными действиями (1943). Справки о выполненных институтом работах в период Великой Отечественной войны. Справки о работе Ленинградского музея торгового мореплавания и дома техники торгового морского флота. Материалы испытаний (акты, приказы, переписка). Справка по вопросу иммунитета советских государственных торговых морских судов в современных условиях (1962). Переписка по разработке проблем использования атомной энергии на морском транспорте и об участии института в проведении испытаний и освоении атомного ледокола «Ленин» (1959). Программы по тематике погрузочных работ в портах. Проект сетки типов судов (1956-1965). Ходатайство о присвоении институту имени академика В.Л. Поздюнина (1949). Акт приема-передачи института его директорами с материалами к нему (1955). Документы о командировках (предписания, отчеты). Отчеты о подготовке научных кадров. Отчеты по основной деятельности. Материалы о работе подсобного хозяйства (планы, акты, переписка, протоколы, паспорт). Планы и лимиты по труду. Финансовые планы. Планы, титульные списки, лимиты финансирования, отчеты по капвложениям. Статистические отчеты о наличии и составе кадров. Акты ревизии и отчеты финансово-хозяйственной деятельности. Заключение о причинах аварии на теплоходе «Иван Папанин» (1941). Сметы расходов. Штатные расписания. Документы (протоколы, сметы, финансовые отчеты) месткома.

Научная документация (НД)

Отчеты по тематике: перспективное развитие флота; научные принципы проектирования судов; мореходные качества корабля; технология судостроения и судоремонта; материалы судовых конструкций; прочность судового корпуса; судовые двигатели внутреннего сгорания; судовые паросиловые и паротурбинные установки; электротехника и электрооборудование судов; связь; автоматика и механизация на судах; теплотехнические исследования; технические средства навигации и управления судном; судовождение и техническая эксплуатация флота; технология морских перевозок грузов; вспомогательные механизмы и системы; безопасность на флоте; портовые сооружения; нормативные исследования; экономика, управление, организация работы и эксплуатация флота и портов; дноуглубление; волновые исследования; защита от коррозии и обрастания; топлива и масла; технология морских перевозок; организация технологии перевоза грузов; морское право и коммерческая эксплуатация.

Представлены работы М.Е. Барановского, В.Ф. Большакова, С.Н. Драницына,

В.Б. Липиса, А.И. Максимаджи и других видных специалистов.

Вспомогательный НСА:
Персоналии: ЦНИИ,МОРСКОГО ФЛОТА