ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕХНИКО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МИНИСТЕРСТВА РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР. ЛЕНИНГРАД. 1940-1985.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА К ФОНДУ ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕХНИКО-КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО МИНИСТЕРСТВА РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР
198035, Ленинград, Гапсальская ул., 1-а
Центральное технико-конструкторское бюро (ЦТКБ) образовано в соответствии с приказом Народного комиссариата речного флота СССР «О структуре и штатах Наркомречфлота СССР» №236 от 15 июля 1940 года. ЦТКБ являлось организацией Всесоюзного значения, действующей на хозрасчетных началах и состоящей в непосредственном ведении технического отдела народного комиссариата речного флота СССР.
Создание ЦТКБ преследовало следующие цели и задачи:
- составление эскизных проектов, рабочих чертежей речных и озерных судов, разгрузочных, погрузочных и судовых механизмов транспортного, технического и служебно-вспомогательного флота;
- составление технико-экономических обоснований;
- разработка и внедрение на промышленных предприятиях новой техники и прогрессивной технологии;
- разработка стандартов и нормалей.
В период Великой Отечественной войны бюро эвакуируется в Москву, а в конце 1945 года реэвакуируется и возобновляет свою деятельность в Ленинграде. В 1946 году в связи с реорганизацией Наркоматов в Министерства ЦТКБ переходит в ведение Министерства речного флота СССР (МРФ СССР). Строительство и модернизация речного флота СССР приводят к расширению масштаба деятельности бюро.
На основании постановления Совета Министров СССР №1567 от 22 июля 1953 года создается объединенное Министерство морского и речного флота СССР, приказом которого №196-пр от 25 июня 1953 года ЦТКБ объединяется с Центральным проектно-конструкторским бюро по судостроению -1 (ЦПКБ - 1).
В связи с указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1954 года об образовании общесоюзных министерств морского и речного флота Совет Министров СССР издал постановление №1877 от 3 сентября 1954 года, согласно которому все предприятия, организации и учреждения бывшего Министерства морского и речного флота СССР передавались Министерству морского или речного флота СССР соответственно их подчиненности до их объединения по состоянию на 27 марта 1953 года.
В соответствии с этим решением ЦТКБ перешло в ведение Министерства речного флота СССР и возобновило свою деятельность с 1 октября 1954 года. Бюро имело в этот период следующую структуру:
- бухгалтерия;
- плановый отдел;
- отдел кадров;
- административно-хозяйственный отдел;
Производственные отделы:
- общего проектирования с архитектурной группой;
- корпусов и обстройки;
- механического оборудования и устройств;
- судовых систем и трубопроводов;
- электро - и радиооборудования;
- эксплуатационно-экономический сектор;
- технологии;
- железобетонного судостроения;
- типового оборудования;
- судовых механизмов и паровых котлов;
- испытания судов и механизмов;
- стандартизации и технической информации;
- отдел вспомогательного производства;
- отдел оформления
- техническая библиотека;
- технический архив.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 июня 1956 года «Об образовании республиканского Министерства речного флота и приказом Министерства речного флота РСФСР №1-пр» от 8 июня 1956 года Центральное технико-конструкторское бюро переведено в его непосредственное ведение.
В 1965 году в составе бюро создаются новые отделы:
- силовых установок и систем;
- движителей;
- комплексной автоматизации;
- унификации оборудования;
- рабочего проектирования;
- пластмасс;
- сектор моделирования;
- копировальная группа и светокопировальная мастерская, машбюро.
Согласно приказу Министерства речного флота РСФСР №50-пр от 31 марта 1965 года на ЦТКБ были возложены функции базовой организации по стандартизации и нормализации речных и озерных судов и их оборудования, а также методическое руководство и общая организация работ по стандартизации работ по стандартизации, нормализации и типизации.
ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА ЦТКБ МРФ РСФСР К.И.СНЕЖКОВ
22.06.1977 год
Приказом Наркомата речного флота СССР от 15 июля 1940 г. № 236 образовано Центральное технико-конструкторское бюро (ЦТКБ).
В период Великой Отечественной войны ЦТКБ эвакуировано в Москву, в конце 1945 г. реэвакуировано и возобновило свою деятельность в Ленинграде.
Приказом Министерства морского и речного флота СССР от 25 июня 1953 г.
№ 196-пр ЦКТБ объединено с Центральным проектно-конструкторским бюро по судостроению-1 (ЦПКБ-1). По постановлению СМ СССР от 3 сентября 1954 г. № 1877 ЦТКБ вновь стало самостоятельным.
Бюро находилось в ведении: Наркомата речного флота СССР (1940-1946), Министерства речного флота СССР (1946-1953), Министерства морского и речного флота СССР (1953-1954), Министерства речного флота СССР (1954-1956), Министерства речного флота РСФСР (1956-1970).
Основные направления деятельности: проектирование речных и озерных судов; разгрузочных, погрузочных и судовых механизмов транспортного, технического и служебно-вспомогательного флота; разработка технико-экономических обоснований, стандартов, нормалей для проектирования судов.
В настоящее время – Открытое акционерное общество «Инженерный центр речного судостроения» (ОАО «ИЦС»).
Управленческая документация (УД)
Приказы, решения, указание вышестоящих организаций. Приказы и распоряжения по бюро. Протоколы заседаний коллегии, технического совета, технических совещаний вышестоящих организаций, совещаний при главном инженере бюро. Тематические планы НИОКР. Перспективный план проектных работ бюро. План совместных работ бюро с научно-исследовательскими и проектными организациями. Переписка с вышестоящими организациями. План организационно-технических мероприятий. Перечень основных работ, выполненных бюро за 1960-1964 гг. (1964). Основные показатели деятельности бюро за 1960-1965 гг. (1965). Справки, докладные записки о работе бюро. Отчеты по основной деятельности, по капитальному строительству. Сметы и штатные расписания. Производственно-финансовые планы. Статистические отчеты о работе с кадрами. Социалистические обязательства бюро и справки об их выполнении. Приемо-сдаточный акт при объединении бюро с ЦПКБ-1 (1953). Разделительный баланс бюро при его выделении из ЦПКБ-1 (1954). Положение о базовом бюро по стандартизации и нормализации в речном и озерном судостроении (1965). Документы (протоколы, финансовые и статистические отчеты, сметы, социалистические обязательства) месткома.
Конструкторская документация (КД)
Технические, рабочие проекты: полупалубной деревянной баржи для Рыбинского водохранилища; одновинтового буксирного теплохода - 471 мощностью 150 л.с.; речного буксирного двухвинтового парохода мощностью 500 л.с.; мелкосидящего буксирного теплохода-522, 522А мощностью 150 л.с.; озерно-речного металлического двухвинтового буксирного парохода БОР-400 мощностью 400-450 л.с.; грузового теплохода грузоподъемностью 10-15 тонн; пассажирского мотокатера из пластмассы на 10-12 человек; пассажирского теплохода из пластмассы - 930 на 65 мест; речного пассажирского одновинтового теплохода; мотолодки - 893А; опытного пассажирского судна на воздушной подушке - 50 и др.