ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НАРКОМАТА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА СССР. ЛИКВИДИРОВАН В 1939 Г. ЛЕНИНГРАД. 1930-1939.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
К фонду «Центральный научно-исследовательский институт водног транспорта»
Начало организации научно-исследовательской работы на водном транспорте относится к 1930 году.
С 26 марта 1930г. в системе Центрального научно-исследовательского Управления Наркомата путей сообщения /ЦНИУ НИПС/ обращуется научно-исследовательский институт судостроения и ремонта.
На оснвании приказа по НКПС за № 140 от 1 сентября 1930г. Нижненовгородская и Днепровская станция и группа работников института судостроения и судоремонта реорганизуются в местные отделения Центрального научно-исследовательского института речного транспорта /ЦНИИРТ/.
с 1-го же октября 1930г. образуется Центральный научно-исследовательский институт морского транспорта /ЦНИИМТ/.
На основании постановления коллегии Наркомата водного транспорта от 2 марта 1931г. с 1 апреля 1931г. организуется Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта /ЦНИИВТ/, с подчинением Наркомату водного транспорта СССР.
Основными задачами института являлись вопросы научно-исследовательской работы во всех областях деятельновсти морского и речного флота с использованием достижений Советской и иностранной техники.
В период своей деятельности институт проводил научно-исследовательские работы по ряду тем, которые имели большое значение для развития водного транспорта.
Организация работы по пылесжиганию на морских судах, по этой теме была установлена на пароходе «Дмитров» которач дала большой экономический эффект.
1935г. - явился годом рождения стахановского движения охватившего все отрасли деятельности народного хозяйства страны.
Таким последователем Алексея Стаханова на речно транспорте стал т. БЛИДМАН, который увеличил в несколько раз производительность труда на перегрузочных работах.
Институт приступил к разработке темы «Анализ и внедрение метода т.БЛИДМАНА», направленной на изучение и распостранение этих методов по всей системе водного транспорта СССР.
Институт был ликвидирован с 25 августа 1939г. в связи с разделением на два института Центральный научно-исследовательский институт морского флота ЦНИИМФ и Центральный научно-исследовательский институт Речного флота ЦИИИМФ.
Директор ЦНИИ
Морского флота П.Струмпе
Приказом Наркомата путей сообщения СССР от 26 марта 1930 г. в системе Центрального научно-исследовательского управления Наркомата путей сообщения СССР организован Научно-исследовательский институт судостроения и ремонта. В 1930 году на его базе образуется Центральный научно-исследовательский институт морского транспорта (ЦНИИМТ).
В связи с реорганизациями органов управления (Наркоматов) в июле 1930 г. создаются два института: Центральный научно-исследовательский институт морского транспорта (ЦНИИМТ) и Центральный научно-исследовательский институт речного транспорта (ЦНИИРТ).
Приказом Наркомата водного транспорта СССР от 18 марта 1931 г. № 48 ЦНИИРТ и ЦНИИМТ объединяются в единый Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта (ЦНИИВТ).
Приказом Наркомата морского флота СССР от 21 августа 1939 г. № 183, в связи с очередной реорганизацией органов управления (Наркоматов), и разделением на два института: Центральный научно-исследовательский институт морского флота (ЦНИИМФ) (ф.215) и Центральный научно-исследовательский институт речного флота (ЦНИИРФ)
(ф. 213) ЦНИИВТ ликвидирован.
Институт находился в ведении: Наркомата водного транспорта СССР (1931-1939).
Основные направления деятельности: исследования в области судостроения и судовождения; проектирование нового и реконструкция существующего водного транспорта; разработка правил и технологий обслуживания судов.
Управленческая документация (УД)
Приказы, распоряжения вышестоящих организаций. Положения об институте, его отделениях, организациях, управлениях (1932, 1934). Анкеты института с данными о его деятельности и истории (1935). Протоколы совещаний вышестоящих организаций, заседаний НТС и его секций, технических совещаний, инспекции охраны труда, общих собраний сотрудников секторов института. Протоколы заседаний местного бюро инженерно-технической службы. Тематические планы и отчеты института. Списки, отзывы, аннотации по НИР. Документы (списки, отзывы, предложения, отчеты, протоколы) по изобретательству и рационализаторской работе. Производственные планы и отчеты экспериментально-производственных мастерских и лабораторий. Стенографические отчеты заседаний дирекции института. Доклады о деятельности института. Акты приема-передачи института (1935), Волжской транспортно-гидрологической станции (1936). Документы (соглашение, протоколы, переписка) разделения института между Наркоматами морского и речного флота. Ликвидационный отчет института по состоянию на 1 августа 1939 г. Паспорта судов. Описание роторного самолета-геликоптера (1932). Дело об изобретении А.И. Иоффе аппарата воздушной штурманской сигнализации (1935). Переписка с вышестоящими организациями, НИИ, пароходствами, редакциями журналов, отделениями института. Отчет о поездке на реку Десна (1931). План заграничных командировок сотрудников института. Коллективные договоры. Отчеты о проведении стахановской декады по институту, его секторам и лабораториям. Издательские планы. Вырезки из газет о работе института. Докладные записки по обследованию института. Отчеты о финансово-хозяйственной деятельности. Планы и отчеты о выполнении капитальных работ, по труду. Титульные списки объектов капитального строительства, капитальных вложений. План ввода в эксплуатацию объектов оборудования. Описание Кемского торгового порта (1931). Переписка с учреждениями по личному составу (1931-1937). Характеристики сотрудников (1933, 1935). Сметы. Штатные расписания, ведомости.
Научная документация (НД)
Отчеты по тематике: судовые двигатели внутреннего сгорания; судовые персиловые установки; физико-химический анализ воды, топлив и масел; электротехника; судовождение и связь; техническая эксплуатация флота; научно-исследовательское проектирование судов; экономика и эксплуатация флота; дноуглубление; портовые сооружения и волновые исследования; освоение новых водных путей Ленинградской области для целей сельского хозяйства.
Представлены работы: П.В.Алексеева, П.М. Иевлева, А.И.Иоффе и других видных специалистов.