
Игрушки и игры являются неотъемлемой частью детства, они выполняют важную роль в развитии и формировании ребенка.
Бег, прыганье и метание — главные элементы игры, делающие из них сильное орудие для укрепления сил и развития организма.
На шалости детей, на их беспорядочное беганье и прыганье — все то, что подчас доставляет немало хлопот окружающим, надо смотреть, как на инстинктивное выражение естественной потребности организма в движениях. Из всех форм телесных упражнений игры наиболее пригодны с гигиенической точки зрения как способ гармонического развития мускулатуры. И нет ничего благоприятнее для легких ребенка, как игры на свежем воздухе.
Не менее важным в игре является сама игрушка. Николай Дмитриевич Бартрам, организатор и первый директор первого в России музея игрушки, как нельзя лучше написал о пользе игрушки: «Родители смотрят на игрушку, как на забаву, a детям она даёт радость, удовлетворяющую их творчество.
Вспомните свое детство и всю серьезность отношения к игрушкам, все совместное переживание с ними – они были нашими друзьями, мы берегли их, а если и ломали, то этим руководило отнюдь не желание уничтожить, a скорее переделать и улучшить, ближе узнать, что там внутри, как она сделана. С помощью игрушек мы дополняли наше понимание жизни, расширяли мир грёз, очень часто делились с ними своим горем и радостью.
Время раннего детства — это время, когда игрушка доставляет ребенку безотчетную радость: радость красот соединяется с инстинктивным стремлением к творчеству. За всю жизнь человек не творит столько, как в своём детстве: школа, a затем условия жизни редко позволяют человеку отдаваться таки полно своему творчеству, как в детстве».
Важно упомянуть о гигиенических требованиях для игрушек. В любой игре надо следовать золотому правилу – держать игрушки в чистоте и опрятности. В отношении детских игрушек для младенцев врачи призывали родителей обращать внимание на их внешний вид, окраску, поверхность. Наиболее подходящей формой игрушек признавалась шарообразная, без остроконечных выступов, с гладкой поверхностью. В качестве материалов, из которых были сделаны игрушки, рекомендовались резина, плотный целлюлоид, полированное дерево, при этом отмечалось, что лучше всего выбирать игрушки для детей без всякой краски или с такой краской, которая совершенно не стирается. Целлюлоид рассматривался как безвредный материал, а иногда и полезный, поскольку содержал в себе камфору, которая могла оказывать благотворное действие на ребенка. Игрушки из резины также должны были удовлетворять ряду требований: должны быть мягкими, эластичными, не должны быть окрашены и должны плавать в воде (если они тонули, то содержали в себе вредные примеси: черные – окись свинца, серые – окись цинка).
