О развитии идеи патриотического воспитания с начала ХХ века до современности
Особенности патриотического воспитания в начале ХХ века
Формирование модели патриотического воспитания в 1917-1920-е гг.
Патриотическое воспитание в условиях масштабной модернизации советского общества в 1930-е гг.
Патриотическое движение в годы Великой Отечественной войны
Патриотическая работа
в 1945-1964-е гг.
Патриотическое воспитание советской молодежи
в 1965-1980-е гг.
Развитие современного патриотического движения
|
|
Необходимость быть начеку в условиях сложной международной обстановки 1930-х гг., вынуждала советское руководство не только проводить масштабную форсированную индустриализацию, создавая военно-промышленный комплекс, но и заниматься патриотическим воспитанием населения, и молодёжи в частности, чтобы в любой момент быть готовым отразить агрессию врага.
Воспитанием подрастающего поколения и работой с молодежью были призваны заниматься Комсомол и пионерская организация. В этот период в целях дальнейшего улучшения учебно-воспитательной работы со школьниками, деятельность пионерской организации была перенесена в школу. После X съезда ВЛКСМ в 1936 г., обсудившего вопрос о работе комсомола в школе, пионерская организация приступила к созданию в школах пионерских отрядов. В направлении реализации задач воспитания значительное внимание уделялось вопросам организации внеучебной деятельности. В школах, учреждениях и на предприятиях создавались красные уголки с агитацией, где дети и молодежь могли проводить свой культурный досуг и где устраивались беседы политико-идеологической направленности. Для организации внешкольной работы решением президиума Ленсовета от 17 ноября 1935 г. был образован Ленинградский дворец пионеров, а 12 февраля 1937 г. он был открыт.
Одним из методов общественно-политического воспитания населения являлись так называемые "ударные обязательства". Школьники давали такие обязательства с целью повышения успеваемости, а молодые рабочие - для повышения производительности труда. Развитие ударничества и стахановского движения получило широкий размах на предприятиях Ленинграда. Одним из важных стимулов героики труда стало высокое нравственное чувство долга перед Родиной и народом. Молодые люди могли наблюдать, как благодаря их труду создавалась мощная экономика, гарантировавшая военную силу страны.
Важной составляющей патриотического воспитания стала военно-спортивная подготовка. Вовлеченность в спортивные организации стала массовой. Каждый завод, каждое предприятие, организация имели или свою спортивную команду или своё общество. Под шефством комсомола велась спортивная пропаганда, создавались детские и юношеские спортивные школы. Пропагандировать занятие физкультурой и спортом среди советского народа были призваны парады физкультурников, которые с 1931 г. стали проводиться в Ленинграде ежегодно. 13 августа 1930 г. вышел закон "Об обязательной военной службе", в котором отмечалось, что военная подготовка заменяет собой допризывную и готовит молодежь к прохождению действительной службы в РККА. Массовой формой работы с подростками стали летние лагерные сборы, военные игры, смотры технического творчества, оборонные кружки (авиамодельные, топографические, связи, стрелковые, санитарные и т. д.). Создавались военные кружки, клубы, спортивные секции и общества. На занятиях ОСОВИАХИМа молодые люди овладевали стрелковым оружием, изучали военное вооружение и технику. К началу Великой Отечественной войны юноши и девушки были активно вовлечены в военно-оборонную подготовку.
|