О развитии идеи патриотического воспитания с начала ХХ века до современности
Особенности патриотического воспитания в начале ХХ века
Формирование модели патриотического воспитания в 1917-1920-е гг.
Патриотическое воспитание в условиях масштабной модернизации советского общества в 1930-е гг.
Патриотическое движение в годы Великой Отечественной войны
Патриотическая работа
в 1945-1964-е гг.
Патриотическое воспитание советской молодежи
в 1965-1980-е гг.
Развитие современного патриотического движения
|
|
В октябре 1917 г. к власти пришли большевики, провозгласившие своей целью построение общества нового типа. Воспитание "нового человека" связывалось с формированием коммунистической убеждённости, непримиримым отношением к врагам социализма. Агитация должна была стать главным средством идеологического воздействия на население, в том числе, на молодежь. Начало Гражданской войны обострило необходимость массовой агитационной работы. Специальные агитбригады проводили митинги, читали лекции, организовывали собрания, принимали жалобы от населения, распространяли газеты, листовки, плакаты, книги, проводили выставки, киносеансы и концерты.
Для красноармейцев создавались клубы и агитационно-просветительные пункты, где посредством литературы, плакатов, кинофильмов и живого слова разъясняли смысл происходящей борьбы. Немаловажное значение придавалось снабжению солдат Рабоче-Крестьянской Красной Армии свежей прессой. К примеру, в 1919 г. в РККА выходило более семидесяти дивизионных газет. Агитационную работу с молодежью затрудняла безграмотность. В связи с этим, в 1919 г. выходит декрет СНК "О ликвидации безграмотности в РСФСР". Однако этот процесс не мог быть быстрым, и ликвидация безграмотности продолжалась впоследствии на протяжении 1920-1930-х гг.
Новая власть понимала необходимость организации молодежи в особые союзы. В 1917 г. в Петрограде был создан первый Социалистический союз рабочей молодёжи (ПССРМ). Члены Союза приняли активное участие в октябрьских событиях и становились добровольцами при приеме в Красную Армию. В октябре 1918 г. был образован Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ). ПССРМ был преобразован в Петроградскую организацию РКСМ. Коммунистический союз молодёжи стал ведущей организацией, занимающейся военно-патриотическим воспитанием советской молодёжи и призванной подготовить молодых людей к защите государства. Первичные организации РКСМ (с 1926 г. ВЛКСМ) создавались на предприятиях, в колхозах, совхозах, учебных заведениях, учреждениях, частях Красной Армии и флота.
22 апреля 1918 г. вышел Декрет ВЦИК "Об обязательном обучении военному искусству". Подростки и молодежь проходили военную подготовку, чтобы быть готовыми защищать социалистическое Отечество.
1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности в 1922 г. признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. В первые годы советской власти началось создание новой системы среднего образования. В 1918 г. вместо многочисленных типов образовательных систем вводилась двухступенчатая трудовая школа. К 1922 г. сложилась трехступенчатая система школьного образования. Учебные программы предусматривали и обязательное физическое воспитание.
После неудачных попыток приспособить систему скаутинга к коммунистической идеологии, в 1922 г. 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Российская организация юных разведчиков (РОЮР) в Петрограде была реорганизована в пионерскую организацию, целью которой было воспитание детей гражданами, полностью преданными коммунистической партии и своему государству. Пионерские отряды участвовали в коммунистических субботниках, помогали комсомольцам в борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью, в ликвидации неграмотности.
С целью пропаганды военных знаний среди населения страны создавались специальные общественные организации, самой крупной из которых стало созданное в 1927 г. Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). Организация создала по всей стране тиры, стрельбища, дома обороны, аэроклубы, кружки, в которых молодёжь допризывного возраста приобретала навыки обращения с оружием, вождению транспортных средств, знакомилась с общими основами военного дела. Слушатели и курсанты кружков и клубов получали специальности телефонистов и телеграфистов, радистов и мотористов, парашютистов и пилотов, санитаров и медсестер.
|