О развитии идеи патриотического воспитания с начала ХХ века до современности
Особенности патриотического воспитания в начале ХХ века
Формирование модели патриотического воспитания в 1917-1920-е гг.
Патриотическое воспитание в условиях масштабной модернизации советского общества в 1930-е гг.
Патриотическое движение в годы Великой Отечественной войны
Патриотическая работа
в 1945-1964-е гг.
Патриотическое воспитание советской молодежи
в 1965-1980-е гг.
Развитие современного патриотического движения
|
|
В начале ХХ века Российская империя достигла своего расцвета и пика могущества. В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры, историей государства и верноподданническими чувствами. Эти ценности выразились в девизе: "За Веру, Царя и Отечество".
С целью воспитания детей в дореволюционной России в исторических традициях империи, в Санкт-Петербурге и других городах России отмечались с большим размахом 300-летие Дома Романовых и юбилеи военных побед. Празднование Полтавского триумфа в 1909 г. проходило на государственном уровне. От воспитанников средних учебных заведений был определен состав депутаций для поездки из Санкт-Петербурга в Полтаву на празднование 200-летнего юбилея победы.
С особым торжеством отмечался 100-летний юбилей Бородинского сражения. Празднования начались 26 августа 1912 г. Торжественная литургия была отслужена в Казанском соборе. У Александровской колонны состоялся парад войск.
Физическое воспитание будущих воинов во все времена начиналось с юности. Поэтому особое внимание в средних учебных заведениях уделялось развитию внешних физических сил, ловкости, смелости и выносливости воспитанников. В ХХ веке получила большое распространение "Сокольская система гимнастики". Символом славянской системы физического воспитания стала птица сокол, которая является олицетворением мужества, храбрости и благородства. Гимнастика получила большое распространение благодаря простоте, удобству движений, эстетичным комбинациям гимнастических упражнений и стала основой современной спортивной гимнастики. В Санкт-Петербурге Обществом содействия физическому развитию учащейся молодежи (ОСФРУМ) под председательством Г.А.Дюперрона проводились гимнастические праздники среди воспитанников средних учебных заведений.
Для поднятия патриотического настроя по инициативе ряда педагогов в школах, гимназиях стали создавать так называемые потешные полки, названные в честь петровских полков Петра Великого. После Второго Высочайшего всероссийского смотра движение "потешных" пошло на спад и было вытеснено скауткими организациями. Название всемирного юношеского движения образовано от английского слова "scout" и переводится как "разведчик".
В годы Первой мировой войны молодежь не могла не откликнуться на лишения и несчастья военного времени. Благотворительность поддерживали все слои общества, начиная с императорской семьи: вдовствующая императрица Мария Федоровна с великими княжнами Ольгой и Татьяной стали сестрами милосердия, в царских резиденциях были размещены лазареты. Интерес к событиям на фронтах охватил юных воспитанников всех учебных заведений. Обстановка военного времени создала особое настроение, сплоченность. Наиболее ярко выразилось это в сборе денежных средств в помощь раненым, создании трудовых отрядов.
Патриотизм играл важную роль в жизни России, особенно в годы Первой мировой войны. Но всех усилий для поддержания высокого патриотического духа в армии и стране оказалось недостаточно. Для широких слоев населения остались непонятыми цели и задачи войны, что привело в последующим революционным событиям 1917 года.
|