Публикации ЦГАИПД СПб
null Жизнь и творчество художника-архитектора Сергея Павловича Светлицкого (1913 - 1992) в документах ЦГАИПД СПб
Зам. директора ЦГАИПД СПб
О.И. Боброва
В 2018 году исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося художника–архитектора, члена Союза художников СССР, Сергея Павловича Светлицкого. Несмотря на то, что работы Сергея Павловича очень востребованы и являются экспонатами выставок в крупнейших музеях Санкт-Петербурга, его творчество практически не изучено, а биографические сведения можно почерпнуть лишь от родственников и частично выявив их по архивным документам. Научные публикации, посвященные жизни и творчеству С.П. Светлицкого, на данный момент не выявлены. Значительная часть информации получена автором от потомков С.П. Светлицкого – членов его семьи, которые собирают и изучают материалы о нем и других членах семьи Светлицких[1].
Семья Светлицких – династия художников, архитекторов.
Художник-архитектор Сергей Павлович Светлицкий родился в Санкт-Петербурге в семье архитектора П.П. Светлицкого. Многие представители династии Светлицких имели непосредственное отношение к миру живописи и архитектуры.
Отец художника, Павел Петрович Светлицкий, переехал в Санкт-Петербург из Киева в 1900 году. Окончив архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств и курс наук, он выбрал в качестве профессора-руководителя мастерской известного архитектора А.Н. Померанцева[2]. Закончив Академию художеств, П.П. Светлицкий стал архитектором домов в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, в том числе некоторых строений Пулковской обсерватории, которые созданы А.В. Щусевым в соавторстве с П.П. Светлицким, был членом Петербургского общества архитекторов.
Дядя, Григорий Светлицкий, также выпускник Академии художеств, был известным художником - мозаичистом, учеником И.Е. Репина. Почти 18 лет, до 1918 года, он работал в мозаичных мастерских Академии художеств под руководством П. П. Чистякова. В советское время он переехал в Киев, в 1946 году стал первым народным художником Украинской ССР. С 1947 года Г.П. Светлицкий являлся профессором Киевского художественного института. В 1958 году, в Киеве был открыт его дом-музей. Работы Григория Павловича представлены во многих музеях и частных собраниях.
Старший брат Борис Павлович был архитектором. При его участии был построен комплекс Мясокомбината имени Кирова на Московском шоссе (сейчас Мясокомбинат «Самсон»). Этот проект, ставший впоследствии памятником промышленной архитектуры, получил в 1937 году Гран-при, диплом и большую золотую медаль на международной выставке в Париже. В июне 1942 года в ответ на зарубежное послание женщинам Ленинграда, (так называемый «Шотландcкий альбом»), в Шотландию из блокадного Ленинграда был подготовлен и отправлен «Ленинградский альбом». В его оформлении принимали участие художники А.П. Остроумова-Лебедева, В.В. Милютина, Я.О. Рубанчик, Б.П. Светлицкий. Этот альбом хранится в Библиотеке Митчелл (Глазго). Также Борис Павлович являлся автором построек в Ленинграде, Пятигорске, Ессентуках, Железноводске[3].
Таким образом, выбор профессии Сергея Павловича Светлицого (фондообразователя) практически был предопределен той средой, в которой он воспитывался. Следует отметить, что традиции семьи продолжили сын и внук Сергея Павловича, которые также стали архитекторами.
Биография С.П. Светлицкого (1913 – 1992 гг.).
С.П. Светлицкий родился в Санкт-Петербурге 21 июня (4 июля по новому стилю) 1913 года. В 1920 году он поступил в 208 школу на Васильевском Острове на углу 6-й линии и Среднего проспекта, затем, с 6-го класса, перешел в другую школу - № 213 на 12 линии Васильевского острова и окончил ее в 1929 году[4]. В 1931 по рабочей путевке поступил в Ленинградский архитектурно-строительный техникум. Окончив техникум, он поступил на архитектурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, который смог закончить лишь в 1945 году. Еще будучи студентом, в 1935 году Сергей Павлович женился на Ксении Владимировне Агафоновой[5], которая стала не только супругой, но и надежным другом, единомышленником[6]. Начало Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда пришлись как раз на студенческие годы Сергея Павловича. Молодая семья, у которой 10 апреля 1941 года появилась дочь Елена, была вынуждена остаться в блокадном городе из-за болезни Ксении Владимировны. В это время С.П. Светлицкий создал цикл из 48 рисунков о жизни осажденного города в блокадную зиму 1941-1942 годов. Серия была дополнена Сергеем Павловичем в 1946-50 гг. и неоднократно экспонировалась. Рисунки из этой серии хранятся в фондах Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.
22 мая 1942 года С.П. Светлицкий был командирован в Ярославль, где находился филиал института им. И.Е. Репина Академии художеств, а также его учитель – выдающийся архитектор, заслуженный деятель искусств, профессор И.Г. Лангбард[7]. Таким образом, Светлицкий с женой и дочерью 30 мая 1942 года был эвакуирован в Ярославль[8]. В это время он выполнил серии работ, посвященных Ярославлю «Ярославль в дни войны» и усадьбе Н.А. Некрасова «Карабиха» «Некрасовские места». В Ярославле С.П. Светлицкий работал под руководством профессора И.Г. Лангбарда и профессора М.И. Манизера. Через Ярославское отделение Союза художников С.П. Светлицкий выполнял заказы ярославских организаций и участвовал в выставках. Работы, выполненные художником, были приобретены Ярославским краеведческим музеем. Три работы С.П. Светлицкого экспонировались на зональной выставке в 1943 г., по результатам которой он был принят кандидатом в члены Союза художников РСФСР.
В 1944 г. С.П. Светлицкий был направлен в Белоруссию где, принял участие в работе комиссии по восстановлению городов при Совете Министров БССР, работая над планами восстановления городов Белоруссии: Минска, Гомеля и Могилева. В этот период он создал серию зарисовок «Города Белоруссии в войне». Эти работы находятся в фондах Республиканского Музея в Минске.
В 1946 г., когда семья вернулась в Ленинград, С.П. Светлицкий был принят в состав Союза архитекторов СССР. В это же время он принимал активное участие в создании экспозиции Музея обороны Ленинграда. В 1946–1950 гг. он работал художником-реставратором Государственного Эрмитажа[9]. С 1950 по 1953 гг. работал в институте ВНИИТВЧ художником, илюстрировал все монографии члена-корреспондента Академии наук СССР профессора В.П. Вологдина. С 1953г. работал в Художественном фонде РСФСР с такими крупными институтами, как ЦКТИ им. Ползунова, ГПИ «Союзпроектверфь», Водоканалпроект, Гипромез, Гипроруда и др., выполняя многочисленные «перспективы» строящихся головных предприятий и заводов СССР[10]. В конце 1950-х годов Сергей Павлович создал серию работ, посвященную православным храмам Ленинграда по заказу Русской Православной Церкви (находится в коллекции семьи).
Более тридцати лет (с 1954 года) Сергей Павлович являлся макетчиком диорамно-макетного цеха в ЛОХФ - Ленинградской организации Художественного фонда РСФСР (Комбинат Декоративно-прикладного искусства). Диорамы были изготовлены не только для музеев Ленинграда, но также Тюмени, Гомеля, Нальчика и др. городов. Его диорамы экспонировались на выставках ВСХВ и ВДНХ. За эти годы он неоднократно поощрялся грамотами и благодарностями за свою профессиональную деятельность, был награжден медалью «Ветеран труда», являлся «Ударником коммунистического труда»[11]. Им было создано множество работ, которые демонстрировались не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Некоторые работы С.П. Светлицкого были выполнены в соавторстве с супругой К.В. Агафоновой и отцом П.П. Светлицким[12].
За время работы в ЛОХФ, помимо диорам, С.П. Светлицкий выполнил серии рисунков: «По пушкинским местам» (189 работ, 28 из них было приобретено Пушкинским музеем), «Дома – свидетели Революции 1917 года» (1968 г., 97 работ, были приобретены Музеем города и авторские дубли – музеями Великой октябрьской революции в Ленинграде и Москве), «Маяковский в Ленинграде» (18 работ, были приобретены музеем В. Маяковского в Москве), «Дома Декабристов в Санкт-Петербурге» (1970 г., серия была выполнена по заданию Музея города и приобретена этим музеем), «По ленинским местам» (1970-82 гг., 178 работ, переданы С.П. Светлицким в бывший Ленинградский партийный архив, сейчас – ЦГАИПД СПб)[13] и другие.
Работы художника хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда, Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации, Музее-заповеднике "Прорыв блокады Ленинграда", а также других музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Минска и других городов.
В тот период, когда Сергей Павлович работал в Эрмитаже, он познакомился с всемирно известной художницей А.П. Остроумовой-Лебедевой и в 1946 году приобрел часть принадлежащего ей участка в поселке Вырица Ленинградской области.[14] С тех пор многие годы С.П. Светлицкий жил в Вырице в доме, построенном по его собственному проекту в соавторстве с супругой К.В. Агафоновой. Дача в Вырице стала центром, скрепляющим всю семью. В этом доме на протяжении нескольких десятилетий находилась его мастерская, где он работал, проявляя невероятную работоспособность. Сергей Павлович успевал не только работать в мастерской, выезжать на велосипеде на пленэр, но еще уделять внимание семье, дому и приусадебному хозяйству.
Скончался С.П. Светлицкий 7 ноября 1992 г., его отпевали в Спасо-Преображенском соборе в Санкт-Петербурге, похоронен в Вырице. По воспоминаниям родственников и друзей семьи Сергей Павлович был очень жизнерадостным и легким человеком, радушным хозяином.
Сергею Павловичу было свойственно невероятное трудолюбие. Он оставил значительное художественное наследие, выполненное в разных техниках и жанрах. Это и живописные работы, написанные маслом, пастелью, акварелью, и графика, выполненная карандашом, углем и стеклографом, а также линография, эстампы и диорамы. Это натюрморты, портреты и основной жанр художника - пейзажи. Любимой техникой художника всегда оставалось «масло». По информации, полученной от сына художника, А.С. Светлицкого, Сергей Павлович творил до последних дней своей жизни. За весь период творческой деятельности им было создано более 1000 картин, рисунков, эскизов и зарисовок, часть которых хранится в различных музеях, ЦГАИПД СПб, а также в частных коллекциях, в т.ч. семьи Светлицких.
История создания фонда.
В 1986 г. С.П. Светлицкий передал в Ленинградский партийный архив (в настоящее время ЦГАИПД СПб) свои работы из серии «По Ленинским местам» как память о В.И. Ленине[15]. В архиве был образован фонд № 9329 «Коллекция рисунков ленинских мест в Ленинграде художника С.П. Светлицкого», состоявший из двух архивных описей, которые вошли в состав управленческой документации архива. Первые две описи фонда представлены исключительно работами Сергея Павловича. Работы выполнены в разных техниках, имеются раскрашенные фотографии и рисунки. Некоторые работы выполнены с применением так называемого «жидкого масла».
В 2014 г. было принято решение изменить статус данного фонда, переведя его из состава фондов управленческой документации в состав фондов личного происхождения.
В 2017-2018 г. сын художника А.С. Светлицкий по договору дарения от 17.04.2018 г. передал в ЦГАИПД СПб личные документы С.П. Светлицкого. В 2018 г. в результате научного описания составлена архивная опись № 3 документов личного происхождения за 1915-2017 гг. в количестве 22 единиц хранения. К описи составлен научно-справочный аппарат: титульный лист, оглавление, предисловие, список сокращенных слов. Также фонд изменил свое название. Теперь этот фонд называется «Светлицкий Сергей Павлович (1913 - 1992), художник-архитектор, член Союза художников СССР».
Краткий обзор документов личного происхождения
По сути, документами личного происхождения являются документы лишь третьей описи фонда № 9329 за 1915-2017 годы. В описи дела систематизированы по хронологически-тематическому принципу. В описи выделено 3 раздела[16]:
1) Документы к биографии С.П. Светлицкого. В данный раздел включены автобиография С.П. Светлицкого (дело 1), документы об образовании и трудовой деятельности, о заключении брака, о пребывании С.П. Светлицкого и его семьи в Ленинграде в период блокады и эвакуации в Ярославль, документы о награждениях, некролог и др.
2) Документы о художественной и творческой деятельности С.П. Светлицкого. Раздел представлен документами об участии Светлицкого в конкурсах и выставках, публикациями рисунков художника в газетах. Документы, представленные в данном разделе, отличаются видовым разнообразием. В разделе представлены рисунки - проекты диорам, а также фотодокументы, отражающие работу С.П. Светлицкого над различными проектами, афиша, буклеты, приглашения и др.
3) Отложившиеся в фонде документы К.В. Агафоновой, супруги С.П. Светлицкого. В данном разделе документы к биографии К.В. Агафоновой.
В ходе научного описания документов сложились некоторые особенности формирования дел в описи:
- в связи с разрозненностью и незначительным объемом документы по общим вопросам сформированы в одно дело за несколько лет по темам и помещены в опись по первой дате,
- в делах, представленных в описи, имеются черно-белые позитивы: в делах: 2 и 7 – изображения С.П. Светлицкого, в деле 21 - К.В. Агафоновой, в делах: 12, 13 и 16 – снимки работ художника,
- в деле 16 содержатся рисунки,
- сведения, которые установлены по косвенным данным, указаны в квадратных скобках,
- внутри дел документы сформированы по хронологии,
- в примечания вынесены сведения об особенностях оформления документов.
Документы представлены подлинниками, в том числе рукописными, и копиями. Физическое состояние документов, в целом, удовлетворительное.
Согласно договору дарения от 17.04.2018 г. между ЦГАИПД СПб и А.С. Светлицким, дела исследователям выдаются без ограничения доступа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выставки работ С.П. Светлицкого в наши дни
В последнее время интерес к творчеству Сергея Павловича значительно возрос. В 2017 году прошла выставка работ Светлицкого в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда. В 2018 году выставка его работ прошла в Музее-заповеднике "Прорыв блокады Ленинграда". Также регулярно проходят выставки работ С.П. Светлицкого в Вырицкой поселковой библиотеке им. И.Е. Ефремова.
В 2018 году ЦГАИПД СПб было принято решение о подготовке (при участии сына и внука художника А.С. и Б.А. Светлицких) и проведении в выставочной галерее ЦГАИПД СПб выставки, приуроченной к 105-летию со дня рождения художника-архитектора под названием «О, муза, друг мой гибкий…». Торжественное открытие выставки состоялось 13 июля 2018 года, на котором присутствовали потомки С.П. Светлицкого и друзья семьи, в т.ч. потомки художницы Остроумовой-Лебедевой. В экспозицию вошли документы архива, а также работы и личные вещи С.П. Светлицкого из коллекции семьи. На открытии выставки состоялась премьера небольшого документального фильма, посвященного Сергею Павловичу, после открытия выставки фильм был размещен в сети Интернет на странице ЦГАИПД СПб на Портале «Архивы Санкт-Петербурга»[17].
ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д. 2
ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д. 3
ЦГАИПД. Ф. 9329. Оп .3. Д. 8
ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д. 13
ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д. 5
ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д. 16
ЦГАИПД СПб. Ф .9329. Оп. 3. Д. 14
Афиша выставки
[1] Внук С.П.Светлицкого, Б.А. Светлицкий создал семейный сайт http://svetlitskie.ru
[2] А.И. Чепель. О жизни и творчестве архитектора П.П. Светлицкого. Открытые слушания «Института Петербурга». Ежегодные конференции по проблемам петербурговедения (2007-2010). СПб, 2010.
[3] Биографические сведения на членов семьи Светлицких представлены на семейном сайте http://svetlitskie.ru
[4] ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д. 1. Л. 1
[5] ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д .4
[6] Ксения Владимировна была техником-архитектором, работала над созданием диорам, была соавтором многих работ С.П. Светлицкого. ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д. 12, 13, 22
[7] ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д. 1. Л. 1 об
[8] ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д. 5. Л.2
[9] ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д. 3
[10] Данные основаны на биографии С.П. Светлицкого, предоставленной архиву его сыном, А.С. Светлицким
[11] ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д. 8
[12] ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д. 13
[13] ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д. 1. Л. 2 об
[14] Семья С.П. Светлицкого поддерживала и до сих пор поддерживает дружеские связи с семьей А.П. Остроумовой - Лебедевой
[15] ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Д. 1. Л. 2
[16] ЦГАИПД СПб. Ф. 9329. Оп. 3. Предисловие