
Вопросы воспитания малышей в яслях и детских садах, обучения детей в учебных заведениях разного типа и уровня занимали умы педагогов не одно десятилетие. На страницах периодической печати шли дискуссии по вопросам организации обучения и развитии системы образования, обсуждались новые методы преподавания предметов и т.д. Наиболее острой была тема охраны здоровья обучающихся, их физическое и психическое состояние, развитие болезней из-за неудовлетворительного санитарно-гигиенического положения школ.
Детская литература оказывала значительное влияние на развитие детей и предлагала множество пользы. Книга, пестрившая иллюстрациями повседневности ребенка, позволяла представлять истории, которые побуждали детей следить за своим здоровьем, думать о своем питании, режиме сна и физической активности.
В конце XIX – начале XX в. появилось новое направление в медицине и педагогике – школьная гигиена.
В учебных заведениях открытого и закрытого интернатного типа (где учащиеся жили постоянно) ведущее место в обучении принадлежало занятиям умственного труда, поэтому важно было организовать учебный процесс так, чтобы избежать переутомления учащихся, что могло сказаться на состоянии их здоровья.
Новое направление включало в себя изучение гигиенического состояния школьного здания и его помещений, системы отопления, освещения, вентиляции, канализации, водоснабжения. Особое внимание уделялось школьной обстановке – столам, скамьям, школьной доске. Но, несмотря на многочисленные рекомендации, на практике нередко школьная мебель, соответствовавшая требованиям гигиенистов, соседствовала со старыми столами и обычными стульями. Кроме того, с гигиенической точки зрения рассматривался сам процесс преподавания и общий школьный режим, в том числе режим труда и отдыха учащихся. Внимание специалистов также обращалось на состояние здоровья детей, школьные болезни и их предотвращение.
Важным элементом обучения гигиенисты считали перерывы между уроками, во время которых дети должны были отдыхать от умственного труда. В хорошую погоду учащиеся гуляли или играли в саду при учебном заведении, либо проводили свободное время в рекреационных залах в помещении. Согласно рекомендациям специалистов, лучшим вариантом отдыха было активное времяпрепровождение: физические занятия и подвижные игры. Однако, на переменах нередко дети просто сидели и читали книги, разговаривали друг с другом, делали уроки, что, по мнению гигиенистов, не способствовало улучшению их физического состояния и здоровья.
Помимо уроков, требовавших умственных усилий, в учебных заведениях к концу XIX – началу XX в. стали вводить обучение практическим ремесленным навыкам и умениям. В школах и приютах для девочек это было в основном обучение шитью, вязанию, вышиванию, кулинарии. Для мальчиков вводились занятия по столярному, переплетному, сапожному делу и другим ремеслам. С точки зрения гигиенистов и педагогов, такие уроки не только давали возможность в дальнейшем использовать полученные умения в повседневной домашней жизни или практиковать их в профессиональной сфере, но подобные занятия способствовали переключению внимания обучающихся детей и снижению их умственного утомления.
