КРИТИКА

Кинокритика в России зародилась во второй половине 1910-х годов как особая область журналистики. В 1920-х годах молодая советская кинокритика обретает научную основу в складывающейся теории кино, однако в основном она опирается на государственную идеологию. Большое влияние на её становление оказал первый нарком просвещения А.В. Луначарский.

Помимо киноведов-профессионалов, кинокритику поддерживали и развивали такие известные кинорежиссеры, как С.М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин, Дзига Вертов. С рецензиями выступали писатели, журналисты, деятели литературы и театра. Советская кинокритика, несмотря на зависимость от социалистической идеологии и пропаганды, стремилась оценивать не только отдельные художественные явления, но и наблюдать закономерности развития нового искусства, замечать своеобразие творческой индивидуальности. Это стало традицией отечественной кинокритики: в лучших своих образцах она отличается историзмом анализа и его теоретической обоснованностью.

Широкое развитие кинокритика получила в 1950-70-е годы. В ней представлены все критические жанры: рецензии, обзорные и проблемные статьи, очерки, эссе и другие. Для кинокритики 1980-х годов характерно рассмотрение фильма в контексте процесса кинопроизводства, в русле художественных направлений и жанров. Развивается сопоставительный анализ родственных явлений киноискусства (например, при рассмотрении национального советского кино). Большое внимание уделяется анализу художественных особенностей фильма, следованию образцам высокого мастерства, борьбе против непрофессионализма, посредственности, бессодержательности.

Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2016.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.