ФИЛЬМЫ

4 мая 1896 года в Россию пришел кинематограф. Первые ленты братьев Люмьер, показанные в петербургском летнем саду «Аквариум», поразили зрителей точностью и детальностью передачи изображения. Эмоциональная русская публика влюбилась в новое зрелище с первого взгляда.

В 1900-х годах в Петербурге открывается все больше иллюзионов. После того, как «похожесть» перестала удивлять, экран захватили вымышленные сюжеты — «игровые фильмы», прообразом которых было балаганное представление. Новое зрелище отвечало потребностям в первую очередь массового зрителя-горожанина. Первыми поставщиками киносюжетов были французы. Самый влиятельный киноконцерн в Европе, «Братья Пате», выпускал ленты, сделанные специально «на русском материале».

Начиная с 1908 года, в России снимают собственные игровые фильмы. Режиссеры переходят к экранизации русской классики, съемке известных людей — графа Л.Н. Толстого с семьей, императора и двора. Публика с восторгом принимает художественно-документальные ленты, исторические сюжеты и социальные мелодрамы. В раннем русском кино смешиваются балаганно-лубочная театральность и хроникальное начало.

Октябрьская революция 1917 года затронула все сферы жизни страны, не обойдя и кинематограф. А.А. Ханжонков и А.О. Дранков, не сумев подстроиться под новую реальность, эмигрировали: первый — в ноябре 1920 года после разгрома армий Врангеля из Ялты, второй — после съемки «революционных» фильмов, не принесших ему успеха, в первые годы советской власти. Часть оборудования они вывезли за границу, оставляя государству полуразрушенное производство.

Петроградский кинокомитет в 1918 году начал съемки первого русского советского фильма «Уплотнение» по сценарию А.В. Луначарского. Кинодокументалисты Москвы и Петрограда еще раньше стали снимать важнейшие политические события, происходившие в стране. Советская кинематография возникла в сложный период, когда частное кинопроизводство, переданное под идеологический контроль рабоче-крестьянского государства, еще пыталось удержать свои позиции. Для подготовки творческих кадров, в 1918 году была основана 1-я Государственная киношкола (позднее преобразованная во ВГИК).

В 1919 году постановлением СНК РСФСР, подписанным В.И. Лениным, фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Был создан Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО). За годы Гражданской войны кинематографисты выпустили более 50 «агиток».

Преодолевая трудности — отсутствие пленки, аппаратуры, творческих кадров — развивалась советская кинохроника, запечатлевшая, в том числе, В.И. Ленина. Съемки производились на фронте и в тылу, они носили военный и оперативный характер. С июня 1918 года стал выпускаться киножурнал «Кинонеделя». В 1921 году из наиболее удачных фронтовых съемок режиссер Дзига Вертов смонтировал полнометражный документальный фильм «История Гражданской войны».

Начало 1920-х годов ознаменовалось приходом в игровое кино молодых творческих сил из смежных искусств. В 1923 году в РСФСР начался выпуск графических мультфильмов. Совершенствуется реалистическое мастерство актеров кино. В середине 1920-х годов ленинградские студии выпускают исторические хроники, драмы и биографические фильмы.

В 1925-1930-х годах режиссеры создают историко-революционные фильмы, стремятся реализовать теорию «интеллектуального кино», которое не только показывает события, но и доносит до зрителя их смысл. Эйзенштейн, Вертов и Пудовкин открывают разные грани социалистического реализма в кинематографе. Смелые монтажно-метафорические построения советских режиссеров получили за рубежом название «русского монтажа».

Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2016.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.