КИНОАППАРАТУРА

Первым профессиональным киносъемочным аппаратом можно считать «Синематограф» братьев Люмьер (1895), в котором были совмещены кинокамера, копировальный аппарат для печати позитива и кинопроектор. Производство подобных аппаратов к 1910 году было налажено и в России, они выпускались в единичных экземплярах и повторяли французский оригинал.

Первыми отечественными киноаппаратами были кинопроекционные —аппараты «Русь» — 1919 года (Одесские механические мастерские), ГОЗ — 1923 года (Государственный оптический завод, ныне — ЛОМО), причем это была кинопередвижка, в состав которой входила динамо-машина с ручным приводом, что позволяло использовать ее в труднодоступных районах страны. Данные кинокамеры использовались в частях Красной Армии в период Гражданской войны, и впоследствии сыграли большую роль в процессе киносъемки освобожденных от фашистов районах в период Великой Отечественной войны.

В 1926 году начал выпускаться стационарный кинопроектор «ТОМП-4» (производство ГОЗ). В 1930-е годы были созданы заводы по выпуску киноаппаратуры — Ленинградский, Одесский, Киевский, Московский, Самаркандский, которые выпускали всю линейку киноаппаратуры —киносъемочную, звукозаписывающую, кинокопировальную, проявочную, кинопроекционную, звуковоспроизводящую и др., что позволило оснастить отечественной киноаппаратурой 43 киностудии, 153 тысячи киноустановок, несколько заводов и фабрик по производству кино- и фотопленок, фотобумаги и специальных кинофотоматериалов.

После Второй мировой войны развитие киносъемочных аппаратов шло по пути повсеместного внедрения зеркального обтюратора («Родина» 3КСХ, 1953 г.; «Дружба» УС-2, 1960 г.), магазинной зарядки хроникальных камер («Конвас-автомат», 1954) и снижения уровня шума для возможности синхронной съемки. В середине 1950-х годов «широкоэкранный бум» вызвал очередную волну модернизации, связанную с распространением панорамных, а затем и широкоформатных систем кинематографа. Рост популярности и развитие телевидения привели к постепенному смешиванию классической «оптической» технологии кинопроизводства и электронного кино. В конструкцию киносъемочного аппарата в конце 1960-х годов пришел телевизи́р и возможность видеоконтроля при помощи видеомагнитофона.

В конце 1970-х годов киносъемочная аппаратура соединила в себе качества портативных камер, пригодных для съемки с движения, и бесшумность студийной аппаратуры, позволив снимать изображение в естественных условиях вне павильона, с одновременной записью чистовой синхронной фонограммы. Такими характеристиками, кроме зарубежной техники, обладал советский аппарат «Кинор-35С».

Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2016.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.