КИНО ВОЕННЫХ ЛЕТ

С первых дней Великой Отечественной войны кинематографисты РСФСР начали выпуск патриотических фильмов. Были созданы фронтовые киногруппы, снимавшие материал для регулярных выпусков кинохроники. Кинофильмы военных лет показывали бой как столкновение характеров, духовных потенциалов людей. Киноискусство начала войны было представлено фронтовым кинорепортажем и «Боевым киносборником».

Киностудии Москвы и Ленинграда эвакуировались в г. Алма-Ата. Еще до эвакуации, осенью 1941 года, «Ленфильм» начал подготовку фильма о героической обороне Ленинграда. На киностудиях, эвакуированных в Среднюю Азию, картины снимались с учетом непосредственного опыта писателей-фронтовиков. Агитационные фильмы, призывающие народ Советского Союза бороться с захватчиками, показывали не только доблесть и героизм советских солдат, но и зверства фашистов. Фильмы о солдатах и командирах Красной Армии, а также о простых мирных гражданах, снятые по пьесам К.М. Симонова, В.Л. Василевской, Е.И. Габриловича, Л.М. Леонова и других, были реалистичны и поражали психологической глубиной: «Два бойца» (1943), «Жди меня» (1943), «Во имя Родины» (1943), «Радуга» (1944), «Нашествие» (1944) и многие другие.

Более ста художественных фильмов, снятых в годы войны, помогали мобилизовать духовные силы народа на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Эту же задачу с успехом выполняла боевая кинопублицистика. Регулярно выпускался «Союзкиножурнал», где показывали репортажи о работе тыла, международную хронику. В конце войны выпускались документальные фильмы, посвященные самым значительным операциям советских войск.

В создании боевой кинохроники и документальных фильмов в годы войны решающая роль принадлежала фронтовым кинооператорам. В 1941-1945 годы была создана «Кинолетопись Великой Отечественной войны».

Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2016.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.