ПЕРВЫЕ ПОСТОЯННЫЕ МОСТЫ ЧЕРЕЗ НЕВУ

Первыми постоянными переправами через Неву стали Благовещенский и Литейный мосты. Сооружению Благовещенского моста предшествовала огромная подготовительная работа. Дискуссионным был вопрос не только о конструкции будущего моста (рассматривался как вариант арочного, так и цепного моста), но и о его трассе. В итоге победило предложение устроить его напротив истока Крюкова канала, впадающего в Неву, но давно утратившего свою транспортную функцию. Автором проекта стал уже упомянутый Станислав Валерианович Кербедз, которому во многом принадлежит заслуга успешного завершения столь сложного предприятия, поэтому неудивительно, что Кербедз начал строительство моста в чине капитана, а по окончанию получил звание генерала. Новый мост отличался высокими художественными качествами – удачными пропорциями, легкостью конструктивных элементов и красотой декоративного убранства. Благовещенский мост был открыт в 1850 году, а спустя четверть века появилась потребность в создании второго постоянного моста через Неву, который должен был заменить пострадавший от ледохода плашкоутный Литейный мост. После того,   как   Городская   дума   приняла   решение   о   возведении

 

постоянного моста, предложения архитекторов и инженеров стали появляться одно за другим. В 1871 году был объявлен официальный конкурс. Несмотря на то, что лучшим был признан проект инженера Перрея, влиятельные лица из членов жюри были недовольны победой незнакомого им специалиста, что в итоге привело к созданию новой комиссии и нового проекта. Его автором стал инженер Аманд Егорович Струве, которому было поручено построить мост за четыре года. Мост возводился в том месте, где Нева имеет наибольшую глубину, именно поэтому при его строительстве впервые в России были использованы кессоны – специальные камеры-ящики, полые внутри и открытые снизу, которые опускались на дно и позволяли рабочим углублять речной грунт до нужного уровня. После окончания работ их внутренности заливались бетоном, и кессоны становились крепким фундаментом для речных опор. Например, кессоны Литейного моста, представленные на фотографии, по высоте достигали 36 м, по ширине – около 15 м. Несмотря на технические сложности, строительство моста было закончено в срок, и его торжественное открытие состоялось 1 октября 1879 года, о чем свидетельствуют представленные документы и изобразительные материалы.


О проекте


Участники проекта


Материалы проекта


Книга отзывов


Карта проекта

 


Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2014.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.