Путеводитель по фондам ЦГАНТД СПб

Машиностроение

БЮРО «ПРОЕКТМАШИНА» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КОНТОРЫ ВСЕСОЮЗНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ И МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВСНХ СССР

(1928-1930)

Ф. 162, 8 ед. хр., 1928-1930 гг.

УД — 8 ед. хр., 1928-1930 гг., 1 оп.

Бюро «Проектмашина» Ленинградской областной конторы Государственного Всесоюзного объединения машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности организовано в 1928 году.

Бюро расформировано в связи с приказом ВСНХ СССР от 3 октября 1930 г. № 2070 «О расформировании Всесоюзного объединения машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности».

Бюро находилось в ведении: ВСНХ СССР (1928-1930)

Основные направления деятельности: проектирование машин и станков для разных отраслей промышленности (прессов, дробилок, драг, краскораспылителей и др.).

Управленческая документация (УД)

Циркуляры Управления снабжения объединения. Проекты (спецификации, чертежи): воздухоочистителя для цементной пушки, паровозного котла, воздушного компрессора, парового котла Стерлинга, змеевика для котлов Гарбе, резервуара для сжатого воздуха, цистерны для хранения олеума, фундамента нефтянки, железнодорожного крана, зубчатого колеса землечерпательного снаряда, штамповочного пресса, бака для подогрева воды, глиномялки, гасительных барабанов, камнедробилки, угольного вагона. Документы (переписка, акты) аренды жилой площади.

БЮРО ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ «СПЕЦМАШПРОЕКТ» НАРКОМАТА ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР (НЕ УСТ.)

Ф. 260, 78 ед. хр., 1934-1936 гг.

УД — 78 ед. хр., 1934-1936 гг., 1 оп.

Управленческая документация (УД)

Приказы и циркуляры вышестоящих организаций. Переписка по вопросам проектирования и строительства заводов, организации танкоремонтных баз, изготовления танковой брони, литья орудийных труб, производства шаровых и пулеметных установок. Переписка БРИЗ, парткома. Промышленно-финансовые планы и отчеты об их выполнении. Переписка по финансовым вопросам отчетам планово-производственного отдела. Переписка месткома и бюро инженернотехнической службы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗАВОДОВ ТОЧНОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ («ГИПРОТОЧМАШ») НАРКОМАТА ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР(НЕ УСТ.)

Ф. 298, 5 ед. хр., 1933-1935 гг.

УД — 5 ед. хр., 1933-1935 гг., 1 оп.

Управленческая документация (УД)

Приказы по институту (1934-1935). Протоколы совещаний (1933). Протоколы заседаний технического совета (1934). Годовой отчет(1934).

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВСЕСОЮЗНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО И ПРОЕКТНОГО ИНСТИТУТА «ТЕПЛОПРОЕКТ» (ЛО ВНИПИ «ТЕПЛОПРОЕКТ») МИНИСТЕРСТВА МОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ СССР (1929 - ПО НАСТ. ВРЕМЯ)

Ф. 100, 227 ед. хр., 1939-1969 гг.; систематический каталог.

УД — 207 ед. хр., 1939-1969 гг. (в том числе месткома-42 ед. хр., 1957-1969,(оп. 1-2)), 2 оп.;

ПД — 20 ед. хр., 1932-1954 гг., 1 оп.

В 1929 году приказом Наркомата строительства предприятий тяжелой индустрии СССР организовано Ленинградское отделение Проектно-пускового управления треста «Союзтеплострой» (ЛО «Союзтеплострой»).

В 1941 году ЛО «Союзтеплострой» эвакуировано из Ленинграда в Свердловск вошло в состав Свердловского отделения Проектно-пускового управления треста «Союзтеплострой». 12 июля 1944 г. ЛО «Союзтеплострой» возвратилось из эвакуации в Ленинград и возобновило свою деятельность.

Постановлением СМ СССР от 18 августа 1954 г. № 1728 образован Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт «Теплопроект» (ВНИПИ «Тепло-проект»). ЛО «Союзтеплострой» вошло в состав этого института с названием ЛО ВНИПИ «Теплопроект».

Институт находился в ведении: Наркомата строительства предприятий тяжелой индустрии СССР (1932—1946), Министерства строительства СССР (1946—1959), Министерства строительства РСФСР (1959—1962), Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР (1963—1969).

Основные направление деятельности: проектирование теплотехнических промышленных сооружений, механизация и автоматизация производства работ, проектирование заводских промышленных труб.

В настоящее время — Закрытое акционерное общество «Теплопроект-СПб» (ЗАО «Теплопроект-СПб»).

Управленческая документация (УД)

Приказы, распоряжения вышестоящих организаций. Приказы и распоряжения по институту (1951-1969). Протоколы заседаний НТС (1958-1968), технического совета (1960-1969) института. Тематические планы и отчеты института. Технические, финансовые отчеты. Акты комплексной ревизии отделения. Отчеты о производственно-хозяйственной деятельности. Переписка с вышестоящими организациями по основной работе. Планы по труду. Отчеты о работе с кадрами. Штатные расписания. Статистические отчеты о численном составе специалистов с высшим и средним специальным образованием. Отчеты по наличию, учету и распределению кадров. Документы (протоколы собраний, финансовые отчеты, сметы) месткома.

Проектная документация (ПД)

Проекты (технологическая, механическая части, контрольно-измерительные приборы и автоматическое регулирование) сушильных и печных установок, предназначенных для использования в различных технологических процессах обработки сыпучих и формованных материалов, для нагрева металла при различных тепловых режимах (нагревательные и термические печи).

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКИ «НИИМАШ» ВСНХ СССР (НЕ УСТ. - 1931)

Ф. 166, 1 ед. хр., 1931 г.

УД — 1 ед. хр., 1931 гг., 1 оп.

Управленческая документация (УД)

Отчет о ликвидации института от 1 декабря 1931 г.

Энергетическое машиностроение

ВСЕСОЮЗНЫЙ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ(ВПТИЭНЕРГОМАШ) МИНИСТЕРСТВА ТЯЖЕЛОГО, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО И ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР (1929 - ПО НАСТ. ВРЕМЯ)

Ф. 52, 523 ед. хр., 1945-1968 гг.; систематический каталог, каталог по истории учреждений.

УД — 344 ед. хр., 1945-1968 гг., 1 оп.;

КД — 179 ед. хр., 1958-1968 гг., 1 оп.

Постановлением ВСНХ СССР от 9 ноября 1929 г. № 188 организовано Ленинградское отделение Акционерного общества по рационализации производства в тяжелой промышленности «Оргметалл» (ЛО «Оргметалл»).

В 1937 году из «Оргметалл» выделены кадры и организованы самостоятельные институты: «Оргавиапром» и «Оргсудпром». В 1937 году «Оргметалл» объединен с Центральным научно-исследовательским институтом тяжелого машиностроения (ЦНИИТмаш).

ЛО «Оргметалл» преобразовано в Ленинградское отделение ЦНИИТмаш (ЛО ЦНИИТмаш). В начале Великой Отечественной войны ЛО ЦНИИТмаш расформировано. Приказом Наркомата тяжелого машиностроения СССР от 29 июня 1945 г. № 434 ЛО ЦНИИТмаш передано вновь созданному институту по внедрению высокопроизводительной технологии и организации производства «Оргтяжмаш».

На основании постановления СМ СССР от 17 сентября 1953 г. № 2428 в Москве на базе «Оргтяжмаш» создан Всесоюзный проектно-технологический институт тяжелого машиностроения (ВПТИтяжмаш) с филиалом в Ленинграде (ЛФ ВПТИтяжмаш).

Приказом председателя Госкомитета тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения при Госплане СССР от 3 апреля 1964 г. № 80 ЛФ ВПТИтяжмаш преобразован в самостоятельный Всесоюзный проектно-технологический институт энергетического машиностроения (ВПТИэнергомаш).

Институт находился в ведении: Наркомата тяжелого машиностроения СССР (1945), Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР (1946-1957), ГлавНИИпроекта при Госплане СССР (1957-1959), Госкомитета СМ СССР по автоматизации и машиностроению (1959-1963), Госкомитета тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения при Госплане СССР (1963-1965), Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР (1965-1968).

Основные направления деятельности: разработки в области конструкций, технологий и оборудования для турбостроения; разработки проектов реконструкции и модернизации цехов и заводов отрасли.

В настоящее время — Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский и технологический институт «Энергомаш» (ОАО «Энергомаш»).

Управленческая документация (УД)

Приказы, распоряжения вышестоящих организаций. Положение о ЛФ ВПТИтяжмаш (1953). Устав ВПТИэнергомаш (1964). Приказы и распоряжения по ЛО «Оргтяжмаш» (1947-1952). Приказы и распоряжения по ЛФ ВПТИтяжмаш (1953-1963). Приказы ВПТИэнерго-маш (1964-1968). Протоколы заседаний НТС института и секций, технических совещаний при директоре. Тематические планы и отчеты по НИОКР. Производственные планы и отчеты. Переписка по основной деятельности, по вопросам связи с зарубежными странами (командировки, обмен опытом, информационные материалы). Документы (списки, переписка) об участии в ВДНХ СССР (1963, 1964). Планы по труду и зарплате. Статистические отчеты по труду и производству. Лимиты по труду и зарплате. Отчеты по внедрению изобретений, рационализаторских предложений; о работе с кадрами; о финансово-хозяйственной деятельности. Штатные расписания.

Конструкторская документация (КД)

Проекты: средств механизации и термической резки листового металлопроката, впервые внедренные на предприятиях турбостроения и обеспечившие повышение уровня механизации газорезательных работ; трубосгибочных станков для крутой гибки стальных трубопроводов с применением ТВЧ — нагрева в месте изгиба труб; реконструкции кузнечно-термического и механосборочного цехов Белгородского котлостроительного завода; модернизации карусельного станка для обработки корпусов арматуры и револьверного станка для изготовления штуцеров.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ФИРМА «РУССКИЙ ДИЗЕЛЬ»

(ГП «ФИРМА «РУССКИЙ ДИЗЕЛЬ»)

МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ (1918-1999)

Ф. 456, 133 ед. хр., 1903-1994 гг.

КД — 133 ед. хр., 1903-1994 гг., 1 оп.

В 1862 году на базе чугунно-медно-литейного и котельного завода, преобразованного из предприятия купца Ишервуда, основан завод известным промышленником Людвигом Нобелем. Акционерное общество машиностроительного завода «Людвиг Нобель» занималось изготовлением различных механизмов и технологического оборудования, а также военного снаряжения. Декретом СНК от 28 июня 1918 г. машиностроительный завод «Людвиг Нобель» национализирован (ф. 1258, ЦГИА СПб).

В июле 1919 г. завод переименован в завод среднего машиностроения № 7, в октябре 1921 г. — в Петроградский государственный машиностроительный (с 1931 года —дизелестроительный) завод «Русский дизель» треста «Машинострой» (ф. Р-2100, ЦГА СПб).

До 1985 г. завод «Русский дизель», а также Специализированное конструкторское бюро дизелестроения (СКБД) входили в состав Производственного объединения «Звезда» (ПО «Звезда»). Одновременно с принятием решения о строительстве во Всеволожском районе Ленинградского дизельного завода (ЛДЗ) принято решение о создании Производственного объединения «Русский дизель» (ПО «Русский дизель»), в который вошли завод «Русский дизель», СКБД и ЛДЗ.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации от 16 января 1992 г. № 11 Администрации Выборгского района Мэрии Санкт-Петербурга и Уставом ПО «Русский дизель» переименовано в Государственное предприятие «Фирма «Русский дизель» (ГП «Фирма «Русский дизель»).

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 декабря 1999 г. № 56—3724/98 ГП «Фирма «Русский дизель» признано несостоятельным (банкротом).

Предприятие находилось в ведении: ВСНХ РСФСР (1917—1923), ВСНХ СССР (1923— 1931), Наркомата тяжелой промышленности СССР (1932—1945), Министерства тяжелого машиностроения СССР (1946—1955), Министерства транспортного машиностроения СССР (1956—1965), Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР (1966—1975), Министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР (1975—1987), Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР (1987—1991), Министерства промышленности РФ (1991—1994).

Основные направления деятельности: разработка и изготовление дизелей и оборудования на их основе. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал корпуса мин, насосы для откачки воды, в послевоенные годы создавал мощные судовые дизельные агрегаты для танкерного и промыслового флота, для военно-морского флота и кораблей серии командных комплексов управления космическими объектами.

Управленческая документация Акционерного общества машиностроительного завода «Людвиг Нобель» за 1869, 1875—1929 гг. находится в ЦГИА СПб (ф. 1258), Ленинградского Ордена Трудового Красного Знамени государственного дизелестроительного завода «Русский дизель» за 1917—1999 гг. находится в ЦГА СПб (ф. Р-2100).

Конструкторская документация (КД)

Чертежи дизелей и агрегатов: дизели мощностью от 15 до 100 л. с., созданные на заводе «Людвиг Нобель» в России в 1903-1913 гг.; двухтактные судовые дизели серии S и ST, разработанные заводом «Русский дизель» на базе чертежей немецкого завода «Зульцер» (1926-1941); дизели для кораблей ВМФ, в том числе для подводных лодок (1934-1941); дизель-генераторы для использования в качестве постоянных или аварийных (резервных) источников питания, в том числе на атомных электростанциях и для тропического климата; дизель-редуктор-ные агрегаты для судов с неограниченным районом плавания; дизель-гидрозубчатые агрегаты для ледоколов в тяжелых льдах.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗАВОДОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ «ЛЕНГИПРОЭНЕРГОМАШ» МЕЖОТРАСЛЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОИЗВОДСТВУ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ЭНЕРГОМАШ» (МГО «ЭНЕРГОМАШ») (1944 - ПО НАСТ. ВРЕМЯ)

Ф. 53, 1703 ед. хр., 1944-1991 гг.; систематический каталог, каталог по истории учреждений.

УД — 584 ед. хр., 1944-1991 гг. (в том числе месткома-25 ед. хр. за 1952-1970 гг., (оп. 1-2)), 3 оп.;

ПД — 1041 ед. хр., 1950-1990 гг., 4 оп.

Приказом Наркомата тяжелого машиностроения СССР 17 марта 1944 г. № 207 для выполнения проектных работ по восстановлению заводов Ленинграда и Ленинградской области при управлении «Гипротяжмаш» организовано Ленинградское отделение Института по проектированию заводов энергетического машиностроения (ЛО «Гипротяжмаш»).

На основании постановления СМ СССР от 15 мая 1953 г. № 1278 и приказа Министерства тяжелого машиностроения СССР от 12 мая 1953 г. № 190 ЛО «Гип-ротяжмаш» объединилось с Государственным союзным проектным институтом № 8 (ГСПИ-8) Министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР.

Согласно постановлению СМ СССР от 4 мая 1954 г. № 820 и приказу Министерства тяжелого машиностроения СССР от 5 мая 1954 г. № 17 ЛО «Гипротяжмаш» выделилось из ГСПИ-8 и перешло в ведение Министерства тяжелого машиностроения СССР.

На основании распоряжения ЛСНХ от 17 мая 1962 г. № 500 ЛО «Гипротяжмаш» переименовано в Ленинградский государственный институт по проектированию заводов тяжелого машиностроения «Ленгипротяжмаш».

На основании приказа Министерства энергетического машиностроения СССР от 5 декабря 1975 г. № 148 «Ленгипротяжмаш» переименован в Ленинградский государственный институт по проектированию заводов энергетического машиностроения «Ленгипроэнергомаш».

На основании приказа Министерства энергетического машиностроения СССР от 9 июля 1976 г. № 176 создано Проектное объединение по проектированию заводов энергетического машиностроения «Энергомашпроект» (ПО «Энергомашпроект»). В состав объединения вошли: «Ленгипроэнергомаш», Ростовский государственный институт по проектированию заводов энергетического машиностроения «Ростов-гипроэнергомаш» и филиал «Ростовгипроэнергомаш» на Краматорском заводе литья и поковок.

Для обеспечения строительства завода «Атоммаш» 25 декабря 1976 г. в Волгодонске Ростовской области создан комплексный отдел объединения «Энерго-машпроект». Приказом Министерства энергетического машиностроения СССР от 18 мая 1979 г. № 159 на базе комплексного отдела в Волгодонске организован филиал института «Ленгипроэнергомаш». На основании приказа Министерства энергетического машиностроения СССР от 18 мая 1979 г. № 159 Волгодонский филиал института «Ленгипроэнергомаш» вошел в состав объединения «Энергомашпроект».

В соответствии с приказом Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР от 5 июля 1988 г. № 335 ПО «Энергомашпроект» вошло в состав Межотраслевого государственного объединения по разработке и производству оборудования для топливно-энергетического комплекса «Энергомаш» (МГО «Энергомаш»).

Институт находился в ведении: Наркомата тяжелого машиностроения СССР (1944-1946), Министерства тяжелого машиностроения СССР (1946-1953), Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР (1953-1954), Министерства тяжелого машиностроения СССР (1954-1957), ЛСНХ (1957-1963), Госкомитета тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения при Госплане СССР (1963-1965), Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР (1965-1988), Межотраслевого государственного объединения по разработке и производству оборудования для топливно-энергетического комплекса «Энергомаш» (1988-1991).

Основные направления деятельности: комплексное проектирование строительства новых, реконструкции и технического перевооружения действующих заводов и объектов энергетического машиностроения (турбостроения, дизелестроения, оборудования для атомной энергетики); разработка перспективных схем развития отрасли.

В настоящее время — Открытое акционерное общество «Энергомашпроект» (ОАО «Энергомашпроект»).

Управленческая документация (УД)

Приказы и распоряжения вышестоящих организаций. Положение о ЛО «Гипротяжмаш» (1944, 1945, 1948). Паспорта объединения, института и филиалов (1981-1983). Протоколы, справки, акты по организации «Ленгипротяжмаш» (1945). Устав Волгодонского филиала «Ленгипроэнергомаш» (1989). Приказы и распоряжения по институту. Приказы и указания по объединению «Энергомашпроект» (1977-1990). Документы (протоколы, планы, отчеты) о работе технического совета объединения, института и его секций, партийно-хозяйственного актива. Тематические планы проектно-изыскательских работ, внедрения новой техники. Переписка с Министерством энергетического машиностроения, с заводами по проектированию завода тяжелого электрооборудования в Индии (1965-1967). Отчеты по основной деятельности института и филиалов. Договоры о творческом содружестве. Планы и программы обучения иностранных специалистов. Отчеты о командировках. Финансовые планы объединения, института. Отчеты по капитальному строительству, о работе с кадрами института и филиалов. Акты ревизий финансово-хозяйственной деятельности института. Штатные расписания. Сметы расходов. Документы (постановления, протоколы, сметы, отчеты, акты) месткома.

Проектная документация (ПД)

Проектное задание Ленинградского завода турбинных лопаток им. 50-летия СССР (1965-1968). Пояснительная записка, техникоэкономические показатели, альбом фотографий ПО «Ленинградский металлический завод» (1978-1979). Технический и рабочий проект Краматорского завода «Энергомашспецсталь» (1980-1985). Схемы генплана Харьковского турбинного завода им. С. М. Кирова (1979-1981). Пояснительная записка, технико-экономические показатели, альбом фотографий проектирования и строительства пусковых комплексов (блок цехов № 7) ПО «Невский завод» им. В. И. Ленина (1986). Технико-экономическое обоснование строительства корпусов Волгодонского завода атомного энергетического машиностроения «Атоммаш» (1976-1990). Техническая документация по проектированию объектов энергетического машиностроения за рубежом в странах с жарким тропическим климатом и повышенной сейсмичностью: котельного и турбинного заводов (Китай) (1950-1957); завода тяжелого энергооборудования в Ранипуре (Индия) (1960-1967); текстильного комбината в Сантьяго-де-Куба (Куба) (1975); хлопкопрядильной фабрики в Гаване (Куба) (1975-1978); завода энергетического машиностроения в Семеле (Алжир) (1981-1983).

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВСЕСОЮЗНОЙ КОНТОРЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И МОНТАЖУ ОБОРУДОВАНИЯ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА НАРКОМАТА ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР (НЕ УСТ.)

Ф. 279, 8 ед. хр., 1932 1936 гг.

УД — 8 ед. хр., 1932-1936 гг., 1 оп.

Управленческая документация (УД)

Переписка с Всесоюзной конторой по проектированию, изготовлению и монтажу оборудования внутризаводского транспорта (1933). Переписка о заграничных командировках сотрудников и их анкеты(1933). Списки сотрудников (1932, 1933).

Личные дела сотрудников (1932-1933).

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ИМ. И. И. ПОЛЗУНОВА (НПО ЦКТИ) МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР (1927 - ПО НАСТ. ВРЕМЯ)

Ф.222, 7310 ед. хр., 1931-1977 гг.; систематический каталог, каталог по истории учреждений; авторский указатель (к оп. 1-2, оп. 2-1-оп. 2-4).

УД — 2216 ед. хр., 1933-1976 гг. (в том числе месткома-31 ед. хр., 1961-1970 гг., оп. 1-5)), 7 оп.;

НД — 5016 ед. хр., 1931-1977 гг., 4 оп.;

ПД — 60 ед. хр., 1938-1950 гг., 1 оп.

В феврале 1927 г. при Объединенном научно-техническом совете ЛСНХ на базе лаборатории профессора В. Н. Шретера (Технологический институт) создано бюро теплотехнических испытаний (БЮТИ). В середине 1929 г. БЮТИ включено в состав Государственной физико-технической лаборатории (ГФТЛ), как подразделение, действующее на основании особого устава в качестве хозрасчетной части государственного учреждения.

Постановлением ЛСНХ от 10 марта 1930 г. на базе БЮТИ, объединенного с группой теплотехнического отдела ГФТЛ и Ленинградского отделения Бюро рационализации, образован Ленинградский областной теплотехнический институт (ЛОТИ).

В 1933 году ЛОТИ, укрупненный за счет влившегося в него ряда параллельно существовавших теплотехнических организаций, реорганизован во Всесоюзный институт тепло-гидро-энергетического оборудования (ВИТГЭО).

Согласно приказу Наркомата тяжелой промышленности СССР от 11 апреля 1935 г. № 444 на базе ВИТГЭО и Центрального котельно-конструкторского бюро (ЦККБ) образован Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский котлотурбинный институт (ЦКТИ).

Распоряжением СМ СССР от 22 апреля 1947 г. № 4409 институту присвоено имя русского теплотехника И. И. Ползунова.

На основании постановления СМ СССР от 24 июня 1976 г. № 496 и приказа Министерства энергетического машиностроения СССР от 9 июля 1976 г. № 176 на базе ЦКТИ им. И. И. Ползунова создано Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования Министерства энергетического машиностроения СССР (НПО ЦКТИ). В состав Объединения вошли: ЦКТИ, Опытный завод ЦКТИ, филиалы ЦКТИ в Барнауле (Алтайский край) и Ростове-на-Дону.

В 1977 году за заслуги в области исследований и разработок по созданию нового энергооборудования НПО ЦКТИ награждено Орденом Октябрьской Революции. В 1977 году НПО ЦКТИ присвоено имя И. И. Ползунова.

Институт находился в ведении: Наркомата тяжелой промышленности СССР (1931-1939), Наркомата электростанций и электропромышленности СССР (1939-1941), Наркомата тяжелой промышленности СССР (1941-1946), Министерства тяжелого машиностроения СССР (1946-1953), Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР (1953-1954), Министерства тяжелого машиностроения СССР (1954-1957), Главниипроекта при Госплане СССР (1957-1959), Госкомитета СМ СССР по автоматизации и машиностроению (1959-1963), Госкомитета тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения при Госплане СССР (1963-1965), Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР (1965-1975), Министерства энергетического машиностроения СССР (1975-1977).

Основные направления деятельности: исследования и разработки в области энергетического машиностроения, методов расчета и проектирования котлотурбинного оборудования и теплоэнергетических установок, процессов теплообмена и горения, систем автоматического регулирования тепловых процессов.

В настоящее время—Открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И. И. Ползунова» (ОАО «НПО ЦКТИ им. И. И. Ползунова»).

Управленческая документация (УД)

Приказы вышестоящих организаций. Устав и положение об организации ЦКТИ (1935). Устав опытного завода (1937). Положение об институте (1939). Приказы и распоряжения по институту. Прото-олы и стенографические отчеты заседаний Ученого совета института, НТС и секций, совещаний партийно-хозяйственного и профсоюзного актива. Тематические планы и отчеты института и отделений. Планы по НИОКР. Производственные планы опытного завода. Материалы (приказ, положение) об организации производственноэкспериментальных мастерских-лабораторий (1936). Доклады на семинарах, конференциях, собраниях. Переписка по научно-техническим работам с заводами, институтами, иностранными фирмами. Годовые отчеты по основной деятельности института, опытного завода, отделений института. Материалы (заключения, переписка, технические записки, схемы) по проектированию, изготовлению и испытаниям котлотурбинного оборудования и теплотехнических установок. Материалы (заключения, отзывы, переписка) по разработке государственных и междуведомственных стандартов. Материалы (рукописи работ, отзывы, заключения, протоколы) на соискание ученой степени и присвоение ученых званий. Материалы (заявления, описания, схемы) по изобретениям. Материалы (заключения, решения, приказы, протоколы, переписка) по оказанию помощи заводам и электростанциям (1942-1944). Материалы (приказы, положение, инструкции) об аспирантуре и НТС (1944). Материалы (переписка, протоколы, приказы) по содружеству со странами народной демократии и с зарубежными странами. Отчеты о командировках. Штатные расписания и сметы. Годовые финансовые планы и отчеты по капитальным вложениям. Стенографические отчеты партийно-хозяйственного актива. Документы (протоколы, сметы, отчеты) месткома и завкома. Материалы (аннотации, заключения, технические записки, приказы, схемы, фото, переписка) по темам НИР. Статья М. А. Шателена «Неустанно расширять содружество деятелей науки и работников промышленности» и заключение по статье (1952). Материалы комиссии (приказы, протоколы, заключения) по выявлению вредительства в институте (1937).

Научная документация (НД)

Диссертации (1937-1950) и отчеты (1931-1977) по тематике: исследование, проектирование и конструирование энергетических агрегатов, паровых и гидравлических турбин, паровых котлов, газовых турбин и компрессоров, аппаратов автоматического регулирования, теплового оборудования, оборудования пылеулавливания.

Проектная документация (ПД)

Эскизные и технические проекты (пояснительные записки, чертежи, схемы): ртутно-паровой авиационной установки РВУ-10 А (1949), осевого компрессора газотурбинной установки ХТГЗ (1950), системы автоматического регулирования котельных установок (1949-1950), котельного агрегата 60-39 Ф (1950), автоматизированного котла

(1950) газотурбинной установки на твердом топливе (1950). Отчеты по темам: исследование электромеханической системы регулирования; результаты теплотехнических испытаний автоматизированного котла АВК-Ш, ртутно-парового котла с принудительной циркуляцией; исследование влияния удара на работу предельных регуляторов (автоматов безопасности); результаты длительных испытаний парогенераторов А-6; наладка и испытания опытного котла по проекту 23 и др. Проектное задание реконструкции и расширения ЦКТИ им. И. И. Ползунова (1950).

ФЕДЕРАЛЬНОE ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ДИЗЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ"(ФГУП «ЦНИДИ») МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ, НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ РФ (1924-2004)

Ф. 267, 2471 ед. хр., 1925-2004 гг.; систематический каталог; тематический указатель (к оп. 4-1, оп. 4-2).

УД — 1187 ед. хр., 1925-2004 гг., 5 оп.;

НД — 1010 ед. хр., 1928-2004 гг., 4 оп.;

КД — 249 ед. хр., 1947-1991 гг., 4 оп.

Постановлением коллегии Научно-технического отдела ВСНХ СССР от 23 октября 1924 г. организована Ленинградская лаборатория топливных двигателей (ЛЛТД) Научно-технического отдела ВСНХ СССР. В 1928 году постановлением ВСНХ СССР лаборатория реорганизована в Ленинградский филиал Научного автомоторного института (ЛФ НАМИ).

Приказом ВСНХ СССР от 12 ноября 1930 г. № 2133 ЛЛТД выделена из системы института в Отраслевое отделение по нефтяным и газовым двигателям Научноисследовательского института машиностроения и металлообработки (НИИММ).

Приказом по НИИММ от 16 ноября 1930 г. № 15 Отраслевое отделение по нефтяным и газовым двигателям НИИММ преобразовано в Научно-исследовательский дизельный институт (НИДИ) с подчинением Государственному союзному дизельному тресту «Союздизель».

В годы войны с 1941 по 1946 гг. институт находился в Коломне Московской области.

Постановлением СМ СССР от 26 апреля 1949 г. № 5748 рс НИДИ реорганизован в Центральный научно-исследовательский дизельный институт (ЦНИДИ).

С 1990 года институт находился в составе Концерна транспортного машиностроения (согласно решению учредительного собрания представителей трудовых коллективов производственных объединений, предприятий и организаций транспортного машиностроения СССР о создании Концерна «Трансмаш» от 21 сентября 1990 г.).

31 декабря 1998 г. ЦНИДИ становится Государственным унитарным предприятием «Центральный научно-исследовательский дизельный институт» (ГУП «ЦНИДИ»),

5 марта 2002 г. ГУП «ЦНИДИ» реорганизован в Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский дизельный институт» (ФГУП «ЦНИДИ»).

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 июня 2004 г. (по делу А56-1012/04) ФГУП «ЦНИДИ» признано несостоятельным (банкротом).

Институт находился в ведении: ВСНХ СССР (1925-1930), Наркомата тяжелой промышленности СССР (1930-1945), Министерства тяжелого машиностроения СССР (1946-1953), Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР (1953-1954), Министерства тяжелого машиностроения СССР (1954-1955), Министерства транспортного машиностроения СССР (1955-1957), ГлавНИИпроекта при Госплане СССР (1957-1959), Госкомитета СМ СССР по автоматизации и машиностроению (1959-1963), Госкомитета тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения при Госплане СССР (июль1963-1965), Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР (1965-1975), Министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР (1975-1987), Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР (1987-1989), Министерства тяжелого машиностроения СССР (1989-1991), Комитета тяжелого машиностроения РФ (1992-1997), Министерства науки и технологий РФ (1998-2000), Министерства промышленности, науки и технологий РФ (2000-2004).

Основные направления деятельности: исследования и разработки в области дизелей, газовых двигателей и их узлов различного назначения (для железнодорожного транспорта, морских и речных судов, автомобильного транспорта, буровых установок и т. д.); топлив и масел, оборудования для производства.

Управленческая документация (УД)

Циркуляры и приказы вышестоящих организаций (1925-1949, 1952-1967). Положение о ЦНИДИ (1934, 1956). Устав Головного ЦНИДИ (1962). Устав ФГУП «ЦНИДИ» (2002). Приказы и распоряжения института. Протоколы заседаний Ученого совета, НТС, научноисследовательской секции института, совещаний при директоре института. Стенографические отчеты заседаний Ученого совета, НТС, отраслевых совещаний. Тематические планы и отчеты о выполнении НИОКР. Материалы (протоколы, переписка) по научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами. Тезисы докладов и доклады сотрудников института на семинаре ВДНХ СССР, на научно-технических конференциях, конгрессах, совещаниях. Отчеты по основной деятельности, по капитальному строительству и капитальным вложениям. Переписка с Госкомитетом и другими организациями по научно-техническим работам и по вопросам планирования. Документы (протоколы, договоры) по внедрению новой техники. Планы и отчеты по внедрению и разработке стандартов, отраслевых нормалей. Планы и лимиты по труду. Отчеты по капитальному строительству, по кадрам. Планы подготовки и повышения квалификации кадров. Документы (обоснования, отчеты) о командировках. Штатные расписания. Сметы расходов. Отчеты о работе профкома. Технические отчеты: исследование работы двигателей дизелей, обследования и испытания дизелей и систем охлаждения. Аннотации по НИР (1947-1949). Отчеты по научным работам (1929-1950) по тематике: исследования в области рабочего процесса, технологии производства топливной аппаратуры, регулирования скорости дизелей, фильтрации масла, материалов дизелестроения, автоматизации дизельных установок, создание способов измерения неэлектрических величин и новых измерительных приборов.

Научная документация (НД)

Отчеты по тематике: исследования и разработки дизелей, турбокомпрессоров, теплообменников, фильтров, топливной аппаратуры, систем дистанционного автоматического управления дизельными установками, других деталей и узлов; исследования и разработки по технологии и специализации производства, по созданию отраслевой системы управления качеством продукции, по совершенствованию топлив и масел для дизелей; по применению новых материалов и экономии металлов; разработка методик и приборов испытаний и регулировки дизелей.

Представлены работы Н. Н. Иванченко, А. Ф. Косяка, М. И. Левина, Л. А. Новикова, Б. Н. Семенова, В. И. Смайлиса и других специалистов.

Конструкторская документация (КД)

Проекты: турбокомпрессоров, кокиль для литья колеса компрессора, прессформы для изготовления опытных рабочих колес, радиальных турбин турбокомпрессоров, мультипликаторы, гидротормозы для испытания различных турбин и тепловозных двигателей, двигатель-генератор для судов ВМФ, отсек с универсальным картером.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПО ПОРТОВОЙ МЕХАНИЗАЦИИ И СУДОВЫМ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ МЕХАНИЗМАМ № 4 (ЦПКБ-4) МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА СССР (1947-1961)

Ф. 401, 50 ед. хр., 1947-1961 гг.; систематический каталог.

КД — 50 ед. хр., 1947-1961 гг., 1 оп.

Постановлением СМ СССР от 21 июля 1947 г. создано Центральное конструкторско-технологическое бюро (ЦКТБ). Приказом Министерства морского флота СССР от 3 декабря 1947 г. № 445 ЦКТБ получило наименование Центральное конструкторско-технологическое бюро-1 (ЦКТБ-1), с 1952 г. — Центральное конструкторско-технологическое бюро-4 (ЦКТБ-4).

Постановлением СМ СССР от 20 мая 1950 г. и приказом Министерства морского флота СССР от 2 июня 1950 г. № 368 при ЦКТБ-4 создана экспериментальная база, постановлением СМ СССР от 29 февраля 1951 г. и приказом Министерства морского флота СССР от 1 июня 1951 г. № 354 реорганизованная в завод судового радиооборудования.

Приказом Министерства морского флота СССР от 9 июля 1953 г. № 32 на базе ЦКТБ-4 и Центрального проектно-конструкторского бюро по стандартизации и нормализации судовых механизмов, оборудования и изделий создано Центральное проектно-конструкторское бюро по портовой механизации и судовым погрузочно-разгрузочным механизмам (ЦПКБ-4).

Приказом Министерства морского флота СССР от 27 апреля 1957 г. № 133 при ЦПКБ-4 на базе завода судового радиооборудования, экспериментальных мастерских ЦПКБ по портам, мастерских ЦПКБ по портам, мастерских Арктического научно-исследовательского института создан Опытный завод портовых машин и приборов, автоматики для флота и предприятий Арктики.

На основании приказа Министерства морского флота СССР от 3 сентября 1960 г.

№ 213 ЦПКБ-4 с Опытным заводом передано в Ленинградский научно-исследовательский институт по проектированию и изысканиям и научным исследованиям в области морского транспорта «ЛенморНИИпроект» (ф. 56).

Бюро находилось в ведении: Министерства морского флота СССР (1947—1961).

Основные направления деятельности: проектирование, разработка технологий и организации производства средств портовой механизации, крупнотоннажных контейнеров, частей для судовых дизелей, систем связи и навигации и другого оборудования и деталей для судов, судоремонтных заводов и портов; конструкторское и технологическое обслуживание пароходств.

Конструкторская документация (КД)

Пояснительные записки, сводные спецификации, расчеты, инструкции, технические условия, чертежи: автоподатчика сигналов тревоги, бедствия и координат; автоматического приемника сигналов тревоги (Автоаларм); маркерного радиомаяка «Ваух»; вагонной машины для перегрузки мешковых грузов «МВШ-1»; машины трюмной ковшовой «ТКМ-1; завода судового радиооборудования; приемника аварийного судового ПАС-1; электрической передачи на переменном токе для гребной установки сухогрузного судна, грузоподъемностью 5000 т. Рабочий проект планировки помещений здания бывшей Лютеранской церкви Святой Екатерины для Конструкторского бюро (1947).

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ АВТОТРАКТОРНЫХ И СТАЦИОНАРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (ЦНИТА) МИНИСТЕРСТВА ТРАКТОРНОГО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР (1955-ПО НАСТ. ВРЕМЯ)

Ф. 143, 190 ед. хр., 1957-1976 гг.; систематический каталог, каталог по истории учреждений.

УД — 190 ед. хр., 1957-1976 гг. (в том числе месткома-36 ед. хр., 1962-1976 гг.,(оп. 1-2)), 2 оп.

Согласно постановлению СМ СССР от 4 мая 1955 г. № 863 на базе отдела Главного конструктора Ленинградского карбюраторно-арматурного завода им. В. В. Куйбышева создано Центральное конструкторское бюро топливной аппаратуры (ЦКБТА).

Приказом Госплана СМ СССР от 3 сентября 1958 г. № 497 ЦКБТА реорганизовано в Ленинградский филиал Научно-исследовательского автомобильно-моторного института (ЛФ НАМИ).

Приказом Госкомитета СМ СССР по автоматизации и машиностроению СССР от 15 февраля 1960 г. № 62 на базе ЛФ НАМИ создан Центральный научно-исследовательский и конструкторский институт топливной аппаратуры автотракторных и стационарных двигателей (ЦНИТА).

Институт находился в ведении: Министерства автомобильной промышленности СССР (1957), ГлавНИИпроекта при Госплане СССР (1957-1959), Госкомитета СМ СССР по автоматизации и машиностроению (1959-1963), Госкомитета автотракторных и сельскохозяйственных машин при Госплане СССР (1963-1966), Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР (1966-1976).

Основные направления деятельности: исследования, разработки и изготовление образцов топливной аппаратуры, дизельных, бензиновых и специальных двигателей, систем питания двигателей.

В настоящее время — Открытое акционерное общество «Центральный научноисследовательский и конструкторский институт топливной аппаратуры автотракторных и стационарных двигателей» (ОАО «ЦНИТА»).

Управленческая документация (УД)

Приказы вышестоящих организаций. Приказы по институту. Протоколы заседаний НТС и секций. Годовые тематические планы и отчеты по НИОКР. Научно-технические планы и отчеты института и опытного производства. Отраслевые координационные планы НИР, внедрения новой техники (1969-1970). Документы о научно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами (протоколы, переписка) (1966-1970). Отчеты по основной деятельности, по капитальным вложениям. Документы месткома (протоколы, сметы, финансовые отчеты). Штатные расписания. Сметы расходов. Планы по труду. Отчеты о работе с кадрами.