ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО "АЛМАЗ". САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 1944-1992.
Приказом Наркомата судостроительной промышленности СССР от 22 октября
1949 г. № 896 на Специальной верфи по строительству плавучих средств для охраны морских границ страны создано Специальное конструкторское бюро (СКБ-5) по проектированию торпедных катеров дальнего действия.
Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 16 февраля 1956 г. № 37 СКБ-5 реорганизовано в Центральное конструкторское бюро-5 (ЦМКБ-5).
Приказом Госкомитета СМ СССР по судостроению от 10 января 1963 г. № 12
ЦМКБ-5 переименовано в Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»
(ЦМКБ «Алмаз»).
Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 1 июня
1970 г. № 299 на базе ЦМКБ «Алмаз» организовано Производственно-техническое объединение «Алмаз» (ПТО «Алмаз»). В ПТО «Алмаз» вошли: ЦМКБ «Алмаз» с филиалом, Ленинградский Приморский завод, Невский морской завод.
В 1973 году ПТО «Алмаз» переименовано в Производственное объединение «Алмаз» (ПО «Алмаз»). Приказом Министерства судостроительной промышленности СССР от 24 июля 1990 г. № 246 ЦМКБ «Алмаз» выведен из состава ПО «Алмаз».
Бюро находилось в ведении: Министерства судостроительной промышленности СССР (1966-1990).
Основные направления деятельности: проектирование скоростных кораблей и судов (скеговых, на подводных крыльях, с водометными двигателями и т.д.).
В настоящее время – Открытое акционерное общество «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (ОАО «ЦМКБ «Алмаз»).
В фонд вошли документы ЦКБ-17 (Невское ПКБ), ЦКБ-50 (Западное проектно-конструкторского бюро), ЦКБ-363, НИИ-45 (ЦНИИ-45 им. академика А.Н. Крылова)
за 1944-1949 гг.
ЦНИИ-45/ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова
Создан в 1932 г. как Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИВК) на базе Опытового бассейна Морского Министерства в Санкт-Петербурге на острове Новая Голландия (образован в 1894 г.). В 1938 г. получил наименование ЦНИИ-45. С 1944 г. – ЦНИИ-45 им. академика А.Н. Крылова, с 1994 г. – Государственный научный центр Российской Федерации ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова.
ЦКБ-17/Невское ПКБ
В 1930 г. из техбюро Северной верфи было выделено Бюро специального проектирования судов (БСПС), которое в 1931 г. было преобразовано в ЦКБС-1, затем в ЦКБ спецсудостроения. В 1936 г. получило наименование ЦКБ-17, в 1966 г. – Невское ПКБ.
ЦКБ-50/Западное ПКБ
ЦКБ-50 было создано в 1939 г. на базе Ленинградского речсудопроекта. После войны ЦКБ-50 по проектированию специальных боевых кораблей было восстановлено в 1946 г. на базе КБ завода №189 и группы конструкторов ЦКБ-17. В 1963 г. ЦКБ-363, ЦКБ-50 и часть группы конструкторов по проектированию противоминных кораблей ЦКБ-19 объединились на базе ЦКБ-50. В 1966 г. ЦКБ-50 переименовано в Западное ПКБ. В 1997 г. присоединено к ЦМКБ «Алмаз».
ЦКБ-363
В 1949 г. КБ завода №363 (проектирование БТЩ) и КБ завода №341 (проектирование РТЩ) выделились в самостоятельные организации: ЦКБ-363 (Ленинград) и СКБ-341 (Рыбинск), а в 1954 г. они объединились на базе ЦКБ-363. Проектирование ТЩ с деревянными корпусами возлагалось на ЦКБ-19.
Конструкторская документация (КД)
Технические проекты, рабочие чертежи, схемы, планы, разрезы (по частям проекта: корпус, устройства и дельные вещи, оборудование, механизмы и трубопроводы, судовые системы, электрорадиотехническая часть, технология) опытного морского пассажирского судна на автоматически управляемых подводных крыльях «Тайфун-А» с водометными движителями (проект 1233А); ракетного катера на автоматических управляемых подводных крыльях «Ураган» с корпусом из алюминиево-магниевого сплава и убирающимися носовым и кормовым крыльями из титана (проект 1240).
Новые поступления (КД):
Технический проект (планы, разрезы, спецификации, расчеты общесудовые, схемы, описания, инструкции) Базового тральщика, предназначенного для траления любых известных мин с общим водоизмещением 900 тонн.