СПЕЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ГАЗСТРОЙМАШИНА» МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ. ЛЕНИНГРАД. 1960-1973.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
к фонду № 91 Ленинградского филиала
СКБ «ГАЗСТРОЙМАШИНА».
В 1958 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем развитии газовой промышленности и газоснабжения предприятий и городов СССР.
В развитие этого Постановления в 1960 году Главным Управлением газовой промышленности при СМ СССР (Главгаз СССР) было принято решение о создании в Ленинграде филиала Специального конструкторского бюро «Газстроймашина».
Филиал организован с 1 января 1960 года на основании письма Министерства финансов от 30 октября 1959 года №13-508 и приказа Главгаза СССР от 9 ноября 1959 года №249 на базе Ленинградского машиностроительного завода и находится в настоящее время на Таллиннской ул., дом 5.
СКБ «Газстроймашина» (г. Москва) с его Ленинградским, Киевским и Тюменским филиалами является головной, единственной в стране организацией, разрабатывающей весь комплекс машин и механизмов для строительства магистральных газо- и нефтепроводов.
СКБ «Газстроймашина» подчинено Главнефтегазстроймеханизации Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности.
Ленинградскому филиалу поручено разрабатывать на всех стадиях создания от технических предложений до внедрения в практику строительства машины и механизмы, такие как:
а) трассовые машины и механизмы для наружной очистки и изоляции труб диаметром от 57 до 1420 мм непосредственно на трассе строительства. В результате работы созданы высокомеханизированные строительные колонны с полным комплексом машин, охватывающие операции от очистки до укладки непрерывной плети трубопровода с нанесением механизированными методами различных изоляций на трубопровод;
б) установки горизонтального бурения для сооружения переходов магистральных трубопроводов под шоссейными и железными дорогами;
в) базовые установки для наружной т внутренней очистки и изоляции труб диаметром от 57 до 1420 мм с непрерывно-поточным технологическим циклом ведения операций. В результате работы созданы и создаются десятки поточных линий от небольших цехов до крупных комбинатов обработки труб в СССР и соцстранах;
г) правсредства (земснаряды, трубозаглубители, скреперы-пульпометы, трубоукладочные суда) для механизации строительства подводных переходов и подводных трубопроводов через реки, водохранилища, заливы и в море.
В настоящее время построен и эксплуатируется земснаряд ТЗР12М для разработки траншей на глубине до 12 м, строятся земснаряды с глубиной разработки 15 и 25 м, строится и проектируется комплекс других средств технического флота для строительства подводных переходов и для работы на болотах;
д) лаборатория для контроля качества изоляции в различных условиях трубопроводного строительства;
На основании Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 13 марта 1963 года №282 о преобразовании Главгаза СССР в государственный производственный комитет по газовой промышленности при СМ СССР (Газпром), СКБ «Газстроймашина» было передано в ведение Газпрома СССР.
В 1965 году в соответствии с Законом Союза Советских Социалистических республик «Об изменении системы органов государственного управления», принятым шестой сессией Верховного Совета СССР шестого созыва 2 октября 1965 года Государственный производственный комитет по газовой промышленности при СМ СССР преобразован в общесоюзное Министерство газовой промышленности. СКБ «Газстроймашина» переходит в ведение вышеназванного Министерства.
С сентября 1972 года СКБ подчиняется Министерству строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР, которое было создано на основании Закона Союза Советских Социалистических Республик от 20 сентября 1972 года.
Возвращаясь к истории создания филиала надо отметить тот факт, что филиал начинал работу в составе четырех человек и только к концу года штат филиала составил 23 человека.
Тематический план филиала, утвержденный руководством Главгаза СССР на 1960 год, предусматривал разработку 8 тем.
Производственная деятельность филиала на этот год характеризуется созданием таких машин, как изоляционные машины для труб ИМ-15, ИМ-17, ИМ-19, из которых последняя пошла на постоянное хранение в архив.
В последующие два года количество разрабатываемых тем было увеличено до 13, по чертежам филиала уже серийно выпущено 55 единиц машин и оборудования.
Только в 1963 году в филиале организовываются структурные подразделения. Согласно приказа от 19 октября 1963 года №117-а в Ленинградском филиале СКБ была определена следующая структура:
1. Отдел по проектированию очистных машин.
2. Отдел по проектированию изоляционных машин.
3. Отдел по проектированию нестандартного и специального оборудования.
4. Группа технологического и нормативного контроля, технической информации и экономических расчетов.
5. Группа внедрения и испытаний.
Приказом 391/к от 1 июня 1963 года в филиале была организована патентная служба.
Уже в 1964 году тематический план филиала предусматривал разработку 20 тем при штате в 69 человек.
Согласно приказа №29 от 23 марта 1964 года в СКБ формируется отдел исследований, испытаний и внедрения. Создается патентный фонд, служба информации и экономических расчетов.
За 1964 год по чертежам филиала выпущена серия очистительных и изоляционных машин для труб 1220 мм (ОМ121, ИМ121) и серия оборудования городской трубозаготовительной линии ГТБ.
В 1965 году на основании приказа №131 от 2 ноября 1964 года сектор исследований, испытаний и внедрения был поделен на 2 самостоятельных сектора - сектор исследований и сектор испытаний и внедрения.
За этот год были внедрены в производство 2 изобретения филиала:
1. Комбинированная обечайка ОК1 к изоляционным машинам.
2. Скребки «СПС» с пластинами твердого сплава к очистительным машинам.
Приказом №116 от 1 августа 1966 года в составе филиала организовывается сектор по конструированию бурильных машин.
В соответствии с приказом №41 от 10 марта 1967 года в филиале СКБ произошли изменения в структуре. Сектор технологического и нормативного контроля был преобразован в отдел технологический и стандартизации.
Были изготовлены и испытаны экспериментальные образцы машин ОМ1421 и ИМ1421, изготовлен опытный образец установки горизонтального бурения ГБ1421 для прокладки трубопроводов под шоссейными и железными дорогами.
В 1968 году приказом №99 от 20 июня в филиале СКБ был организован отдел гидромеханизации для проектирования судов технического флота, предназначенного для строительства подводных переходов. В отделе было разработано техническое задание на проектирование трубоукладочной баржи БТ1.
В 1969 году на основании приказа по филиалу №115 от 24 июня 1969 года отдел №1 - очистительных машин и отдел №2 - изоляционных машин были слиты в один отдел, который стал называться «Отдел №1 - очистных и изоляционных машин».
Были разработаны проекты машин для очистки и изоляции ОМ1422 и ИМ1422.
Отдел гидромеханизации переименован в отдел подводнотехнических работ согласно приказа по СКБ №102 от 2 июня 1969 года.
Организован отдел исследований с сектором тензометрии и вычислительной лабораторий (пр. 44 от 1 марта 1969 года).
В 1970 году было закончено проектирование и начато строительство земснаряда ТЗР12м для разработки подводных траншей на глубине до 12 метров.
Упраздняется сектор машин горизонтального бурения (пр. №57 от 31 марта 1970 г.).Тематика сектора передается в отдел нестандартного и специального оборудования.
Отдел подводно-технических работ приказом №28 от 1 февраля 1971 года переименовывается в отдел флота.
Во исполнение приказа Министра газовой промышленности от 10 января 1972 года №5 и приказа СКБ №14 от 1 февраля 1972 года в составе филиала был организован отдел по созданию специальных машин и оборудования для ремонтных работ на газопроводах.
В 1973 году организован отдел испытаний и внедрений, включающий в себя сектор испытаний, опытный участок и испытательный полигон (пр. №229 от 2 октября 1973 г.)
В соответствии с приказом №17 от 23 января 1974 года в составе Ленфилиала СКБ был организован конструкторский отдел «Бурильных, рыхлительных установок; специальных приводов и тяговых механизмов».
На 1975 год утверждена следующая структура филиала:
1. Канцелярия.
2. Планово-производственный отдел.
3. Отдел кадров.
4. Бухгалтерия.
5. Отдел очистных и изоляционных машин.
6. Отдел флота, в составе:
а) сектор общего проектирования и мореходных качеств;
б) сектор корпуса, оборудования и отделки помещений;
в) сектор судовых, специальных устройств и механизмов;
г) сектор судовых силовых установок, трубопроводов и систем;
д) сектор судовой и промышленной электротехники, автоматики и связи;
е) сектор технологической подготовки и авторского надзора.
7. Отдел нестандартного и специального оборудования.
8. Отдел бурильных и рыхлительных установок, специальных приводов и тяговых механизмов.
9. Отдел технологический и стандартизации, в составе:
а) сектор технологического и нормативного контроля;
б) сектор стандартизации и нормализации и нормативной документации.
10. Отдел исследований, в том числе;
а) сектор экономических обоснований новой техники;
б) сектор расчетно-вычислительный;
в) сектор тензометрии.
11. Отдел научно-технической информации и патентоведения, в составе:
а) сектор научно-технической информации;
б) сектор патентоведения;
12. Отдел испытаний и внедрений, в составе:
а) сектор испытаний и внедрений;
б) опытно-экспериментальный участок;
в) сектор полигонных испытаний.
За 15 лет деятельности филиала разработано несколько десятков проектов, из которых 24 внедрено в серийное производство, выпущено 18 опытно-промышленных партий и образцов. На 36 изобретений имеются авторские свидетельства. Работа филиала и его лучшие люди неоднократно отмечались наградами и отличиями.
Научно-техническая документация обрабатывалась впервые. На документы, подлежащие передаче в Государственный архив, составлена опись.
Справку составил
Ст. научный сотрудник ОНТОД ЛГАНТД С.И. Андреева
На основании приказа Главного управления газовой промышленности (Главгаз) при СМ СССР от 9 ноября 1959 г. № 247 принято решение о создании в Ленинграде филиала СКБ «Газстроймашина».
Согласно приказу СКБ «Газстроймашина» от 4 января 1960 г. № 5/к на базе Ленинградского машиностроительного завода организован Ленинградский филиал Специального конструкторского бюро «Газстроймашина» (ЛФ СКБ «Газстроймашина»).
Бюро находилось в ведении: Главного управления газовой промышленности при СМ СССР (1960-1963), Государственного производственного комитета по газовой промышленности при СМ СССР (1963-1965), Министерства газовой промышленности СССР (1965–1972), Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (1972-1973).
Основные направления деятельности: разработка машин и механизмов для строительства и ремонта магистральных газо- и нефтепроводов (очистных и изоляционных машин для труб, бурильных машин и установок горизонтального бурения для прокладки трубопроводов под шоссейными и железными дорогами, трубоукладочных машин и механизмов, для механизации строительства подводных переходов и других специальных машин).
В настоящее время – Открытое акционерное общество «Специальное конструкторское бюро «ГАЗСТРОЙМАШИНА».
Управленческая документация (УД)
Приказы и распоряжения вышестоящих организаций. Приказы и распоряжения по СКБ. Протоколы заседаний НТС, совещаний: технического совета, партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. Годовые тематические планы и отчеты. Планы по новой технике. Годовые отчеты по основной деятельности, по капитальным вложениям. Сметы и финансовые отчеты. Акты ревизии финансово-хозяйственной деятельности. Отчеты о работе с кадрами. Штатные расписания. Документы (протоколы, сметы, отчеты) месткома за 1963-1972 годы.
Конструкторская документация (КД)
Проекты (рабочие чертежи, общий вид, технические паспорта): изоляционной машины ИМ-19 для обмотки наружной поверхности трубопроводов полимерными материалами (1960); устройства ПУ-1 для механизации очистки труб при низких температурах (1961); машины ОМЛ-12 для одновременной очистки и изоляции трубопроводов рулонными пленочными материалами (1965); машины с разъемным ротором ОМ 10А для очистки трубопроводов от грязи и окалины перед изоляцией (1965).