ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ЛЕНИНГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ ПО ИЗЫСКАНИЯМ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ МОСТОВ «ЛЕНГИПРОТРАНСМОСТ» ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «ТРАНССТРОЙ». САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 1902-1992.
Историческая справка к фонду № 85
Ленинградский государственный институт по изысканию и проектированию мостов ЛЕНГИПРОТРАНСМОСТ находятся в подчинении Главного управления проектно-изыскательских работ (ГЛАВТРАНСПРОЕКТА) Министерства транспортного строительства СССР.
Постоянное местонахождение института - 198013, Ленинград, Подъездной переулок дом №1.
Основными структурными подразделениями Ленгипротрансмоста являются:
- производственные отделы (инженерных изысканий, больших мостов, металлических мостов, строительного оборудования и типового проектирования), а также технический отдел (с проектным кабинетом и техническим архивом);
- специальные производственные группы по проектированию: тоннелей, устройств СЦБ и связи, механизации инженерных расчетов, архитектурная и сметная;
- подразделения вспомогательного назначения (группа комплектации и выпуска проектов, чертежное бюро);
- подразделения административно-управленческого аппарата (бухгалтерия, планово-производственный отдел), отдел материально-технического обеспечения, общая часть (кадры и делопроизводство), первая часть.
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПРОЕКТНАЯ КОНТОРА ЦУСТРОЯ НКПС (ныне Ленгипротрансмост) начала свою деятельность в 1930 году по инициативе и под руководством Генерал-директора пути и строительства 3 ранга, академика Передерия Г.П., возглавляющего мостовое отделение сухопутного факультета Ленинградского института инженеров путей сообщения, и занималась проектированием больших железнодорожных мостов.
КОНТОРА находилась в подчинении Центрального управления строительства (ЦУСТРОЯ) НКПС, на которое приказом НКПС от 01.06.1930 №1582, временно до организации Проектного института, возлагалась организация и руководство проектным делом на железнодорожном транспорте.
В течение всего периода деятельности организации происходили неоднократные изменения ее наименования, содержания работ и структуры.
В августе 1930 года ЦУСТРОЙ был реорганизован в СТРОЙОБЪЕДИНЕНИЕ (приказ НКПС от 22.08.1930 № 1728 «Об организации СТРОЙОБЪЕДИНЕНИЕ НКПС»), а КОНТОРА - в Ленинградское отделение ГИПРОТРАНС НКПС (1931г.).
В состав Ленинградского отделения входили специализированные подразделения - секторы: искусственных сооружений, тоннелей, узлов и станций, водоснабжения, гражданских сооружений.
В январе 1932 года в системе НКПС было создано Всесоюзное объединение капитального строительства железных дорог - ГЛАВЖЕЛДОРСТРОЙ с правами главного управления, а ГИПРОТРАНС (Москва) был реорганизован в трест по проектированию капитального строительства железных дорог и передан в непосредственное ведение ГЛАВЖЕЛДОРСТРОЯ (приказ НКПС от 09.01.1932 №18).
Л.О. ГИПРОТРАНС в 1932 году преобразовано в Ленинградское отделение ГОСПРОЕКТТРАНСА ГЛАВЖЕЛДОРСТРОЯ НКПС, а в 1933 году - в ЛЕНПРОЕКТТРАНС ГЛАВЖЕЛДОРСТРОЯ НКПС.
Деятельность мостовых подразделений организации в период 1930-1933 годов характеризуется разработкой проектов больших и внеклассных мостов, типовых проектов металлических пролетных строений, железобетонных путепроводов и железобетонных пролетных строений.
Подразделения немостового профиля занимались проектированием железнодорожных узлов и станций со всеми станционными обустройствами, а также гражданских сооружений.
В широких размерах экспедициями конторы производились изыскания мостовых переходов.
Продолжая выполнять работы по изысканиям и проектированию искусственных сооружений, железнодорожных узлов, станций и т.п., ЛЕНПРОЕКТТРАНС в 1934 году был реорганизован в ЛЕНПРОЕКТПУТЬ с подчинением Центральному управлению пути и сооружений (ЦУП) НКПС.
В мае 1935 года в Москве на базе существующих проектных организаций был организован единый проектный институт НКПС - СОЮЗТРАНСПРОЕКТ. (Приказ НКПС от 13.05.1935 №117/5 «Об упорядочении проектного и изыскательского дела НКПС»).
В связи с этим, из ЛЕНПРОЕКТПУТИ были выделены подразделения немостового профиля, а сохранившиеся подразделения мостового профиля стали Ленинградским отделением проектной конторы МОСТОТРЕСТА НКПС и получили наименование - ЛЕНМОСТПРОЕКТ.
В структуре Ленмостроекта появились секторы, а в последствии отделы по отраслям мостостроения.
В 1937 году ЛЕНМОСТПРОЕКТ на основании приказа НКПС от 27.08.1937 №221/5 «О сосредоточении проектирования на железнодорожном транспорте в СОЮЗТРАНСПРОЕКТЕ и его территориальных и специализированных конторах» преобразован в Ленинградское отделение ТРАНСМОСТПРОЕКТА - Московской специализированной проектной конторы, с подчинением СОЮЗТРАНСПРОЕКТУ НКПС.
Для работы организации в период 1933-1937 годов характерно резкое увеличение масштабов работ на местах строительства крупнейших железнодорожных магистралей (например, на вторых путях от станции Крымская Забайкальской железной дороги до Владивостока, проектирование искусственных сооружений на железнодорожных магистралях: Москва-Донбасс, Саратов-Миллерово, Турксиб и др.).
В 1939-1941 годах Ленинградское отделение ТРАНСМОСТПРОЕКТА именовалось ЛЕНМОСТПРОЕКТОМ (Ленинградская специализированная контора по проектированию мостов и тоннелей СОЮЗТРАНСПРОЕКТА НКПС).
Основные задачи деятельности конторы были определены «Положением», утвержденным начальником СОЮЗТРАНСПРОЕКТА НКПС от 27.05.1939 во исполнении приказа НКПС от 03.04.1939 №67/5.
В 1941 году приказом по СОЮЗТРАНСПРОЕКТУ от 26.04.1941 №102 ЛЕНМОСТПРОЕКТ переименован в ЛЕНТРАНСМОСТПРОЕКТ с сохранением прежней подчиненности и функций.
В последние три предвоенные года деятельность конторы характеризовалась дальнейшим увеличением объема проектно-изыскательских работ, особенно для объектов, расположенных на крупнейших магистралях страны: Байкало-Амурской, Северо-Печерской и др. В типовом проектировании значительное внимание уделялось разработке проектов временных сооружений для условий военного времени.
В 1942-1946 годах Ленинградская специализированная контора именовалась ЛЕНТРАНСМОСТПРОЕКТ, сохраняя подчинение СОЮЗТРАНСПРОЕКТУ НКПС (Приказ НКПС от 28.06.1942 №8/40).
В период 1941-1945 годов специалисты конторы принимали активное участие в работе временного восстановления искусственных сооружений на железных дорогах, разрушенных в результате военных действий на различных фронтах - от Карелии до Карпат, в разработке проектов постов на ряде важнейших прифронтовых и тыловых железнодорожных магистралей.
Для этого периода характерно сокращение объема типового проектирования.
15 марта 1946 года верховным Советом СССР был принят закон «О преобразовании Народного Комиссариата путей сообщения в Министерство путей сообщения СССР».
В связи с этим в 1946-1951 годах ЛЕНТРАНСМОСТПРОЕКТ находился в подчинении СОЮЗТРАНСПРОЕКТА МПС.
В 1951 году на основании приказов Совета Министров СССР от 16.03.1951 №835, от 06.04.1951 №1137 и приказов МПС СССР от 22.03.1951 №73/5 и от 13.04.1951 №87/5 ЛЕНТРАНСМОСТПРОЕКТ был преобразован во Всесоюзную контору по проектированию мостов и тоннелей на железнодорожном транспорте с подчинением Главному управлению по изысканиям и проектированию на железнодорожном транспорте - ГЛАВТРАНСПРОЕКТУ МПС.
Оставаясь в системе ГЛАВТРАНСПРОЕКТА, контора в 1954 году перешла из ведение МПС СССР в ведение Министерства транспортного строительства СССР - МИНТРАНССТРОЙ СССР. (Приказ МПС СССР №104 от 09.08.1954 и от 18.08.1954 №113/5).
В 1946-1956 годах деятельность ЛЕНТРАНСМОСТПРОЕКТА характеризуется разработкой проектов капитального восстановления крупнейших мостов на железных дорогах по все территории, находившейся в зоне военных действий, значительным объемом проектирования капитального восстановления многих тоннелей на юго-западе страны, организацией, началом проектирования новых видов мостостроительного оборудования и переходом к созданию типовых проектов конструкций индустриального типа и скоростного строительства.
Окончательное наименование «ЛЕНГИПРОТРАНСМОСТ» - организация получила в 1962 году по приказу МИНТРАНССТРОЯ СССР от 30.06.62г. №212-ОК при преобразовании конторы в Государственный институт по изысканию и проектированию мостов ГЛАВТРАНСПРОЕКТА МИНТРАНССТРОЯ СССР.
Причем, в период 1963-1965 годов ГЛАВТРАНСПРОЕКТ находился в ведении ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМИТЕТА по транспортному строительству СССР. (Указ президиума Верховного Совета от 13.08.68 №1123-УI и Закон СССР от 02.10.65г. № 4041-УI).
Деятельность института после 1956 года характеризуется широким участием в проектировании комплексов сооружений крупнейших гидроузлов Советского Союза: Ульяновского, Капчагайского, Красноярского, Волго-Донского канала и других крупных строек, проектированием автодорожных и городских мостов, созданием типовых проектов новых видов мостовых конструкций, активным участием в проектировании Байкало-Амурской магистрали, разработкой многих проектов серийных образцов мостостроительного оборудования.
Основные задачи ЛЕНГИПРОТРАНСМОСТА определены «Уставом Государственного института по изысканиям и проектированию мостов», утвержденному Заместителем Министра транспортного строительства - тов. Литвиным 22.07.71г.
Проектная документация, разработанная Ленгипротрансмостом и остающаяся в распоряжении института, а также документация, полученная от других организаций, концентрируется и хранится в техническом архиве, организованном в 1931 году.
По своему содержанию документация Ленгипротрансмоста состоит главным образом, из проектов на различных стадиях разработки: изыскательские материалы, чертежи конструкций сооружений, сметы и пояснительные записки к проектам, чертежи механического и электротехнического оборудования разводных мостов и новых видов мостостроительной техники, технические условия изготовления и эксплуатации строительных машин и т.п.
Проекты железнодорожных узлов и станций, водоснабжения и прочие проектные материалы не мостового характера были переданы в соответствующие организации в период выделения из Ленпроектпути (1935-1936 годы) не мостовых подразделений.
Проектно-техническая документация Ленгипротрансмоста имеет, в основном, общеотраслевое значение (по отрасли: строительство железных и автомобильных дорог) и по многим объектам - локальное, узко специальное. Материалы проектов, разработанных институтом, в редких случаях имеют межотраслевое значение (особо крупные мостовые переходы, затрагивающие интересы различных министерств и ведомств).
Вследствие неоднократных переездов института из одного помещении в другие, перемещений технического архива и, особенно, неблагоприятных условий хранения материалов в период Отечественной воны, имели место ухудшение физического состояния и утеря ряда архивных материалов, обнаружение которых в настоящее время не представляется возможным.
Следует отметить, что к утерянным материалам, в основном, относятся проекты других организаций, использовавшиеся в качестве подсобных материалов при проектировании. Утеря важных проектов не установлена.
Учет хранящихся проектов техническим архивом института ведется пообъектно.
Основными документами учета являются инвентарные книги, в которых заносятся сведения о каждой, вновь поступающей в архив работе. Пректно-сметная документация передается в архив по окончании каждой стадии работы (проектное задание, технический проект, рабочие чертежи - с соответствующими материалами изысканий).
В качестве научно-справочного аппарата по поступающим в архив проектам используется картотека проектов. Карточки в картотеке составляются по типам сооружений, с достаточно широкой степенью детализации, обеспечивающей возможность быстрого отыскания необходимых материалов.
По большим и внеклассным мостам картотека группируется по рекам, перекрываемым мостами, в алфавитном порядке по наименованиям.
Материалы по особо крупным объектам и по объектам специального назначения в общей технический архив е передаются и хранятся отдельно, в соответствии с установленным порядком.
Объем документальных материалов, хранящихся в техническом архиве Ленгипротрансмоста (по состоянию на 01.01.76г.), исчисляется ориентировочно в 4000 работ, каждая из которых оформлена в одной или нескольких книгах или папках, содержащие пояснительные записки, чертежи, сметы и т.п. Общее число единиц хранения (отдельных книг, папок, альбомов и т.т. видов документации) составляет в настоящее время - 13430.
Для определения практического значения и исторической ценности проектной документации, находящийся в техническом архиве института, приказом по Ленгипротрансмоста, определяет целесообразность их дальнейшего хранения в архиве института, приказом по Ленгипротрансмосту от 05.03.75г. №6/т была создана экспертная комиссия (ЭК).
ЭК выявляет наличие и состояние проектных материалов в техническом архиве Ленгипротрансмоста, определяет целесообразность их дальнейшего хранения в архиве института или передачи в Ленинградский архив научно-технический документации (ЛГАНТД) и производит отбор документации на уничтожение.
В 1930 году по инициативе акад. Г.П. Передерия организована Ленинградская проектная контора Центрального управления строительства (ЦУСтроя) Наркомата путей сообщения СССР.
В 1931 году контора реорганизована в Ленинградское отделение Государственного института по проектированию транспорта «Гипротранс» (ЛО «Гипротранс»). В 1932 году «Гипротранс» преобразован в «Госпроекттранс», ЛО «Гипротранс» - в ЛО «Госпроекттранс».
С конца 1933 г. ЛО «Госпроекттранс» переименовано в Ленинградскую проектную контору «Ленпроекттранс», с 1934 г. - «Ленпроектпуть», с 1935 г. - «Ленмостпроект».
На основании приказа Наркомата путей сообщения СССР от 27 августа 1937 г.
№ 221 проектная контора «Ленмостпроект» преобразована в Ленинградское отделение Московской специализированной проектной конторы «Трансмостпроект» (ЛО «Трансмостпроект»), в 1939 году - в Ленинградскую специализированную контору по проектированию мостов и тоннелей института «Союзтранспроект» («Ленмостпроект»).
В 1941 году приказом по институту «Союзтранспроект» от 26 апреля 1941 г. № 102 контора «Ленмостпроект» переименована в контору «Лентрансмостпроект».
На основании приказов СМ СССР от 16 марта 1951 г. № 835, от 6 апреля 1951 г. № 1137 и приказов Министерства путей сообщения СССР от 22 марта 1951 г. № 73/У и от 13 апреля 1951 г. № 87/У контора «Лентрансмостпроект» преобразована во Всесоюзную специализированную контору по проектированию мостов и тоннелей на железнодорожном транспорте.
Приказом Министерства транспортного строительства СССР от 30 июня 1962 г.
№ 212-ок Всесоюзная специализированная контора по проектированию мостов и тоннелей на железнодорожном транспорте переименована в Ленинградский государственныйинститут по изысканиям и проектированию мостов «Ленгипротрансмост».
Институт находился в ведении: Наркомата путей сообщения СССР (1930-1946), Министерства путей сообщения СССР (1946-1954), Министерства транспортного строительства СССР (1954-1963), Государственного производственного комитета по транспортному строительству СССР (1963-1965), Министерства транспортного строительства СССР (1965-1980).
Основные направления деятельности: изыскания и проектирование железнодорожных и автомобильных мостов и тоннелей на дорогах СССР и за рубежом.
На 01.01.2016 – Открытое акционерное общество «Трансмост».
Управленческая документация (УД)
Приказы и распоряжения вышестоящих организаций. Приказы по основной деятельности. Приказы по институту. Тематические планы проектно-изыскательских работ. Отчеты по основной деятельности. Отчеты о производственной деятельности. Протоколы заседаний технического совета. Технические отчеты. Справка об институте для Музея истории Ленинграда (1967). Доклад о типах и конструкциях малых и средних искусственных сооружений на трассе Байкало – Амурская магистраль (1969). Документы (протоколы, переписка)об участии института в конференциях, смотрах, совещаниях, выставках(1961-1980). Документы по рационализаторским предложениям (1971-1978). Переписка по основной деятельности (1977). Акты инвентаризации проектно-изыскательских работ. Сметы расходов. Балансы доходов и расходов. Отчеты по капитальным вложениям. Лимиты финансирования по капитальному строительству. Финансовые отчеты. Планы по труду. Отчеты о работе с кадрами. Статистические отчеты по кадрам. Штатные расписания.
Проектная документация (ПД)
Проекты (пояснительные записки, альбомы фоторепродукций, эскизные проекты, технические проекты и др.) мостов, тоннелей, путепроводов, виадуков (1932-1956); в том числе проекты: мостовых переходов (1936-1940); участка Нора-Усть-Ниман (1939-1945); городского путепровода на станции Ижевск (1943); городского моста через Волгу в Калинине (1949); городского моста через реку Омь в Омске (1948); железнодорожного моста через новое русло реки Темерник на станции Ростов-Главный (1949-1956); линии Самбор-Ужгород Львовской железной дороги (1949). Типовые проекты (пояснительные записки, расчеты, чертежи): металлических и железобетонных пролетных строений; железобетонных путепроводов; тоннелей (1932-1933); труб, светофорных мостиков, малых искусственных сооружений (1936-1940); малых мостов и труб на железных дорогах (1940-1946). В фонде содержатся документы 1902-1909 гг.: сборник пояснительных записок, расчетов, договоров и технических условий (1903-1908); сборник пояснительных записок, расчетов, технических условий, договоров и инструкций по постройке железнодорожной линии Полоцк-Седлец и ветви Гродно-Мосты» (1902-1906); проект верхнего строения моста линии Дубовики-Петрозаводск (1909).