ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ПО ИЗЫСКАНИЯМ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА «ЛЕНГИПРОТРАНС". САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 1891-2010.
Государственный проектно-изыскательский институт
«ЛЕНГИПРОТРАНС»
196105, Ленинград, Московский пр.,143
На основании приказа НКПС №116/ц от 17.04.1935 года, на базе отдельных, мелких, специализированных проектно-изыскательских организаций: Ленждиз, Изстром, Ленизыскпуть и Ленпроектпуть была создана проектно-изыскательская организация по изысканию ж-д линий и сооружений транспорта - Ленинградское отделение Союзтранспроекта «Лентранспроект».
Постановлением Совета Министров СССР №835 от 16.03.1951 года и приказом МПС №73-ц от 22.03.1951 года «Лентранспроект» был реорганизован в Ленинградский проектно-изыскательский институт «Ленгипротранс». Согласно этого же приказу №73/ц от 22.03.1951 года в состав Ленгипротранса вошел институт по применению аэрофотосъемки при проектировании объектов ж-д транспорта - «Тарнсаэропроект».
Согласно приказу Минтрансстроя №10 от 07.01.1955 года в состав Ленгипротранса вошла Ленинградская проектно-изыскательская контора Желдорпроекта (в прошлом Ленинградское отделение Бамтранспроекта).
В марте 1963 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №282 Министерство транспортного строительства СССР преобразовано в Государственный производственный Комитет по транспортному строительству СССР (Гострансстрой). В октябре 1965 года Гострансстрой вновь преобразован в Министерство транспортного строительства СССР.
Изменения подчиненности и наименования организации не оказали существенного влияния на характер и профиль деятельности института, но масштаб работ института возрастал в связи с увеличением производственных возможностей и численного состава.
Согласно перечню головных проектных институтов, утвержденному Госстроем СССР, Госпланом СССР и Министерством финансов СССР, Ленгипротранс с 1959 года является головным проектным институтом по техническим изысканиям и проектированию новых железных дорог с применением аэрофотосъемки, аэронивеллировки и геофизических методов инженерно-геологического обследования проектируемых трасс.
Ленгипротранс разрабатывает проектные задания, технические и техно-рабочие проекты и рабочие чертежи, а также технико-экономические обоснования (ТЭО) целесообразности строительства новых железных дорог со всем комплексом ж-д устройств, а также вторых путей, усиления, реконструкции существующих устройств и сооружений железнодорожного транспорта, перевода существующих железнодорожных линий на более совершенные виды тяги, в том числе электрификации отдельных участков и направлений, железных дорог и пригородного движения у крупных ж-д узлов, например: Ленинград, Рига, Таллин.
Институт разрабатывает проекты усиления средств автоматики, телемеханики и связи, развития железнодорожных узлов (Ленинградский, Рижский ж-д узлы и др.). Будучи специализированной организацией, на ж-д транспорте Ленгипротранс разрабатывает проекты пешеходных мостов, путепроводов, служебно-технических и жилищно-гражданских зданий, а также проекты реконструкции их, так например: проекты реконструкции вокзалов, в том числе: Финляндского и Московского в Ленинграде и Ленинградского в Москве и др.
Видное место в работе института занимают проекты энергоснабжения, а также водоснабжения, канализации, газоснабжения и теплоснабжения железнодорожных поселков и строительства и реконструкции заводов стройиндустрии, локомотиворемонтных, вагоноремонтных и др.
В последние годы институту поручают составление технико-экономических обоснований решения крупных ж-д проблем.
Ленгипротрансом проводятся большие проектно-изыскательские работы по развитию ж-д узлов в целях усиления пропускной способности ж-д линий. В 1973 году разработаны генсхема развития Ленинградского ж-д узла и план социально-экономического развития Ленинграда и Ленинградской области на 1976-1980 г.г. по разделу «Транспорт».
Разработанная в Ленгипротрансе изыскательская и проектная документация используется для повторного применения и при решении вновь возникающих проблем. Часть хранящихся документов имеет научно-историческую ценность.
В бюро хранения и выдачи проектов Ленгипротранса принята поточная система учета научно-технической документации (по регистрации поступления и по размещению на стеллажах).
Проекты принимаются в бюро хранения отдельными папками по частям проекта.
Каждая папка (единица хранения) регистрируется в инвентарной книге.
На каждую единицу хранения выписываются карточки, которые хранятся в картотеке по объектам в алфавитном порядке по каждой дороге.
В бюро хранения и выдачи проектов на 01.12.1976 год числится 36790 единиц хранения.
Структура института дана в приложении.
Экспертная комиссия провела экспертизу научно-технической документации по Северной железной дороге за 1938-1959 г.г. в результате чего, составлены и рассмотрены сдаточная опись №2П передачи НТД в ЛГАНТД и отборочный список №1 НТД, не подлежащий хранению.
НАЧАЛЬНИК ИНСТИТУТА Л.Н.ДАНИЛЬЧИК
Управленческая документация (УД)
Постановления, приказы и распоряжения вышестоящих организаций. Положения об институте (1948, 1951, 1955). Устав института (1959). Положение Министерства транспортного строительства СССР о главном управлении по строительству БАМ. Приказы по институту. Планы проектно-изыскательских работ (1947-1980). Протоколы заседаний технического совета, технических совещаний (1955-1980). Планы проектно-изыскательских работ института. Планы организационно-технических мероприятий. Заключения по проектам и сметам. Доклады и обзоры о деятельности института (1957-1969). Отчеты о производственно-технической деятельности. Отчеты по основной деятельности. Альбомы фотографий к отчетам о производственной деятельности. Материалы (методические указания, доклады, справки, статистические сведения, переписка) о ходе технического прогресса и внедрению новой техники. Материалы (планы, протоколы, инструкции) по научной организации труда. Протоколы заседаний БРИЗ. Договоры о научно-техническом содружестве с лабораториями и институтами. Книги учета изобретений и рационализаторских предложений сотрудников института (1942-1969). Отчеты о поступлении и внедрении рационализаторских предложений, о работе с кадрами, по капитальным вложениям. Финансовые планы. Планы по труду. Комплексный план экономического и социального развития института (1975-1980). Коллективные договоры (1979, 1980). Акты ревизии финансово-хозяйственной деятельности института. Штатные расписания. Документы (протоколы заседаний, общих и отчетно-выборных собраний; сметы и финансовые отчеты, социалистические обязательства) месткома.
Проектная документация (ПД)
Технический проект вторых путей железнодорожной линии Данилов-Архангельск (Исакогорка). Проект железнодорожнойя магистрали Коноша-Вельск-Котлас-Кожна-Воркута. Технический проект железнодорожной линии Кострома–Галич. Технический проект усиления железнодорожной линии Сорокская-Обозерская. Проект железнодорожной переправы через Ладожское озеро (1942). Сводный проект Байкало-Амурской магистрали (1945). Проектные задания: Кавказской перевальной железной дороги (1947), вокзала в Караганде (1951), второго пути и достройки первого пути железнодорожной линии Карталы-Акмолинск (1953), автомобильной дороги Кызыл-Можалык-Актоврак-Абаза (1960-1963), Кавказской перевальной автомобильной дороги (1960-1963), Верхне-Печорской железнодорожной линии (1961). Проекты вокзалов: в Петрозаводске (1951), Мурманске (1951). Технический проект второго пути Пермь-Шаля (1951). Генеральная схема магистрали для связи Кузбасса с Уралом (1958). Технический проект участка Архангельск-Карпогоры (1961). Технический проект участка Нора-Усть-Ниман (1941). План-график строительства газопровода Кохтла-Ярве - Ленинград (1945). Исторические материалы: альбомы сооружений и схем железных дорог (1891-1906); отчет по постройке Вологда-Вятской железной дороги (1902-1906); пояснительная записка переустройства Петроградского узла Николаевской железной дороги (1915-1916).