ДОРОЖНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫХ НТО. ЛЕНИНГРАД. 1947-1970.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Дорожного научно-технического общества Октябрьской железной дороги /Дор.НТО Октябрской железной дороги/
На основании постановления ЦК ВКП /б/ от 19 ноября 1931г. х) были образованы научные инженерно-технические общества /НИТО/ по производственному признаку.
В связи с плохой сохранностью документальных материалов Дор.НТО Октябрьской железной дороги точной даты организации общества установить не удалось.
Документальные материалы сохранились с 1947 года.
В мае 1955г. Дор.НИТО Октябрьской железной дороги было реорганизовано в дорожное научно-техническое общество Октябрьской железной дороги хх).
Дор. НТО подчинено Центральном правлению научно-технического общества железнодорожного транспорта, которое находится в Москве.
Дор.НТО созданы для осуществления руководства РайНТО и первичными организациями на железной дороге. Районные правления НТО созданы для осуществления руководства первичными организациями на территории отделения железной дороги.
Дор.НТО Октябрьской железной дороги руководит следующими РайНТО: Московским, Бологовским, Ленинград-Московским, Ленинград-Витебским, Ленинград-Финляндским, Псковским, Ржевским, Мурманским, Петрозаводским, Кемским, Волховстроевским.
В 1959 году произошло объединение Октябрьской и Кировской железных дорог в Октябрьскую. Соответственно объединилсьи ДорНТо этих дорог. Высшим органом дорожной организации общества является дорожная конференция, созываемая один раз в 2 года.
Для руковдства повседневной работой дорожные и районные правления общества изберают президиум.
х) «Правда» 4 декабря 1931, № 333
хх) В помощь активу НТО. Сборник руководящих материалов. Профиздат, 1963г., стр.10-11
Основными задачами ДорНТО являются:
развитие творческой инициативы членов общества, содейтсвие внедрению комплексной механизации трудоемких работ, автоматизации производственных процессов;
создание творческих бригад из работников науки и производства для разработки актуальных научнх и производственно-технических вопросов;
проведение дорожных конкурсов на лучшую научно-техническую работу по созданию новых машин, приборов и др.вопросам;
оказание правктической помощи рационализаторам, изобретателям, новаторам производства;
издание трудов общества.
для объединения и развития творческой активности членов общества дорожно правление организовало научно-технические секции по специальнаостям железнодорожного транспорта и строитетльства.
При Дор.НТо Октябрьской железной дороги существует 9 научно-технический секций:
1. Локомативного хозяйства
2. Ваганного хозяйства
3. Путевого хозяйства
4.Эксплуатационная
5.Сигнализации и связи
6.Энергетики
7.Строительная
8. Техники безопасности и труда
9. Экономическая и финансовая
В 1960 году по инициативе Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта и Дор.НТО при ЛИИЖТе был создан Университет науки и техники.
Все сотрудники Университета рабоатют на общественных началах. Слушателями Университета являются путейцы, эксплуатационники, строители железных дорог, метростроевцы, специалисты по электроснабжению железных дорог, эконмоисты и административно-технические работники.
При Университете создано 7 факультетов. В 1961 году по примеру Университета науки и техники при ЛИИЖТе и при его активном содействии были организованы Универстеты науки и техники на отделениях дороги в Бологое, Волховстрое, Кеми и Мурманске.
В опись включены протоколы заседаний Совета Университета.
Научно-техническая обработка и сдача документальных материалов на хранение в Госархив производится впервые.
Всесоюзное научное инженерно-техническое общество железнодорожного транспорта создано в 1933 году. В 1955 году ВНИТО реорганизовано в Научно-техническое общество железнодорожного транспорта.
Дата основания дорожной (Октябрьской железной дороги) организации (отделения) ВНИТО железнодорожного транспорта не установлена.
Основные направления деятельности правления дорожного НТО Октябрьской железной дороги: подготовка и проведение научно-технических конференций и совещаний, конкурсов на лучшую научно-техническую работу, семинаров и курсов по изучению новой техники и передового опыта; руководство специализированными секциями; руководство и помощь первичным организациям общества, рационализаторам и изобретателям; издательская деятельность.
Управленческая документация (УД)
Приказ Министерства путей сообщения СССР о мероприятиях по улучшению и развитию деятельности ВНИТО железнодорожного транспорта (1948) . Протоколы заседаний, постановления вышестоящих организаций. Распоряжения и постановления по дорожному НТО. Планы, отчеты, справки, докладные записки, доклады о работе правления и дорожного НТО. Протоколы, пленумов и президиума правления. Протоколы, стенографические отчеты, анкеты делегатов и другие материалы отчетно-выборных конференций. Протоколы, стенографические отчеты, доклады, тезисы докладов и другие материалы научно-технических, инженерных, читательских, конференций, совещаний и семинаров; совещаний и семинаров передовиков отрасли, рационализаторов и изобретателей. Статьи членов общества. Планы, отчеты, справки и другие материалы первичных организаций. Положения, протоколы, отчеты и другие материалы конкурсов и общественных смотров. Положение об общественном НИИ (1964). Планы, отчеты, доклады о работе и другие материалы секций, общественного НИИ, общественных конструкторского, лекторского, экономического бюро, Университета науки и техники при Ленинградском институте железнодорожного транспорта. Отчеты о командировках. Финансовые планы и отчеты. Сметы. Акты ревизии. Штатные расписания. «Отчет о результатах комплексных исследований по повышению скорости движения поездов на дороге за 1966-1968 гг.» и другие материалы (1965-1970) общественного НИИ по проблемам скоростного движения поездов.
Научная документация (НД)
Научно-исследовательские работы членов общества, представленные на конкурсы. Условия дорожного конкурса на лучшие рационализаторские предложения, технические усовершенствования и изобретения (1956). Положение о конкурсе на лучшее предложение по комплексной механизации, автоматизации производственных процессов в железнодорожном хозяйстве и строительстве (1960).