ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЗЕМЛЕРОЙНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СТРОИТЕЛЬНОГО, ДОРОЖНОГО И КОММУНАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ПРИ ГОССТРОЕ СССР. ЛЕНИНГРАД. 1946-1973.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
1. Ленинградский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института строительного и дорожного машиностроения, Госкомитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению организован на основании постановления Совета Министров СССР № 2209 от 30 сентября 1946г. и приказа Министра строительного и дорожного машиностроения СССР № 181 от 22 октября 1946г. на базе Особого конструкторского бюро № 1 треста Строймеханизации Министерства строительства СССР.
Изменения подчиненности
а) с 7 марта 1953г. передан в ведение Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР, созданного на основании Постановления совместного заседания пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верх. Совета СССР от 5-7 марта 1953г.
б) с 4 мая 1954г. передан в ведение Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР, созданного на основании Указа Президиума Верх.Совета СССР от 19 апреля 1954г. и постановления СМ СССР № 820 от 4 мая 1954г.
в) с 5 июля 1957г. передан в ведение Госплана СССР, согласно закона «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством и постановил СМ СССР № 779 от 5 июля 1957г.
г) с 11 июня 1959г. передан в ведение Госкомитета СМ СССР по автоматизации и машиностроению согл.постановлению СМ СССР № 632 от 11 июня 1959г.
Приказом председателя Госкомитета строительного, дорожного и коммунального машиностроения при Госстрое СССР № 115 от 8 апреля 1964г. Ленинградский филиал ВНИИСтройдормаш преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт землеройного машиностроения /ВНИИЗеммаш/, Госкомитета строительного, дорожного и коммунального машиностроения при Госстрое СССР, Управления по землеройным машинам и строительным кранам.
2. В связи с постановлением пленума ЦК КПСС о расширении поливных земель в функции института входит научно-исследовательская и проектно-конструкторская работа по созданию высокопроизводительных землеройных машин, для создания оросительных каналов и облицовки их бетонными покрытиями.
3. Положение о Ленинградском филиале ВНИИСтроймаш имеется, утвержденного министром строительного и дорожного машиностроения 24 мая 1947г. Положение о ВНИИЗеммаш еще не разработано.
4. Структура ВНИИЗеммаш.
АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ
1. Руководство института, согласно штатному расписанию
2. Отдел кадров и спецчасть
3. Планово-производственный отдел
4. Бухгалтерско-финансовый отдел
5. Административно-хозяйственный отдел
6. Отдел материально-технического снабжения
7. Сторожевая охрана
НАУЧНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
1. Научно-технический совет
2. Отдел одноковшовых экскаваторов и стреловых самоходных кранов (г.Москва)
3. Отдел многокавшовых экскаваторов
4. Отдел машин для строительства ирригационных и мелиоративных каналов.
5. Отдел машин для разработки мерзлых грунтов
6. Отдел оборудования для бетонирования каналов и автомобильных дорог
7. Отдел оборудования гидромеханизации
8. Отдел автоматики и приборов
9. Отдел приводов и базовых машин
10. Отдел технико-экономических исследований, специализации и перспективного развития отрасли.
11. Технический отдел
12. Отдел стандартизации, нормализации и типажа машин
13. Отдел патентно-лицензионной и изобретательской работы
14. Отдел модернизации машин
15. Отдел научно-технической информации
16. Отдел испытания машин и технических измерений
17. Научно-испытательный полигон
ГОЛОВНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ВНИИЗеммаша
1. Отдел по проектированию одноковшовых экскаваторов и стреловых самоходов кранов (г.Москва)
2. Отдел многоковшовых цепных экскаваторов
3. Отдел роторных землеройных машин
4. Отдел машин для строительства ирригационных и мелиоративных каналов
5. Отдел машин для разработки мерзлых грунтов
6. Отдел оборудования для бетонирования каналов и автомобильных дорог
7. Отдел оборудования гидромеханизации
8. Отдел экономии материалов и технологичности конструкций
9. Сектор нормализации и стандартизации
10. Сектор художественно-технического оформления машин
11. Копировальное бюро
12. Отдел оформления проектов.
ОПЫТНЫЙ ЗАВОД
5. Документальные материалы общего делопроизводства за 1947-1949гг. сохранились не полностью, причины указаны в предисловии к описи.
В настоящее время документальные материалы из структурных частей по 1962 год собраны в архив и требуют научно-техническиой обработки.
Зав. архивом Устинова
Ст.техник архива Васильев
15 июля 1964г.
В 1931 году создан Ленинградский институт сооружений (ЛИС), преобразованный в 1936 году в Ленинградский институт механизации строительства (ЛИМС). В 1943 году в Ленинграде на базе ЛИМС создается Особое конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1). Одновременно в Москве создается ОКБ-2, преобразованное во Всесоюзный научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения (ВНИИстройдормаш).
Согласно постановлению СМ СССР от 30 сентября 1946 г. № 2209 и приказу Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР от 22 октября 1946 г.
№ 181 на базе ОКБ-1 организован Ленинградский филиал ВНИИстройдормаш (ЛФ ВНИИстройдормаш).
В феврале 1964 г. при ЛФ ВНИИстройдормаш организован Опытный завод с полигоном в поселке Сосново Выборгского района Ленинградской области.
Приказом Госкомитета строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР от 8 апреля 1964 г. № 115 ЛФ ВНИИстройдормаш преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт землеройного машиностроения (ВНИИземмаш).
Институт находился в ведении: Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР (1946-1953), Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР (1953-1954), Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР (1954-1957), Главниипроекта при Госплане СССР (1957-1959), Госкомитета СМ СССР по автоматизации и машиностроению (1959-1963), Госкомитета строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР (1963-1965), Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР (1965-1973).
Основные направления деятельности: исследование, проектирование и испытания машин и установок для дорожного строительства (в том числе на мерзлых грунтах); разработка вопросов автоматизации дорожно-строительного оборудования.
В настоящее время – Закрытое акционерное общество «Всероссийский научно-исследовательский институт землеройного машиностроения» (ЗАО «ВНИИЗЕММАШ»).
Управленческая документация (УД)
Приказы и распоряжения вышестоящих организаций, переписка. Приказы, распоряжения, переписка по институту. Положения об институте (1965, 1966). Краткая историческая справка института (1966). Положения об отделах, аспирантуре (1965). Протоколы заседаний НТС и секций, технических совещаний, совещаний при директоре. Тематические планы института и опытного завода. Справки и отчеты по основной деятельности института и опытного завода. Доклады и тезисы докладов. Программы и сметы по научно-исследовательским темам. Планы, рецензии и отзывы на НИР. Перечни НИОКР. Материалы (переписка, протоколы, отзывы, технические задания) по разработке, изготовлению испытанию строительных и дорожных машин Материалы (протоколы, переписка, заявки, отчеты) о научно-техническом сотрудничестве с заводами и институтами стран социалистического содружества и капиталистическими странами. Материалы (положения, отчеты) о работе аспирантуры. Справки о подготовке научных кадров. Материалы (протоколы, отзывы) по рационализаторским предложениям и изобретениям. Материалы (приказы, планы, переписка, перечни экспонатов) об участии в ВДНХ СССР (1960-1967). Перечень кинодокументов, созданных институтом (1961-1965). Материалы о работе сектора научной киносъемки (планы, справки, сведения). Отчеты о командировках. Финансовые отчеты и по капитальным вложениям. Планы по труду и сводные сметы. Отчеты о работе с кадрами. Планы организационно-технических мероприятий. Планы развития новой техники. Технические задания, технические условия, заключения и отзывы на проектирование строительно-дорожных машин. Планы мероприятий по научной организации труда. Документы (отчеты, протоколы, сметы) месткома. Штатные расписания. Сметы расходов. Акты приема–передачи дел при смене директоров.
Научная документация (НД)
Отчеты по тематике: разработка методов и аппаратуры для проведения эксплуатационных и полевых испытаний строительных и дорожных машин; исследования и испытания серийно выпускаемых строительных и дорожных машин, оборудования и инструментов; разработка проектов ГОСТов; организация работ по строительству цементно-бетонных дорожных покрытий; сбор и анализ работ по созданию мелиоративных машин для строительства сооружений оросительных каналов; создание аппаратуры автоматического регулирования работы траншейных экскаваторов и бетоноотделочных машин для дорожного строительства и др.
Представлены работы З.Е. Гарбузова, Н.Г. Домбровского, Д.Н. Митюшина, А.И. Тархова и других видных специалистов.
Конструкторская документация (КД)
Эскизный проект многоковшового экскаватора ЭМ-301. Эскизно-технический проект модернизации экскаватора Э-252. Технический проект самоподъемного крана системы Лукницкого и Стригина Т-136. Техно-рабочий проект колесного бульдозера с навесным оборудованием Д-278. Эскизный проект землеройной машины ЭДР-2. Рабочий проект бетономешалки С-230.