ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР. ЛЕНИНГРАД. 1930-1975.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Краткая справка
1. Ленинградский кораблестроительный институт, как самостоятельное высшее учебное заведение, был организован по приказу Председателя ВСНХ тов. В.В. Куйбышева № 1287 от 26 апреля 1930 года на основании Постановления ВСНХ СССР от 15 февраля 1930 года о реорганизации многофакультетных ВТУЗов в отраслевые институты.28 июля 1930 года было принято Постановление ЦИК и СНК СССР №40/239 «О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов», в котором говорилось: «Бурные темпы социалистического переустройства страны с исключительной остротой выдвинули неотложную задачу в подготовки новых пролетарских кадров, в первую очередь руководителей и организаторов народного хозяйства СССР. Эти кадры специалистов, обладая широким общественно-политическим кругозором, должны находится по своим техническим и экономическим знаниям на уровне современной науки и техники».
На основании этого Постановления ЦИК и СНК СССр был составлен и действует Устав Ленинградского кораблестроительного института.
2. Базой для организации самостоятельного кораблестроительного института был Кораблестроительный факультет Ленинградского политехнического института, созданный в 1902 году и являвшемся в России высшим учебным заведе6нием, готовившим инженеров кораблестроителей / со званием «морской инженер» /; с 1908 года, когда состоялся первый выпуск, до 1929 года факультет окончили 315 человек.
На кораблестроительном факультете работали выдающиеся русские ученые -академики А.Н. Крылов, А.Ф. Иоффе, Н.С. Курнаков, И.И. Иванов, С.П. Тимошенко, профессора И.В. Мещерский, Ф.А. Брикс, В.В. Скобельцин, А.А. Адамов, выдающийся кораблестроитель И.Г. Бубнов и другие. Многолетними усилиями этих людей, а также преподавателей из числа выпускников факультета / среди них был В.Л. Поздюнин, П.Ф. Попкович, Б.Г. Харитонович, В.Т. Струнников и другие / - были обеспечены крупные успехи отечественной школы кораблестроения и заложен прочный учебно-педагогический фундамент, на который Ленинградский кораблестроительный институт опирался с первых дней своей деятельности.
3. В период с 1930 до 1941 года Ленинградский кораблестроительный институт работал первоначально в составе двух факультетов / судостроительного и судомеханического /, а в 1939 году был организован инженерно-экономический факультет. За этот период институт выпустил 2135 инженеров / в том числе и с вечернего отделения, первый выпуск с которого состоялся в 1935 году /. В январе 1936 года в институте состоялась первая защита диссертации; за период с 1930 - 1941 годов профессора и преподаватели института подготовили и выпустили в свет большое количество научных трудов, учебников и учебных пособий по разным отраслям корабельной строительной науки.
В апреле 1940 года ЛКИ торжественно отметил свое десятилетие.
4. Впервые же дни Великой Отечественной войны большая часть преподавателей, сотрудников и студентов института ушла в Действующую Армию; многие добровольно вступили в состав 264 отдельного пулеметно-артиллерийского батальона / ОПАБ /, героически сражавшегося в сентябре 1941 года на подступах к Ленинграду, в районе Старого Петергофа.
Часть преподавателей, сотрудников и студентов института и незначительное количество оборудования были эвакуированы в г. Горький , где в 1943 году возобновились занятия на базе Горьковского политехнического института; часть студентов продолжала занятия в городе Прежевальске / Киргизская ССР / на базе эвакуированного туда Николаевского кораблестроительного института.
В 1944 году началось восстановление кораблестроительного института в Ленинграде.
5. Осенью 1945 года ЛКИ в полном составе возобновили работу в Ленинграде; тогда же в состав ЛКИ был создан новый факультет «Морского оружия» / на базе факультета, ранее существовавшего в Военно-механическом институте /. Весь послевоенный период жизни Ленинградского кораблестроительного института характеризуется последовательным совершенствованием учебно-педагогической и научной работы, укреплением кадров и повышением квалификации професорско - преподавательского состава; в институте ведется большая работа по идейно-политическому воспитанию студентов, по укреплению связей науки с производством. Значительный успехов добился коллектив ЛКИ и в организации студенческого самоуправления и быта, военно-патриотической, культурно-массовой и шефской работы.
6. 7 января 1947 года Указом Президиума Совета СССР Ленинградский кораблестроительный институт «За большие заслуги в подготовке инженерных кадров для народного хозяйства и развития научных исследований» награжден орденом Ленина.
7. Всего за время существования ЛКИ, с 1930 года по 1979 год включительно из института выпущено / вместе с филиалами, заочным и вечерним факультетами / 30 000 инженеров различных кораблестроительных специальностей. С 1936 год по 1979 защищено 105 докторских и 1080 кандидатских диссертаций.
8. В настоящее время в составе Ленинградского кораблестроительного института - 10 факультетов; успешно работает филиал института в городе Северодвинске.
В институте 52 общественных, общетехнических и специальных кафедр, на которых работают 76 профессоров, 283 старших преподавателя 131 преподаватель; в ЛКИ трудятся 68 докторов и 367 кандидатов наук.
На 1 января 1980 года в Ленинградском кораблестроительном институте обучается 6375 студентов на дневном отделении и 2976 студентов на заочном и вечернем факультетах.
В аспирантуре института по 32-м специальностям обучается 314 человек.
9. Профессорами преподавателями института создана подавляющая часть учебной литературы по кораблестроению в стране. В аспирантуре и докторантуре института, а также на факультете повышения квалификации прошли подготовку многие преподаватели кораблестроительных специальностей, работающие в настоящие время в кораблестроительных вузах и на кораблестроительных факультетах всей страны. Эта деятельность института позволила обеспечить высокий уровень кораблестроительного образования в СССР.
10. Подведя итоги завершившегося года 10-й пятилетки коллектив института в сравнении с 9-й пятилеткой добился дальнейших успехов в учебно-воспитательной работе со студентами института. Абсолютная успеваемость возросла до 92-93 %, увеличилось число студентов-отличников учебы и в настоящее время составляет более 15 %. В истекшем учебном году более 10 % выпускников института получили дипломы с отличием. Существенно повышено количество выпускаемых специалистов для народного хозяйства страны.
Профессорско-преподавательский состав и инженерно-технические сотрудники института выполняют большой объем научно-исследовательских работ для промышленности страны. В 10-й пятилетке объем научных работ возрос более чем в 2 раза в сравнении с 9-й пятилеткой, экономический эффект от внедрения увеличился в 2.5 раза и на конец 1979 г. составил 4 млн. 600 тысяч рублей. Увеличилось число НИР, выполняемых по тематике Госкомитета по науке и технике при Совете Министров СССР, в настоящее время по постановлениям ГК по науке и технике СМ СССР выполняется около 150 НИР на сумму более 2,5 млн. руб. значительных результатов добился коллектив института в изобретательской и рационализаторской деятельности. Только в 1979 году сотрудниками института получено около 40 авторских свидетельств на изобретения, подано более 100 заявок на изобретения и более 200 рационализаторских предложений, внедренных в промышленности города Ленинграда и страны.
11. Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт первым в г. Ленинграде и в стране в 1957 году внедрил самообслуживание и самоуправление в студенческих общежитиях. Эта прогрессивная форма идейно-воспитательной работы со студентами и аспирантами в общежитиях позволила в 1960 году завоевать 1 место среди вузов г. Ленинграда в смотре-конкурсе на лучшую постановку работы вузов по организации быта, отдыха и идейно-воспитательной работы со студентами и аспирантами. В 1961 году институту было присуждено1-е место в стране, которое удерживалось на протяжении последующих 2-х лет и решение ЦК профсоюза Высшей школы и научных учреждений, Министерством высшего средне-специального образования СССР коллективу института на вечное хранение было передано Красное знамя победителя соцсоревнования. Коллектив института первым в городе и в стране выступил с инициативой создания и работы по единому комплексному плану проведения идейно-воспитательной работы в коллективе и социального развития института.
Эти формы работы в настоящее время получают дальнейшее совершенствование и развитие.
12. Начиная с 1950 года, институт ведет подготовку инженеров и научных работников - кораблестроителей для ПНР, НРБ, ГДР, СРР, ВНР, Вьетнама и Кубы. Усилиями преподавательского коллектива института за истекший период для стран социалистического содружества подготовлено более 400 специалистов для кораблестроения и судоремонтного машиностроения , которые в настоящее время осуществляют научное и организационное руководство соответствующими отраслями промышленности в своих странах, занимая посты министров, директоров и главных инженеров, главных технологов крупнейших судостроительных заводов, возглавляют научно-исследовательские институты и проектные организации.
В настоящее время институт продолжает вести подготовку специалистов для стран социалистического содружества, в том числе через аспирантуру и в виде стажировок, выполняются более 30 важнейших современных научно-исследовательских работ, оказывается фактическая помощь вузам-партнерам в ПНР / г. Гданьск /, НРБ /г. Варна /, СРР
/г. Галац /, ГДР /г. Росток/.
РЕКТОР ИНСТИТУТА
д.т.н., профессор Л.М. Ростовцев
СЕРЕТАРЬ ПАРТКОМА Ю.Н. Киреев
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МЕСТКОМА В.И. Черненко
Согласно постановлению ВСНХ СССР от 25 апреля 1930 г. в Ленинграде на базе кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института создан Ленинградский кораблестроительный институт (ЛКИ).
В 1947 году Ленинградский кораблестроительный институт награжден орденом Ленина.
Институт находился в ведении: ВСНХ СССР (1930-1932), Наркомата тяжелой промышленности СССР (1933-1936), Наркомата оборонной промышленности СССР (1936-1939), Наркомата судостроительной промышленности СССР (1939-1946), Министерства высшего образования СССР (1946-1953), Министерства культуры СССР (1953-1954), Министерства высшего образования СССР (1954-1959), Министерства высшего и среднего специального образования СССР (1959-1975).
В настоящее время – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» (ГОУ ВПО) Министерства образования и науки РФ.
Документы, касающиеся учебного процесса, планы и отчеты о деятельности института и т.п. (1930-1969) находятся в ЦГА СПб (ф.Р-6622).
Научная документация (НД)
Диссертации и отчеты по тематике: теория корабля, конструкция судов, проектирование судов, гидроаэромеханика и ходкость судов, остойчивость судов, технология судостроения и ремонта судов, технология судостроительных материалов; судовые двигатели, судовые турбины, электрооборудование судов, судовые приборы, судовые вспомогательные машины, судовая автоматика; экономика, организация судостроительного производства; материаловедение, механика, гидроакустика и физическая акустика, прикладная математика.
Представлены работы специалистов в области: теории и проектирования судов, гидроаэромеханики, ходкости и остойчивости судов, технологии судостроения и ремонта судов, технологии судостроительных материалов – В.В. Ашика, Г.А. Бельчука,
С.Н. Благовещенского, А.В. Бронникова, В.И. Васильева, А.Л. Васильева, В.В. Козлякова, Я.И. Короткина, А.А. Курдюмова, В.М. Лаврентьева, В.Д. Мацкевича, Л.М. Ногида,
С.В. Петинова, Н.Е. Путова, В.В. Рождественского, Д.М. Ростовцева, Л.И. Рябова,
Е.В. Товстых, А.Н. Шебалова, акад. Ю.А. Шиманского; гидромеханики, мореходных качеств судов – Л.С. Артюшкова, Я.И. Войткунского, В.В. Луговского, В.В. Семенова-
Тян-Шанского, Ю.И. Фаддеева, А.Н. Холодилина; судовых двигателей и турбин, энергетики и электрооборудования судов, судовых машин, автоматики – В.П. Булатова, В.А. Ваншейдта, Б.А. Горбунова, М.Г. Гуськова, П.А. Дорошенко, С.С. Золотова,
А.Г. Курзона, В.Д. Левенберга, Л.А. Маслова, Ю.И. Митюшкина, А.А. Моисеева,
А.Г. Рохлина, Б.А. Тихомирова, А.М. Топунова, Н.М. Хомякова, Н.П. Шаманова,
Б.И. Штафинского, Ф.Л. Юдицкого; экономики и организации судостроительного производства – С.П.Логинова, А.М. Челнокова; механики и материаловедения –
В.А. Быкова, Д.Е. Искрицкого, Я.Г. Пановко; гидроакустики и судовой акустики –
Л.Л. Мясникова, Г.А. Хорошева и других видных исследователей и преподавателей.