ЦГАНТД СПб. Фонд Р-145

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКОГО И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА «АЭРОПРОЕКТ» (ЛЕНАЭРОПРОЕКТ) ДЕПАРТАМЕНТА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 1960-1992.

Результатов 1 - 5 из 5
Описи отсутствуют

11

1960–1964
Дел: 41

12

1963–1972
Дел: 35

13

1965–1970
Дел: 62

31

1968–1992

31С

1973–1975
Сокращённое название: ЛЕНАЭРОПРОЕКТ ЛФ
Крайние даты документов: 1960–1992
Историческая справка:

Историческая справка к фонду № 145

Начальника главного управления гражданского воздушного флота при совете министерств СССР.

№207

18 апреля г. Москва

об организации ленинградского филиала

государственного проектно-изыскательного

и научно-исследовательского института

ГВФ «Аэропроект»

На основании и во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 3 января 1960 года за №2-1

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Организовать на базе аэродромного отдела Союзморпрокта Ленинградского филиала Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института гражданского воздушного «Аэропроект», сокращенно именуемый «Ленаэропроект» с непосредственным подчинением начальнику Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института ГВФ «Аэропроект».

2. Утвердить прилагаемый устав о ленинградском филиале ГПИ и НИИ «Аэропроект».

Врид начальника Главного

управления гражданского

воздушного флота при

Совете Министров СССР генерал лейтенант Г.Счетчиков.

ПРИКАЗ

Начальника государствено

В 1948 году постановлением СМ СССР в системе Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) создан специализированный проектный институт «Гипроарктикпроект» в Ленинграде.

Приказом Министра морского флота СССР от 8 октября 1955 г. № 398 «Гипроартикпроект» реорганизован и получил название институт «Ленгипроарктика».

Приказом Министерства морского флота СССР от 18 февраля 1957 г. № 50 институт «Ленгипроарктика» включен в состав института «Ленморпроект» (ф.56).

Постановлением СМ СССР от 3 января 1960 г. № 2-1, совместными приказами Министра морского флота от 22 марта 1960 г. № 74 и начальника Главного управления гражданского воздушного флота при СМ СССР от 18 марта 1960 г. № 149 на базе аэродромного отдела института «Ленморпроект» создан Ленинградский филиал Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Аэропроект» («Ленаэропроект»).

В 1961 году «Ленгипроарктика» выведена из состава «Ленморпроект» и передана в «Ленаэропроект».

Институт находился в ведении: Главного управления гражданского воздушного флота при СМ СССР (1960-1964), Министерства гражданской авиации СССР (1964-1972).

Основные направления деятельности: изыскания для проектирования и проектирование новых и реконструкция существующих аэропортов в Арктике и в условиях вечномерзлых грунтов.

В настоящее время – Открытое акционерное общество «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» (ОАО «ПИ и НИИ ВТ «Ленаэропроект»).

Акционерное общество

«Проектно-изыскательский и научно-исследовательский

институт воздушного транспорта «Ленаэропроект»

(АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»)

Историческая справка

Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 03 января 1960 года за № 2-1 и Приказа начальника Главного Управления Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР от 18 апреля 1960 года № 207 на базе аэродромного отдела «Союзморпроекта» организован Ленинградский филиал Го¬сударственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Аэ¬ропроект» - «Ленаэропроект».

Приказом департамента воздушного транспорта Министерства транспорта Россий¬ской Федерации от 20 апреля 1995 года № ДВ.11.5-7 и Решением Регистрационной Палаты Санкт - Петербурга от 24 апреля 1995 года № 18238 Ленинградский филиал «Государственного проектно- изыскательского и научно-исследовательского института «Аэропроект» - «Ленаэропро¬ект» переименован в Федеральное унитарное предприятие «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» (ФУП ПИ и НИИ ВТ «Ленаэропроект»). Свиде¬тельство о государственной регистрации от 24 апреля 1995 года № 12944.

В целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161 - ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятий» Распоряжением Ми¬нистерства транспорта России № НА-331р от 24 ноября 2003 года и Распоряжением Министерства имущества № 6216-р от 11 ноября 2003 года Федеральное унитарное предприятие «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» (ФУП ПИ и НИИ ВТ «Ленаэропроект») переимено¬вано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» (ФГУП ПИ и НИИ ВТ «Ленаэропроект») Мини¬стерства транспорта России. Свидетельство о государственной регистрации от 09 ноября 2007 года № 006103383.

В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватиза¬ции государственного и муниципального имущества» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об ак¬ционерных обществах», на основании Распоряжения Правительства Российской Федера¬ции от 25 августа 2006 года № 118-р, Приказа Федерального агентства по управлению федераль¬ным имуществом от 18 октября 2006 года № 208 и Распоряжения Комитета по управлению город¬ским имуществом (КУГИ) Правительства Санкт-Петербурга от 21 августа 2007 года № 233-р Фе¬деральное государственное унитарное предприятие «Проектно-изыскательский и научно- исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» (ФГУП «ПИ и НИИ ВТ «Ленаэропроект») реорганизовано в форме преобразования в Открытое акционерное общество «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» (ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»). Свидетельство о государственной регистрации от 09 ноября 2007 года № 006103383.

Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 08 ноября 2016 года № 878-р Открытое акционерное общество «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» переименовано в Акционерное общество «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» (АО «ПИ и НИИ ВТ «Ленаэропроект»).

Институт «Ленаэропроект» находился в ведении:

• Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР с 1960 года;

• Министерства гражданской авиации СССР с 1964 года (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1964 года «Об образовании общесоюзного Министерства гражданской авиации СССР»;

• Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации с 1991 года (Распоряжение Совета Министров РСФСР от 18 сентября 1991 года № 1026-р);

• Федеральной авиационной службы России с 1996 года (Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1996 года № 382 «О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации»);

• Федеральной службы воздушного транспорта России с 1999 года (Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти»);

• Государственной службы гражданской авиации Министерств транспорта Российской Федерации с 2000 года (Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2000 года № 103т «О структуре центрального аппарата Министерства») по 2007 год.

Основные направления деятельности – проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы для объектов гражданской авиации, в том числе расположенных в районах Крайнего Севера в условиях вечномёрзлых грунтов и сурового климата.

Созданный для решения научных и практических вопросов по проектированию, строительству и эксплуатации аэродромов и аэропортов в арктических и заполярных регионах страны, «Ленаэропроект» расширил рамки и подключился к проектированию для объектов гражданской авиации по всей стране с запада до востока и с севера до юга.

Объекты проектирования: аэровокзальные комплексы, вертодромы, вертолётные площадки, производственные здания и сооружения, сооружения связи и радионавигации, средства посадки самолётов, научные исследования в области конструирования и расчёта аэродромных покрытий и обеспечения устойчивости зданий и сооружений в условиях вечной мерзлоты.

Вряд ли какая-то иная проектно-изыскательская или научно-исследовательская организация нашей страны обладает таким опытом проектирования в условиях вечной мерзлоты, как «Ленаэропроект». Опыт, накопленный институтом за десятилетия интенсивной комплексной деятельности, безусловно, уникален.

Формирование коллектива началось задолго до основания института - большинство специалистов, влившихся в штат новой организации, уже обладали определенным опытом проектирования зданий и сооружений на вечномерзлых грунтах.

Первыми объектами института стали аэропортовые комплексы, расположенные вдоль арктического побережья СССР: «Хатанга», «Тикси», «Анадырь». Развивать воздушное сообщение на севере страны оказалось делом крайне непростым. По объектам проектирования отсутствовали типовые аналоги и научные разработки. Всю необходимую нормативную базу институту «Ленаэропроект» пришлось подготовить самостоятельно: «Технические условия на исследование грунтов» ТУ-107-53, «Прокладка кабелей в вечномерзлых грунтах», «Сборник местных норм на строительные конструкции и работы в условиях Арктики», «Нормы и правила строительства на Крайнем Севере», «Технические условия на проектирование аэропортов гражданского воздушного флота (ГВФ)».

С начала шестидесятых годов шло бурное освоение нефтегазоносных районов Тюменской области. «Ленаэропроект» выполнял ряд комплексных проектов аэропортов: «Сургут», «Ханты-Мансийск», «Нижневартовск», «Березово». Велось проектирование аэропортов по трассе «воздушного моста» Братск - Ербогачен - Трубка Удачная, эта трасса была необходима для строительства горнообогатительного комбината и эксплуатации крупнейшего алмазного месторождения в Якутской АССР.

Там, где строить аэродромы было экономически нецелесообразно, проектировали вертолетные площадки - иногда на свайном основании. Именно такие были выполнены для Ишима, Усть-Балыка. В тот же начальный период 1960-1967 годов институт проектирует комплексы аэропортов и аэродромов «Томск», «Актюбинск», «Братск», «Тюмень», «Улан-Удэ», «Депутатский» и многие другие.

Специалистам института «Ленаэропроект» приходилось самостоятельно осваивать новые технологии и затем внедрять их в строительство. Например, для охлаждения толщи вечномерзлого грунта был задействован целый спектр таких ноу-хау института, как воздухозабор для дутья из проветриваемого подполья для проектирования котельной на сильно льдистых, засоленных грунтах; холодильная установка в основании ангара (Амдерма); сборный фундамент из блоков на песчаной подсыпке на погребенном льду для аэровокзала (Тикси). Почти все «арктические» решения института, выросшие из кропотливых натурных экспериментов, безотказно работают до сих пор.

В начале 70-х годов «Аэрофлот» ввел в эксплуатацию самолеты значительно большей, чем прежде, грузоподъемности - АН-22 и ИЛ-76. Оба типа самолетов были очень нужны нефтяникам и газовикам Тюмени, но, чтобы имеющиеся взлетно-посадочные полосы (ВПП) могли принимать и выпускать эту тяжелую технику, полосы необходимо было и усилить, и удлинить. Выбор покрытий был проблемой для сибирского климата, ведь традиционные конструкции не годились ввиду удаленности будущих ВПП от строительных баз. При проектировании аэродромов в Сургуте, Нижневартовске и Ханты ­ Мансийске оптимальным решением стало применение сборных плит ПАГ-ХIV, благодаря этому удалось построить все три объекта при отсутствии необходимых для монолитного бетона материалов. На отдельных участках ВПП аэропортов «Уренгой» и «Ямбург» была запроектирована насыпь со слоем теплоизоляции из пенополистирола, что позволило сократить объемы земляных работ.

Но для отечественной авиации было не менее важным, чтобы и уже действующие аэропорты на остальной территории страны получили возможность обслуживать новые тяжелые самолеты. В аэропортах «Пулково», «Уфа», «Барнаул» специалисты института «Ленаэропроект» при проектировании усиления существующих ВПП предложили применить асфальтобетон. А чтобы уменьшить образование трещин, над существующими швами бетонных покрытий укладывать сетку из стекловолокна.

Дальнейшая эксплуатация асфальтобетонных покрытий ВПП, применяемых как для усиления полос, так при их капитальном ремонте, показала прекрасные результаты. Помимо явных эксплуатационных преимуществ, асфальтобетонное покрытие дает возможность вести строительство без прекращения взлетов и посадок.

При проектировании аэропортового комплекса «Певек» научный отдел института предложил использовать в условиях вечномерзлых грунтов методику строительства покрытий из армопескобетона. Широкое распространение получила технология крепления аэродромных плит изогнутыми штырями, ее применили в Певеке, в Херсоне и других аэропортах. С помощью бетоноукладочных машин со скользящей опалубкой Д-100 построили первую очередь аэропортов «Минск» и «Красноярск». А ВПП из металлических перфорированных плит, запроектированные в аэропортах «Салехард» и «Урай», позволили оперативно решить проблему строительства на малоосвоенной территории.

В семидесятых годах «Ленаэропроект» начинает решать более сложные технологические задачи. В плане работ института появились технико-экономические обоснования (ТЭО) и технические проекты модернизации комплексов аэропортов в Калининграде, Минске, Красноярске, Сухуми, технические проекты заводов перронной механизации № 85 в Риге и № 425 в Кишиневе, комплекс авиационного училища в Актюбинске. Крупнейшие проекты тех лет - аэродромы в нефтегазовых регионах Стрежевой, Надым, Медвежье, Уренгой, Ухта, Усинск, Комсомольский, Нижневартовск, Харасавэй, Вынгапуровское, Коми, Сыктывкар, Ноябрьск, Ямбург, Ижма и прочие.

В период с 1970 по 1980 годы сданы в эксплуатацию аэродромы в Витебске, Череповце и Новгороде, в 1985 году в аэропорту Омск («Федоровка») построен весь комплекс необходимых сооружений: здание тех. бригад, аварийно-спасательная станция, склад ГСМ, средства посадки, центрально­распределительный и командно-диспетчерский пункты (последний с узлом связи), здание управления со столовой, котельная и ВПП. Осуществлена разработка рабочей документации на здание аэровокзала пропускной способностью 1900 пассажиров в час.

Начиная с 1973 года особое место в научно-исследовательской тематике ведущего российского проектировщика объектов гражданской авиации занимали специальные работы по проектированию аэродромов на шестом континенте - в Антарктиде. Эти исследования проводились совместно с Научно-исследовательским институтом Арктики и Антарктики. Благодаря институту «Ленаэропроект» и по его проектам построены первый снежный аэродром в районе АМЦ «Молодежная» и временная снежно-ледовая ВПП в районе станции «Новолазаревская».

Самолёты садились в Антарктиде на снежно-ледовую полосу, а не на бетонную. Для сооружения бетонной полосы пришлось бы доставлять туда колоссальное количество строительных материалов. Решено было создать аэродром прямо на леднике или на глубоком снегу. При проектировании и строительстве была реализована еще одна смелая собственная идея - основной строительный материал шестого континента, снег, послойно уплотняли по принципу «слоеного пирога». Для строительства аэродрома использовались специальные дорожно-строительные машины: пневмокатки- планировщики, гладилки. Для буксировки уплотнительной техники применялся легендарный трактор «Кировец». Всю технику в Антарктиду доставляли по морю. К началу 1980 года строительство завершилось, и самолет ИЛ-18Д успешно выполнил технический рейс по маршруту Москва – Антарктида - Москва. Вместо полутора месяцев морем зимовщики теперь достигали ледового континента за трое суток. Впоследствии оба антарктических аэродрома были переоборудованы для приема тяжелых транспортных самолетов типа ИЛ-76. Уникальные работы в Антарктиде продолжались.

В 2005-2009 годах выпущена проектная документация по созданию зимовочного комплекса «Прогресс» со снежно-ледовым аэродромом для приема воздушных судов ИЛ-76 ТД. Сотрудники «Ленаэропроекта» принимали участие в работе Советских Антарктических экспедиций в составе аэродромных отрядов, обеспечивающих строительство и функционирование снежно-ледовых аэродромов.

Много сил отдано на обустройство родного Ленинградского аэропорта. В начале 70-х годов в аэропорту Пулково введена в строй первая отечественная автоматизированная система управления воздушным движением «Старт-1» и первая экспериментальная система централизованной заправки самолетов. Ведется строительство нового аэровокзального комплекса. Сателлиты, надземные галереи, перрон и аэродромные сооружения разработал «Ленаэропроект». Была запроектирована и построена ИВПП-2 (искусственная взлётно-посадочная полоса.). К концу 1970 выпущена проектная документация на строительство ВПП-3 (ныне ИВПП-1) аэропорта Пулково, длина и конструкция ее покрытия рассчитаны на тяжелый транспортный самолет БОИНГ - 747. Практически все сооружения наземной инфраструктуры, включая объекты управления воздушным движением, а также аэроузловой диспетчерский центр, построены по проектам института.

С наступлением восьмидесятых годов «Ленаэропроект» развивает такое направление, как генеральное планирование. Институт разрабатывает схемы развития воздушного транспорта ряда областей и регионов страны. Среди них схема размещения аэропортов Крайнего Севера до 2000 года; схема развития и размещения аэропортов нечерноземной зоны РСФСР; комплексная схема развития транспорта Якутской АССР, Магаданской области; схема развития воздушного транспорта Свердловской области, Латвийской и Эстонской ССР.

В 1984 году по заданию Ленинградского обкома КПСС выполнялись технико-экономические основы Генерального плана Ленинграда и Ленинградской области на двадцатилетний период. Институт разработал раздел «Воздушный транспорт», в 1985 году эта работа перешла в стадию проектирования. При разработке генеральных планов предприятий гражданской авиации основное внимание уделялось соблюдению технологических требований к размещению зданий и сооружений, созданию функциональных зон, перспективам развития предприятий. По инициативе специалистов отделов института стала применяться блокировка отдельных зданий и сооружений, позволяющая существенно повысить коэффициент застройки и сократить площадь служебно-технической территории.

Для эксплуатации самолетов ИЛ-62, ИЛ-86 на южном направлении потребовалась реконструкция аэропорта Сухуми («Бабушара»). Выполненный институтом проект реконструкции аэропорта предусматривал удлинение и усиление существующей ВПП.

Много внимания в эти годы уделялось развитию воздушного транспорта в республиках Прибалтики. Институтом были выполнены проекты реконструкции аэропортов «Рига», «Вильнюс», «Кармелава», Паланга», «Мажейкяй». Для приема гостей Олимпиады-80 реконструировали аэропорт «Таллинн», после реконструкции его ВПП получила возможность принимать самолеты ТУ-154. Новый аэровокзал эстонской столицы был разработан институтом «Аэропроект», проект привокзальной площади выполнил «Ленаэропроект».

При проектировании аэродромов, находящихся в сложных инженерно-геологических условиях, при обследовании строящихся или уже построенных аэродромов, когда необходимо было выявить причины дефектов покрытий (аэродромы в Тикси и Красноярске) большую помощь в работе производственных подразделений института оказывал научный отдел института. Серьезное внимание уделялось в отделе вопросам экономии металла и цемента. Так, при проектировании ВПП- 2 аэропорта «Уфа» было принято двухслойное бетонное покрытие со свободными краями плит. В качестве искусственного основания использовался пескоцемент и местная песчано­гравийная смесь, это позволило полностью исключить применение металла в покрытиях и значительно сократить расход цемента.

В родном, Ленинградском аэропорту, по проектам института с 1986 года началась реконструкция международного аэровокзального комплекса «Пулково-2», сдан в эксплуатацию грузовой терминал.

В 1990-е годы резко сократились практически все показатели гражданской авиации.

В такой ситуации российская авиация оказалась из-за хронической нехватки финансирования, радикальных и непродуманных изменений в государственном и отраслевом управлении. В развитии института большую роль сыграл опыт сотрудничества с зарубежными фирмами по проектированию и научному исследованию проблем развития аэропортов гражданской авиации. Институт неоднократно принимал участие в международных программах и конференциях, связанных с внедрением в строительство новейших технологий, материалов и оборудования.

Даже в эти смутные времена институт оставался востребованным. «Ленаэропроект» выполнял работы в рамках проекта реконструкции международного аэровокзального комплекса «Пулково-2. Реконструированы ВПП в аэропортах «Череповец» и «Паланга», открыт аэровокзал в аэропорту «Великий Устюг», выполнено расширение аэропортов в Уфе, Каунасе и Надыме, а в аэропорту «Салехард» построены командно-диспетчерский пункт и ангарный комплекс.

В 1997-1998 годах по заданию Федеральной авиационной службы воздушного транспорта научный отдел института впервые в отечественной практике разработал нормативно-методические документы по применению высокоэффективных материалов и технологий, позволяющих обеспечить повышенную надежность и долговечность аэродромных покрытий. Речь идет о таких документах, как «Руководство по применению геосетки «Хателит» для повышения трещиностойкости и сдвигоустойчивости асфальтобетонных покрытий» (геосетку с успехом применили при реконструкции аэродромов в Магадане, Волгограде, Кирове, Внуково) и «Руководство по обеспечению устойчивости элементов системы светосигнального оборудования, управления воздушным движением и связи аэропортов в сложных инженерно-геологических условиях». Оба руководства были внедрены в практику проектирования аэродромов, с помощью новых ремонтных материалов и технологий для восстановления без перерыва летной эксплуатации осуществлен ремонт аэродромных покрытий в аэропортах городов Магадан, Санкт-Петербург, Минск, Мыс Шмидта, Внуково, Якутск.

На базе научного отдела с 1997 года аккредитован Санкт-Петербургский Центр Сертификации аэропортов (ЦСА), активно работающий с региональными органами по сертификации аэропортов, созданными на базе Северо-Западного и Архангельского Межрегионального территориального управления гражданской авиации России. В ряде аэропортов федерального регионального значения проведена экспертиза доказательной документации служб.

Большое развитие получила природоохранная тематика. За период с 1990 по 1996 год для проектов строительства сектора гражданской авиации аэропортов «Воркута», «Бесовец» (Петрозаводск), «Вещево», «Стерлитамак», «Новгород» институтом разработаны разделы оценки воздействия на окружающую среду, а для аэропортов «Псков», «Мурманск», «Черский» (Якутия), «Федоровка» (Омск), «Березово» - нормативы предельно­допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов. Установлены санитарно ­ защитные зоны и зоны ограничения жилой застройки для аэропортов «Березово», «Храброво» (Калининград). По заказу Министерства гражданской авиации разработаны природоохранные мероприятия в сложных климатических и инженерно-геологических условиях.

«Ленаэропроект» выстоял в условиях шокового реформирования, сумев сохранить здание, основную часть коллектива, технический архив и библиотеку. Продолжил развиваться и выполнять весь комплекс проектных работ для нужд воздушного транспорта, имеющего стратегическое значение для государства.

После 2000-го года, когда процессы в экономике вновь сменились созидательными, «Ленаэропроект» начинает компьютерное перевооружение, осуществляет внедрение программного обеспечения, передовых методов проектирования, восстанавливает кадровый потенциал. С 2004 года в институте вводится система менеджмента качества ИСО 9001-2001. Проектная документация разрабатывается по стандартам ИКАО и строго соответствует требованиям нормативных документов.

С 2002 года институт начинает проектирование зданий и сооружений аэропорта «Анадырь». Из-за огромного объема работ проектирование продолжается до 2005 года. Затем приступает к работам по реконструкции и техническому перевооружению объекта Хотилово (проектирование длится более двух лет).

С 2007 года институт преобразован в ОАО «Ленаэропроект. Это, несомненно, повысило уровень ответственности института в решении государственных программ по развитию сети страны и освоению ее природных богатств в труднодоступных районах по всей территории Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Высококвалифицированный коллектив ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» включает более 240 сотрудников. Все 11 производственных отделов института востребованы и работают с полной нагрузкой. В них собраны профильные специалисты по видам инженерных работ: строители, конструкторы, архитекторы, электрики, специалисты по проектированию генпланов, аэродромов, светосигнального оборудования, объектов РТО и УВД, технологи, экономисты, топографы, геологи, технологи, сметчики и многие другие.

Уже начиная с 2010 года институт приступил к инженерным изысканиям и проектированию объектов, имеющих стратегическое значение для обеспечения интересов Российской Федерации таких, как аэропорт на острове Итуруп (Сахалинская область), ведомственный вертодром перевалочной базы на Варандее для ООО «Газпром нефть шельф» и аэропорт «Сабетта» для ОАО «Ямал СПГ».

К реализуемым ранее проектам добавились такие, как реконструкция объектов в аэропорту Петропавловск-Камчатский; ИВПП и РД аэропорта «Иркутск»; Центра деловой и малой грузовой авиации (ЦДМГА) в аэропорту «Остафьево» (Московская область); реконструкция аэропортов Мирный (г. Мирный), аэропортов Бованенковского НГКМ, Краснодара, Бугуруслана; аэропортового комплекса в городе Саранск, Екатеринбург («Кольцово»), «Минск-2», «Уфа», «Нижний Новгород», Калининград («Храброво»).

Институт принял участие в реализации программы «Развитие Санкт-Петербургского авиаузла на базе аэропорта «Пулково». Первым этапом этой крупномасштабной работы стала реконструкция взлетно-посадочной полосы № 2 (ИВПП-2), которая позволила осуществлять взлет-посадку практически при любых погодных условиях всем воздушным судам, включая новый аэробус А-380. В проект реконструкции ИВПП-1 впервые в России была заложена технология резонансного виброразрушения аэродромных покрытий, которую впоследствии рекомендовали применить при строительстве аэропортов Краснодара и Нижнего Новгорода. В рамках концепции развития аэропорта до 2025 года по проекту института реконструирован пассажирский перрон №1.

Ни один аэропорт страны не упоминался российскими и зарубежными СМИ так же часто, как международный аэропорт Сочи в городе Адлер. Комплексная реконструкция аэродрома и действующего аэровокзального комплекса аэропорта «Сочи» (Адлер) была предпринята в связи с подготовкой к зимним Олимпийским играм 2014 года.

Из последних значимых работ института можно выделить такие работы, как проект по строительству космодрома «Восточный», в рамках которого институт спроектировал аэропортовый комплекс, метеорологический комплекс, водозаборные сооружения объектов космодрома; проект по реконструкции в международном аэропорту Нижний Новгород; по реконструкции аэропортового комплекса «Талаги» (г. Архангельск); по аэропорту «Горячинск»; по вертодрому на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении для ОАО «Сургутнефтегаз»; проект по реконструкция объекта федеральной собственности аэропортового комплекса «Баландино» (г. Челябинск).

В 2019 году завершили работу над объектом собственности АК «АЛРОСА» «Строительство аэропортового комплекса г. Мирный, Республика Саха (Якутия)» и продолжили работать по объекту Рощино (г. Тюмень) – по проекту реконструкции аэровокзального комплекса и проекту строительства ангарного комплекса.

Можно долго перечислять объекты, по которым работал и продолжает работать институт. Их очень много по всей территории нашей необъятной родины.

Современный «Ленаэропроект» - это комплексный научно-исследовательский и проектный институт, способный решать задачи любой сложности в области проектирования объектов воздушного транспорта и гражданского строительства.

Высококвалифицированный коллектив включает 235 человек.

В начале 2024 года разработана и приказом генерального директора от 01 февраля 2024 года № 19 введена в действие новая организационная структура АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» (Приложение 1).

Заведующий техническим архивом Л.Н. Скворцова.

Генеральный директор Ф.А. Пащенко.

01.03.2024 г.

Состав документов:

Управленческая документация (УД)

Приказы и распоряжения по институту. Протоколы заседаний технического совета. Тематические планы. Отчеты по производственной деятельности института, по работе с кадрами. Документы приема-передачи «Ленаэропроекта» от «Ленморпроекта» (1960). Планы по труду. Протоколы заседаний отчетно-выборных профсоюзных конференций, собраний партийно-хозяйственного актива (1967-1970). Штатные расписания. Сметы расходов. Документы (протоколы, отчеты, сметы) месткома. Финансовые отчеты.

Вспомогательный НСА:
Персоналии: ЛФ,ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ,НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ,АЭРОПРОЕКТ
Справка по движению:
Историческая справка к фонду №145
Начальника главного управления гражданского воздушного флота при совете министров СССР.
№207
18 апреля 1960 г. г. Москва
об организации ленинградского филиала
государственного проектно-изыскательского
и научно-исследовательского института ГВФ «Аэропроект»
На основании и во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 3 января 1960 года за №2-1
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Организовать на базе аэродромного отдела Союзморпроекта Ленинградский филиал Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института гражданского воздушного флота «Аэропроект», сокращенно именуемый «Ленаэропроект» с непосредственным подчинением начальнику Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института ГВФ «Аэропроект».
2. Утвердить прилагаемый устав о ленинградском филиале ГПИ и НИИ «Аэропроект».
Врид начальника Главного
Управления гражданского
Воздушного флота при
Совете Министров СССР генерал лейтенант. Г.Счетчиков.
ПРИКАЗ
Начальника государственного проектно-
изыскательского научно-исследовательского
института ГВФ - «Аэропроект».
№76
8 апреля 1960 года. г. Москва.
На основании и во избежание п.б. совместного приказа Министерства морского флота СССР и начальника ГУГВФ при Совете Министров СССР от 10 февраля 1960 г. за №39/012.
ПРИКАЗЫВАЮ:
Организовать на баз аэродромного отдела Союзморпроекта Ленинградский филиал Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института гражданского воздушного флота «Аэропроект», сокращенно именуемый «Ленаэропроект».
Назначить и.о. начальника «Ленаэропроекта» т. Аникеева Д.И. и главным бухгалтером т. Фадееву Л.А.
Начальник Государственного
Проектно-изыскательского и
научно-исследовательского института
гражданского воздушного флота
»Аэропроект» М. Марценицен.
В декабре 1947 г. Совет Министров СССР принял решение о создании постояннодействующей северной воздушной трассы вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана от Белого моря на западе, до Берингова пролива на востоке.
Для обеспечения регулярного воздушного сообщения по северной трассе Полярная авиация Главного управления Северного морского пути при Совете Министров CCCР начала получать новую технику, требующую для ее эксплуатации благоустроенных аэропортов с жестким покрытием В.П.П. (взлетно-посадочных полос) и комплексом зданий и сооружений служебно-технической зоны.
Существование до 1947 г. аэродромы представляли собой естественные площадки, преимущественно косы на побережье морей или берегах рек, совершенно непригодных для эксплуатации новой авиационной техники.
Для обеспечения проектно-сметной документацией строительства аэропортов этим же Постановлением Совета Министров было разрешено создание в системе Г.У.С.М.П. специализированного проектного института в г. Ленинграде - «Гипроартикпроект», который был создан в 1948 году.
Главной задачей «Гипроартикпроекта» являлось проектирование новых и реконструкция существующих аэропортов по заказам Управлении Полярной авиации, а также проектирования объектов других Министерств и ведомств, расположенных в Арктике и на Крайнем Севере.
В период 1948-1958 гг. были запроектированы и построены целый ряд аэродромов с типами аэродромных покрытий.
Проектирование аэропортов в условиях вечномерзлых грунтов и сурового климата явилось экспериментальной работой для молодого коллектива проектировщиков «Гипроартикпроекта».
В процессе работы решался целый ряд научно-исследовательских вопросов, связанных с проектирование жестких покрытий ВВП и оснований под них, прокладкой инженерных сетей и пр.
Одновременно с началом проектирования аэродромных комплексов «Гипроарктике» была организованна научно-исследовательская экспедиция №14, а также продолжали свою работу принятые станции портах Амдерма, Диксон и Тикси, программа которых была изменена в направлении аэродромной тематики.
Приказом Министра Морского флота СССР №398 от 8.10.1955 г. «Гипроартикпроект» был реорганизован в «Ленгипроартику», которая существовала до 1959 года.
В 1959 г. на основании приказа Министра Морского флота СССР от 3.10.1960 г. за №2-1 и совместными приказами Министра Морского флота №74 от 22.03.60 г. и начальника Главного управления гражданского воздушно лота (ГУГ ВФ) при Совете Министров СССР №33 «Ленгипроарктика» был объединен с институтом «Ленморпроект» и самостоятельное название утратил.
В 1960году во исполнение постановления Совета Министров СССР от 03.01.1960 года за №2-1 и совместными приказами Министра Морского флота №74 от 22.03.1960 года и начальника Главного управления гражданского воздушного флота (ГУГ ВФ) при Совете Министров СССР за №149 от 18.03.1960 - на базе аэродромного отдела «Ленморпроекта» был создан Ленинградский филиал ГПИ и НИИ «Аэропроект»-»Ленаэропроект».
По состоянию на 1 января 1960 г. из «Ленморпроекта» была выведена программа в объеме 285 тысяч рублей и передан личный состав в количестве 114 человек. Была также передана проектно-сметная и научно-техническая документация.
Структура вновь созданного филиала «Ленморпроект» состояла из:
1. административно-управленческих подразделений (руководство института, канцелярия, плановый отдел, бухгалтерия, кадры, АХО и 1-й отдел);
2. производственных подразделений (аэродромный, архитектурно-строительный, сантехнический, электро-радиотехнический, сметный и главные инженеры проектов;
3. вспомогательных подразделений (машбюро, чертежно-копировальное и светокопия).
В 1962 г. была образована Научно-исследовательская группа.
Приказом №17 от 1.04.65 г. создана группа (отдел) технико-экономических обоснований (ТЭО).
Приказом №11-А от 24.01.68 г. было создано патентно-лицензионное бюро (ПЛБ).
Приказом № 13 от 13.03.69 г. группа научно-технической информации преобразована в проектный кабинет, с подчинением начальнику технического отдела, а на базе группы издательства и печати создан отдел №7 с подчинением зам. начальника института.
В 1969 г. научно-исследовательская группа была преобразована в научно-исследовательский отдел аэропортов Крайнего Севера (отдел №30).
Приказом №1 от 8.10.71 г. из отдела №4 выделен отдел по связи и радионавигации - отдел №12.
Приказом №28 от 28.03.73 г. из состава технического архива выделено бюро технической документации для служебного пользования - БТДДСП.
Приказом №98-л от 24.09.73 г. архитектурно-строительный отдел №3 разделен на два отдела №3 и №10 с теми же функциями.
Численность сотрудников на 1.02.74 года составляет 553 человека.
На сегодняшний день институт «Ленаэропроект» имеет следующие структурные подразделения:
Административно-управленческий.
Планово-производственный отдел.
Производственные отделы.
Отдел №1;
Отдел №2 - проектирование аэропортов;
Отдел №3 - архитектурно строительные;
Отдел №10
Отдел №4 - электротехнический;
Отдел №6 - сантехнических и технологических работ;
Отдел №7 - формирование и выпуск проектов;
Отдел №9 - сметный;
Отдел №11 - изысканий;
Отдел №12 - радиосвязи и УВД;
Отдел №30 - научно-исследовательский отдел и аэропортов Крайнего Севера; бюро главных инженеров (при главном инженере института);
Технический отдел, включающий: научно-техническую библиотеку, технический архив, бюро технической документации ДСП, проектный кабинет с проектно библиотекой.
Вспомогательные отделы: бухгалтерия, отдел кадров, АХО.
Основной задачей «Ленаэропроекта» является обеспечение капитального строительства Министерства гражданской авиации проектно-сметной документацией.
Институт производит изыскания и проектирование аэродромов, аэровокзальных комплексов, производственных зданий и сооружений, сооружений связи и радионавигации, средств посадки самолетов, а также авиаремонтных заводов и аэродромно-техических баз.
Институт проводит научные исследования, связанные с конструированием и расчетами аэродромных покрытий, обеспечением устойчивости здании и сооружений аэропортов, возводимых на вечномерзлых грунтах.
Делопроизводство института централизованно (в канцелярии), кроме одела №1 и «30, которые ведут делопроизводство самостоятельно.
В 1972 году архив общего делопроизводства был разобран, подшит, систематизирован по годам и структурным подразделениям.
Были составлены описи на дела с 1960-1970 гг. Номенклатуры ведутся с 1970 года. По некоторым структурным подразделениям (отделам) материалы сохранились не полностью.
Начальник института «Ленаэропроект» В.Н. Иванов.
20 апреля 1974 г.
.