СПЕЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ БЮРО МАШИН ХИМИЧЕСКИХ ВОЛОКОН ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО РАЗВИТИЮ МАШИНОСТРОЕНИЯ ПРИ ГОСПЛАНЕ СССР. ЛЕНИНГРАД. 1951-1965.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Широкое применение химических волокон за границей и в народном хозяйстве нашей страны, бурный рост их производства и особенно, в промышленно развитых капиталистических странах, потребовали создания в нашей стране специализированных машиностроительных заводов, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро для разработки и промышленного выпуска машин, агрегатов и поточных линий по производству химических волокон.
Перед страной встала задача в несколько раз увеличить производство химволокон и том числе синтетических волокон в 14 раз.
Претворяя в жизнь решения Майского (1958 год) Пленума ЦК КПСС, в развитие Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 23/YII-1958 года №795 и распоряжения СМ СССР от 17/IY-1959 года №952-р, Совет Министров РСФСР распоряжением от 12/Y-1959 года №2530-р создал самостоятельное (Хозрасчетное) СКТБ машин химических волокон (СКТБ МХВ) с задачами проектирования машин, агрегатов и поточных линий для промышленности химических волокон (искусственных и синтетических), а также проектирования технологической оснастки для изготовления указанного оборудования.
Распоряжением Ленинградского Совета Народного Хозяйства СКТБ машин химических волокон было подчинено совнархозу и непосредственно Управлению общего машиностроения.
Самостоятельность СКТБ МХВ вызвалась:
- отставанием нашей страны от капиталистических стран в производстве машин для химических волокон;
- обеспечением планового развития техники и внедрения в народное хозяйство более нового, стоящего на современном техническом уровне оборудования;
- обеспечением жесткого авторского (независимого) надзора за созданием и освоением новой техники;
- повышением требований к заводам - изготовителям в проведении систематических мер по повышению культуры производства, внедрению новой прогрессивной технологии, повышению квалификации трудящихся, внедрению новых материалов и т.д.;
- оказанием существенного влияния на рост технического прогресса непосредственно каждого завода - изготовителя в целом;
- повышением ответственности всех соисполнителей новой техники за качество внедряемых машин.
В дальнейшем в целях ускорения развития машиностроения и получения наибольшего экономического эффекта от внедрения новой техники, постановлением СМ СССР от II/IX-1963 года №949, СКТБ МХВ было выделено из подчинения Ленинградского СНХ и передано Госкомитету по развитию машиностроения при Госплане СССР.
Этим же постановлением СМ СССР в составе СКТБ МХВ было создано опытное производства для проведения предпроектных и экспериментально-исследовательских работ, а также работ по доводке оборудования у заказчика с целью быстрейшего внедрения его в народное хозяйство страны.
С I/I-1966 года, после упразднения Совнархозов, СКТБ МХВ было передано в ведение Министерства машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов и непосредственно подчинено Главному управлению по оборудованию для производства химических волокон и красильно-отделочному оборудованию (Главхимтекстильмаш).
Приказом Минлегпищмаш от 16/IX-1966 года №606 СКТБ МХВ утверждено Головным КБ для проектирующих конструкторских служб заводов Главхимтекстильмаша.
В настоящее время Ленинградское СКТБ МХВ разрабатывает техническую документацию на новое оборудование для производства химических волокон следующим заводам:
Заводу им. К. Маркса Ленмашобъединения им. К. Маркса;
Псковскому машиностроительному заводу;
Орловскому заводу «Химтекстильмаш»;
Чебоксарскому заводу «Химтекстильмаш»;
Московскому машиностроительному заводу им. 1 Мая;
Серпуховскому механическому заводу «X Октябрь»;
Селиванскому машиностроительному заводу.
И непосредственно Клинскому, Курскому, Калининскому, Балаковскому и другим комбинатам химических волокон, а также ВНИИЛТЕКМАШу, ВНИИСВу, ВНИИВу и другим научно-исследовательским институтам.
Приказом Минлегпищемаша от 29 апреля 1970 года №180 Ленинградское СКТБ машин химических волокон было подчинено Ленинградскому машиностроительному Объединению им. Карла Маркса с сохранением за ним ранее выполняемых им функций.
В соответствии с приказом Минлегпищемаша №386 от 26 июля 1975 года ЛСКТБ машин химических волокон вошло в Ленинградское машиностроительное объединение им. Карла Маркса.
II. ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО ЛЕНИНГРАДСКОГО СКТБ МАШИН
ХИМИЧЕСКИХ ВОЛОКОН (ЛСКТБ МХВ).
1. Головное Ленинградское СКТБ машин химических волокон работает в жестком контакте с соответствующими его профилю конструкторскими и технологическими организациями, лабораториями машиностроительных предприятий, с институтами отраслей-потребителей;
2. Осуществляет координацию работ, выполняемых проектирующими конструкторскими службами машиностроительных заводов Главхимтекстильмаша;
- Московского машиностроительного завода им. 1 мая;
- Винницкого электромеханического завода;
- Селиванского машиностроительного завода;
3. Осуществляет:
а) разработку технической документации для новых опытных машин и агрегатов, унификацию узлов и деталей, единство кинематических схем и систем управления, широкое применение нормализованных деталей и агрегатированных узлов;
б) создание машин и агрегатов, отвечающих по всем показателям уровню современной техники, обеспечивающих развитие комплексной механизации и автоматизации производственных процессов и дальнейший рост производительности труда в промышленности химических волокон;
в) создание патентоспособных конструкций машин и агрегатов, составление патентных формуляров, проведение через соответствующие организации патентования подготовку заключений о приобретении лицензий и патентования изделий за границей;
г) обеспечение надежности и высокого качества, создаваемых конструкций их технологичности, широкое применение новых материалов повышающих качество изделий, снижающих их трудоемкость и себестоимость;
д) лучшее решение вопросов: при создании новых конструкций машин, промышленной эстетики, техники безопасности и производственной санитарии;
е) изготовление и обработку в опытном производстве отдельных новых образцов машин с проведением экспериментальных работ по вновь разрабатываемым машинам;
ж) участие в работе заводских и государственных комиссий по приемке опытно-промышленных образцов машин и окончательной обработке технической документации для серийного производства;
з) проведение единого порядка оформления технической документации, индексации изделий, порядка внесения изменений в техническую документацию и соблюдение других условий, относящихся к проектно-конструкторским работам в соответствии с действующими положениями, государственными стандартами и директивными указаниями в отрасли;
и) модернизацию и усовершенствование машин и агрегатов, находящихся в эксплуатации на комбинатах промышленности химических волокон;
к) принятие решений по предложениям предприятий, конструкторских организаций, рационализаторов и изобретателей по дальнейшему совершенствованию выпускаемых конструкций машин;
л) проведение совместно с предприятиями, по указаниям головных институтов ВНИИЛТЕКМАШ и ВНИИМСВ, оценки технического уровня выпускаемой продукции, внесение предложений совместно с обслуживаемыми предприятиями и организациями о снятии с производства изделий устаревших конструкций и замены их новыми более совершенными.
Распоряжением СМ РСФСР от 12 мая 1959 г. № 2530-р создано Специальное конструкторско-технологическое бюро машин химических волокон (СКТБ МХВ). Постановлением СМ СССР от 11 сентября 1963 г. № 949 в составе СКТБ МХВ создано опытное производство.
Бюро находилось в ведении: СНХ (1959-1963), Госкомитета по развитию машиностроения при Госплане СССР (1963-1965).
Основные направления деятельности: проектирование машин, агрегатов и поточных линий для промышленности химических волокон (искусственных, синтетических), а также проектирование технологической оснастки для изготовления указанного оборудования.
В фонде содержится конструкторская документация машиностроительного завода им. Карла Маркса за 1951-1956 гг.
Управленческая документация (УД)
Приказы вышестоящих организаций. Приказы и распоряжения по СКТБ. Протоколы технических совещаний при директоре. Тематические планы НИР и ОКР, и отчеты об их выполнении. Переписка по вопросам проектирования новых опытных образцов машин. Финансовые планы. Отчеты по основной деятельности. Сметы расходов. Планы и отчеты по труду и зарплате. Штатные расписания. Отчеты о работе с кадрами.
Конструкторская документация (КД)
Документация (спецификации, чертежи общих видов, руководства на выпуск станков и др.) на станки машиностроительного завода им. Карла Маркса, предназначенные для выработки металлических сеток для бумажной промышленности: ТМ-200, ТМ-250, ТМ-300, ТМ-400.