ЦГАЛС СПб. Фонд Р-48 АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЗАКРЫТОГО ТИПА «ЭСКАЛАТОР» (АОЗТ «ЭСКАЛАТОР»). САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 1939–1998.

Описи фонда

Справочная информация

Сокращённое название: АОЗТ «ЭСКАЛАТОР»
Начальный год: 1940
Конечный год: 1999
Историческая справка: Адрес завода Ордена Октябрьской революции, ордена Трудового Красного Знамени Машиностроительный завод имени И.Е. Котлякова Производственного объединения «Ленподъемтрансмаш» имени С.М. Кирова Главного управления по производству подъемно-транспортного оборудования («Главподъемтрансмаш») МТиТМ: 199048, Ленинград, В-48, 17 линия, д. 54.
Завод образован в 1959 году под названием «Ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод имени И.Е. Котлякова» Управления тяжелого машиностроения Ленсовнархоза (постановление Ленсовнархоза от 06 октября 1959 года за № 450). При этом произошло слияние заводов Управления тяжелого машиностроения Ленсовнархоза: Завода Подъемно-транспортного оборудования «Красный Металлист», расположенного по 17 линии, д. 54 и Ордена Трудового Красного Знамени завода имени И.Е. Котлякова, расположенного по 18 линии, д. 49.
Завод «Красный Металлист» существовал с 1880 года под названием: «Подковный и гвоздильный завод Э.Л. Поссель». Принадлежал германскому подданному сенатору г. Любека Э.Л. Посселю, изготавливал: кавалерийские подковы, подковные гвозди, шипы, ковочный инструмент.
Завод им. Котлякова существовал с 1882 года как Чугунолитейный завод купца второй гильдии Н.Г. Петрова. Изготавливал: бытовое чугунное литье, водопроводные принадлежности.
Производственную основу завода Посселя составляли:
Ново-Вилейский завод подков, конно-подковных гвоздей и кос в Виленской губернии, основанный в 1880 году;
Гвоздильный завод Бари в Санкт-Петербурге (ул. Звенигородская, д. 11), основанный в 1880 году, изготавливал подковные гвозди;
Первый русский завод по изготовлению кавалерийских подков, шипов, конно-подковных гвоздей и переработке сортового железа в фасонное в Санкт-Петербурге (Васильевский остров, 17 линия, д. 52-54), основанный в 1890 году купцами Косси Дюрр, как производство по фабричному изготовлению подков. Предприятие было приобретено с торгов в 1892 году гвардейским поручиком П.П. Фон-Дервизом. В 1899 году завод приобретен у опекунов над имуществом Фон-Дервиза Посселем.
В 1901 году все подковно-гвоздильное и шипное производство сосредоточено на Васильевском острове. На Ново-Вилейском заводе оставлено производство кос-литовок.
Здания на Звенигородской ул., д. 11 в Санкт-Петербурге проданы владельцам типографии Голике и Вильборгу (ныне типография им. Ивана Федорова).
В 1910 году учреждено «Русское акционерное общество заводов Посселя в Петербурге» (Подковный, Гвоздильный и шипной заводы). Завод носит наименование: «Подковный и гвоздильный завод Русского акционерного общества заводов Посселя в Санкт-Петербурге». Завод изготавливает около 200 наименований подков, конноподковные гвозди марки «Глобус» и «Подкова», винтовые шипы трех типов, ковочные инструменты.
В 1914 году производство продукции по заказам Военно-промышленного комитета.
В 1916 году «Русское акционерное общество заводов Посселя в Петрограде» прекратило свои действия, и имущество этого общества перешло в казну в ведение интендантского Управления Военного Министерства под названием «Петроградский Военно-подковный завод». Выпускает кавалерийские подковы, гвозди, шипы, ковочные инструменты.
В 1918 году Завод национализирован и из Военного ведомства по ходатайству представителей рабочих, в связи с переходом на мирное производство, передан 10 марта 1918 года в ведение Совнархоза Северного района под названием «Народно-подковный завод». Производство то же.
В 1919 году Завод частично эвакуируется в Сарапул, но фактически прибыл в Юрюзань (из-за событий, развернувшихся на фронтах Гражданской войны) (резолюция СНХ Северного района от 30 марта 1913 года). Оставшееся оборудование законсервировано. На заводе оставлена охрана из семи человек. Остальные переведены на другие предприятия или уволены.
Завод под названием «Государственный Подковно-гвоздильный завод № 88» включен в состав треста «Петрогубметалл» - бюро «Гвоздь».
В 1922 году на основании постановления Президиума Северо-Западного Промбюро ВСНХ от 24 октября 1922 года (протокол № 263) завод включен в состав Треста массовых производств ТРЕМАСС.
В 1923 году на основании постановления Президиума Северо-Западного Промбюро ВСНХ от 05 мая 1923 года (протокол № 408) завод передан Промвоенхозу Петроградского военного округа на предмет восстановления под названием: «Военно-подковный». Завод был пущен 19 июня 1923 года силами рабочих ремонтно-механического Военно-обозного завода (ул. Марата), кадров старых производственников и молодежи, вернувшейся на завод. Производство – подковы, гвозди.
В 1925 году по приказу Реввоенсовета СССР от 28 декабря 1925 года № 1209, в связи с ликвидацией Промвоенхоза, завод передан в ведение ВСНХ в отдел местной промышленности ГУБИСПОЛКОМА.
В 1926 году по приказу ОТМЕСТПРОМА от 24 февраля 1926 года № 107 завод включен в состав ТРЕМАССа под названием «Подковно-гвоздильный завод». Производство то же.
В 1927 году организуется производство подъемно-транспортного оборудования. На базе механического цеха создается транспортерное отделение, где изготавливаются тележки с подъемными платформами, оборудование зерновых элеваторов, ленточные транспортеры, штабелеукладчики досок, электроподъемники для складского хозяйства, редукторы для сооружений подъемно-транспортных устройств. Начинается выпуск винтовых шипов для подков.
В 1928 году приказом от 24 февраля 1928 года ТРЕМАСС перевел на завод Механическо-штамповочную фабрику, (б. БУХ) (В.О., 5-ая линия, д. 20), цех столовых приборов фабрики «Часовой революции» (б. ЭДУАРД) (8-ая Советская, 20/22), и Механический и Чугунно-медно-литейный завод «Механтранспуть», (10 линия, д. 55) (б. Шаубе). На заводе имеется подъемно-транспортное производство, штамповочное (столовые приборы, пожарные каски, замки, пуговицы, армейская и чемоданная фурнитура) и подковное производство.
В 1929 году на основании постановления Президиума Ленсовета от 16 февраля 1929 года (протокол № 95 п.1) «Подковно-гвоздильный завод» переименован в Государственный завод металлических изделий и транспортных сооружений «Красный Металлист».
В 1930 году Трестом массовых производств по акту от 12 мая 1930 года заводу «Красный Металлист» передана мастерская «Цепь ГАЛЛЯ» (б. Губерта и братьев Большаковых) Петрорайкомбината, (ул. Разъезжая, 42). Впервые в стране начинается выпуск пластинчатых и втулочно-роликовых тяговых цепей для строящихся заводов станкостроения и сельскохозяйственного машиностроения.
В 1931 году в связи с ликвидацией Тремасса, постановлением Президиума ВСНХ СССР от 27 апреля 1931 года № 245 завод «Красный Металлист» передан в ведение Всесоюзного объединения «Союзтранстехпром» (г. Москва). Ликвидируется цех столовых приборов и пуговичный цех. Производство – краностроение, подвесные конвейеры для мясокомбинатов (Ленинградского, Семипалатинского, Орского, Бакинского), конвейеры для строящегося Нижегородского автозавода (ГАЗ), экскаваторы, пластинчатые и втулочно-роликовые тяговые цепи для комбайнов, тракторов, для транспортеров подачи боеприпасов на корабельные орудия, подковное производство.
В 1931 году резолюция июньского (15 июня) Пленума ЦК ВКП(б):
«...необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в г. Москве, как главного средства решающего проблему быстрых и дешевых перевозок, с тем, чтобы в 1932 году начать строительство метрополитена».
В 1933 году на основании протокола НКТП от 23 августа 1933 года и постановления МК ВКП(б) объединению «Союзтранстехпром» было предложено спроектировать, изготовить и установить на станциях Метростроя эскалаторы (конвейерные лестницы). По распоряжению Всесоюзного объединения «Союзтранстехпром»от 11 сентября 1933 года № 220 завод «Красный Металлист» принял к изготовлению эскалаторы для станций метро «Красные ворота» (Лермонтовская), «Кировская», «Дзержинская» высотой 20-30 и в количестве 18 штук.
Согласно приказу НКТП от 31 августа 1933 года № 779 Всесоюзное объединение «Союзтранстехпром» влилось во Всесоюзный Государственный трест стальных конструкций и подъемно-транспортных сооружений «Союзстальмост» НКТП СССР (Москва).
В 1934 году по приказу треста «Союзстальмост» от 14 февраля 1934 года № 34 на заводе «Красный Металлист» создано специальное эскалаторное бюро. Главный конструктор – М. М. Андрианов.
По приказу треста «Союзстальмост» от 14 февраля № 34 вся работа по проектированию эскалаторов была сосредоточена на заводе «Красный Металлист». Работа должна была вестись независимо от окончания проекта в целом, по мере выхода отдельных деталей из проектирования.
По приказу треста «Союзстальмост» от 17 февраля 1934 года № 39 персональная ответственность за рабочее проектирование была возложена на технического директора Завода «Красный Металлист» т. Беззубова И.И.
По приказу Наркома тяжелой промышленности СССР т. Орджоникидзе Г.К. от 27 февраля 1934 года № 270 более 60 заводов и организаций должны были безоговорочно выполнять отдельные работы по изготовлению эскалаторов по чертежам и другим документам Завода «Красный Металлист».
В 1935 году в Москве на станции «Кировская» 31 января 1935 года состоялся пуск первого эскалатора, который пошел и при испытании показал хорошее качество монтажа, а также безукоризненность хода». Управление треста «Союзстальмост» и изготовители эскалаторов рапортовали правительству 6-го февраля 1935 года об окончании монтажа и пуске эскалаторов, что общая схема экономии составила 4 миллиона рублей золотом и что новое для страны производство эскалаторостроения освоено. Первыми пассажирами были делегаты Седьмого съезда Советов СССР, в день его закрытия, 06 февраля 1935 года. По приказу Наркома Путей сообщения от 14 мая 1935 года № 118/и Московский метрополитен был открыт для всеобщего пользования 15 мая 1935 года.
На заводе имеется производство цепей, литейных конвейеров, подъемно-транспортного оборудования: подъемные краны, установленные на автомобилях и тракторах, грузоподъемностью от 700 кг до 3 т; башенные краны для разгрузки товарных вагонов; лебедки грузоподъемностью до 15 т; тележки для подъема бомб 1 и 2 т; изготовляются корпуса башен танков Т-28, небольшие партии червячных и цилиндрических редукторов и имеется подковное производство.
В 1938 году Завод переходит в ведение Главного управления подъемно-транспортного оборудования Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР. Продукция прежняя, кроме того, начинается серийный выпуск унифицированных червячных редукторов, эскалаторов для 2-ой и 3-ей очереди Московского метрополитена. Ширпотреб: оконные приборы из отходов гвоздильной ленты, сани из отходов шипного железа, утюги, подставки к ним из выштамповок цепей, весы чашечные 5 и 10 кг.
В 1940 году Завод передан в ведение Главного Управления подъемно-транспортного оборудования Народного Комиссариата тяжелого машиностроения СССР. Продукция прежняя. 12 апреля (условная дата) завод «Красный Металлист», основанный в 1880 году отметил шестидесятилетие.
В сентябре 1941 года на заводе создана поточная линия по изготовлению мин, выпускаются гранаты, переделываются учебные винтовки и пулемёты в боевые.
В 1942 году совместно с заводом им. И.Е. Котлякова «Красный Металлист» выполнял работу по оборудованию машин «ЗИС-5» конструкциями с быстроразжимными приспособлениями для переброски и развертывания понтонного парка.
Приказом Военного Совета Ленинградского фронта от 15 марта 1942 года на завод «Красный Металлист» была переведена авиаремонтная база КБФ. В цехах завода до апреля 1944 года были восстановлены сотни бомбардировщиков, торпедоносцев, штурмовиков, истребителей, пушек, пулеметов и авиационных моторов. В сентябре 1942 года завод был эвакуирован из Ленинграда.
Эвакуация произошла в три пункта:
1. В Кемерово – подковное производство. На его базе был организован Подковно-метизный завод. С 1965 года он реорганизован в «Электротехнический завод» (Кемерово, ул. 50 лет Октября, 11).
Подковное производство этим предприятием было частично списано, а оставшееся в 1974 году было передано в Облместпром Горьковской области для вновь построенного цеха по производству подков, шипов и гвоздей в пос. Ямново.
2. В Москву на Завод «Металлист» цепное производство (3-я Мытищинская ул., д. 3).
3. В пос. Перово Московской обл. (ныне г. Москва, Рязанское ш., 8а) Подъемно-транспортное производство (ныне – опытный завод ВНИИ Метмаш).
По постановлению Совнаркома СССР от 12 октября 1942 года № 1875-794 Ленинградскому заводу «Красный Металлист», размещенному в Перове Московской области на территории эвакуированного вглубь страны завода коммунального хозяйства, дано наименование «Перовский локомобильный» и вменено в обязанность освоить выпуск локомобилей. Задел эскалаторов был направлен для доработки на 5-ый завод Метростроя в Черкизово Московской области для обеспечения третьей очереди метрополитена.
В 1943 году приказом Наркома тяжелого машиностроения Казакова И.С. от 09 января 1943 года № 13 отмечено, что коллектив Перовского завода (б. «Красный Металлист») в сложной обстановке с начала войны и восстановления новой базы в короткий срок приступили к выпуску новой для него продукции.
Согласно приказу по Перовскому локомобильному заводу от 11 февраля 1943 года № 20, для своевременной подготовки производства эскалаторов, главному конструктору М.Н. Степанову было приказано немедленно приступить к комплектованию чертежей узлов эскалаторов и размножению их путем снятия копий в сроки согласно утвержденного графика № 1.
В 1944 году согласно приказу по Перовскому локомобильному заводу от 09 января 1944 года № 2 коллектив завода признан НКТМ успешно выполнившим производственные задания по изготовлению узлов и деталей эскалаторов для Метростроя.
Приказом НКТМ СССР от 07 марта 1945 года № 147 завод Перовский локомобильный переименован в Перовский машиностроительный завод (ПМЗ) в том же ведомстве. На ПМЗ конструкторами был модернизирован эскалатор Н-40, спроектированы и изготовлены эскалаторы нового типа: ЭМ-1, ЭМ-4, ЭМ-5 для следующих очередей метро. Кроме того, выпускались шахтные лебедки, угольные транспортеры и др. подъемно-транспортное оборудование.
Приказом МТМ от 28 декабря 1956 года № 337 ПМЗ передан в ведение ЦКБММ ЦНИИТМАШ ГлавНИИпроекта Госплана СССР.
Постановлением Совмина СССР от 11 июня 1959 года ПМЗ передан НПО «ВНИИМЕТМАШ» под названием: «Московский опытный завод», выпуск эскалаторов после использования задела прекращен.
Решением Государственного Комитета Обороны от 23 апреля 1944 года № 5704-С завод «Красный Металлист» в Ленинграде восстановлен за счет вновь приобретенного оборудования и пущен в эксплуатацию под тем же названием, в ведении – ГУПТО НКТМ. Выпускаемая продукция: червячные редукторы, лебедки для окраски фасадов, механизмы подъема электролитных ванн для алюминиевой промышленности.
В 1945 году, в соответствии с решением бюро Ленинградского Горкома ВКП (б) от 23 ноября 1944 года, в Ленинграде началось строительство метрополитена. Завод «Красный Металлист» получил задание восстановить производство эскалаторов.
В 1946 году в связи с образованием Министерств завод переходит в ведение Главного Управления подъемно-транспортного машиностроения (ГУПТМАШ) Минтяжмаша СССР. Завод выпускает червячные редукторы, первые типы цилиндрических редукторов. Завод проектирует и изготавливает аппаратуру для автоматической централизованной густой и жидкой смазки проектных станов «Азовстали», Н. Тагила, Макеевского металлургического комбината и др. тракторные детали.
В 1947 году во исполнение приказа начальника ГУПТМАша МТМ СССР от 12 июня 1947 года № 113 о проектировании эскалаторов для Ленинградского метрополитена, завод приступил к эскизному проектированию эскалаторов и организовал в составе ОГК завода «Красный Металлист» группу по проектированию эскалаторов, поручив старшим инженерам Я.Е. Шкловскому, П.Е. Тюменеву, А.М. Гринзбургу ведущие проектные работы. Руководство группой было возложено на Я.Е. Шкловского.
В 1948 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 5-го апреля 1948 года, с 1-го мая 1948 года на заводе «Красный Металлист» было организовано Конструкторское бюро эскалаторостроения с подчинением главному инженеру завода, и.о. начальника КБЭ был назначен Шкловский Я.Е.
В 1951 году создан совместно с ВНИИПТМАШ (Москва) и выпускается единый ряд горизонтальных двухступенчатых цилиндрических редукторов «РМ», тракторные детали, товары народного потребления (бритвоправки, врезные замки). Приняты образцы редукторов РЦ-1 (одноступенчатые цилиндрические). В соответствии с приказом зам. министра МТМ Жигалина В.Ф. от 21 апреля 1951 года, производство смазочного оборудования передано Елгавскому машиностроительному заводу (Латвийская ССР).
В содружестве с «Союзпроммеханизацией» завод (до 1954 года включительно) выпускает механизмы передвижения оборудования обсерваторий. Ими были оснащены Казахская и Абастуманская астрофизические обсерватории и астрономическая Московского университета.
В 1952 году Завод начал выпуск эскалаторов ЛТ-1.
В 1954 году выпускается прежняя продукция. Кроме того, завод начал выпускать редукторы трехступенчатые вертикальные крановые ВК, тракторные запчасти, товары народного потребления: велосипеды детские ВД-3, молотки хозяйственные.
В 1955 году эскалаторы первой очереди Ленинградского метрополитена были установлены и пущены 07 ноября 1955 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1955 года Ленинградскому метрополитену было присвоено имя В.И. Ленина. Ленинградский метрополитен был открыт для эксплуатации 15 ноября 1955 года.
В 1956 году проектируются и осваиваются горизонтальные коническо-цилиндрические двух и трехсторонние редукторы КЦ-1 и КЦ-2 для строящегося металлургического комбината в Индии. В дальнейшем КЦ стали редукторами общего назначения. Изготовляются редукторы Р (ГПШ) – крановые трехступенчатые соосные редукторы ЦС и ЦСН и др.
В 1957 году в связи с упразднением Министерства тяжелого машиностроения завод передан в Ленинградский Совет народного хозяйства с подчинением Управлению тяжелого машиностроения под тем же наименованием. Основная продукция: редукторы цилиндрические, одно, двух, трехступенчатые, КЦ, эскалаторы ЛТ-2, ЛТ-3, ЛТ-4, тракторные запчасти, газовые ротационные счетчики промышленного назначения РС-600, товары народного потребления. Червячные редукторы передаются заводу «Редуктор» (Заозерная, д. 8).
В 1959 году распоряжением Совета Министров РСФСР от 03 января 1959 года № 24-Р образовано Специализированное конструкторское бюро эскалаторостроения (СКБЭ) в составе Завода «Красный Металлист». Постановлением ЛСНХ от 27 апреля 1959 года № 191 СКБЭ преобразовано в хозрасчетную организацию, состоящую на самостоятельном балансе, но входящую в состав Завода «Красный Металлист».
Во исполнение приказа по Управлению тяжелого машиностроения Ленсовнархоза от 17 июня 1959 года № 143 СКБЭ переподчинено с завода «Красный Металлист» Управлению тяжелого машиностроения Ленсовнархоза. Окончание оформления СКБЭ и регистрация Устава закончены 15 октября 1959 года.
Постановлением ЛНСХ от 06 октября 1959 года № 450 Завод «Красный Металлист» был объединен с Ордена Трудового Красного Знамени машиностроительным заводом им. И.Е. Котлякова. Объединенному заводу присвоено наименование: Ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод им. И.Е. Котлякова Управления тяжелого машиностроения ЛСНХ.
Завод им. И. Е. Котлякова.
Завод им. И.Е. Котлякова существовал с 1882 года как чугунно-литейная и механическая мастерская купца второй гильдии Н.Г. Петрова, по адресу: 17 линия, д. 56. Изготовлялось бытовое чугунное литье и водопроводные принадлежности.
В 1897 году утвержден проект здания дом 43 б (ныне 49) для устройства завода Н.Г. Петрова.
В 1898 году предприятие числится как чугунно-литейный и механический завод Петрова Н.Г. по адресу: 18 линия, д. 43 б. Изготавливал чугунное бытовое литье, печные приборы, плиты, печки, разные водопроводные принадлежности (чугун).
В 1909 году Завод Петрова изготавливает: чугунные, медные и железные изделия, ворота, подъезды, лестницы, балконы, решетки, колонны, плиты, колосники, памятники, кресты, пароходные винты.
В 1914 году Завод Н.Г. Петрова изготавливает: стаканы снарядов, ступицы для колес артиллерийских лафетов, корпуса мин, буи, якоря, гребные винты и выполнял другие военные заказы.
В 1917 году Завод был национализирован и 23 декабря 1917 года остановлен.
В 1926 году Завод восстановлен и находился в ведении Треста «Ленинградтекстиль» с наименованием: «Первый ремонтно-механический и литейный завод треста «Ленинградтекстиль». Выполнял заказы на различное чугунное литье с обработкой и трансмиссионное оборудование.
В 1927 году (по 01 июня 1929 года) был сдан в аренду Ленинградскому Пеньковому тресту под названием: «Ремонтно-механический чугунно-литейный завод Ленинградпенькотреста». Поставлял чугунное фасонное литье.
В 1929 году постановлениями Президиума ЛОСНХ (протокол № 96 от 11 мая 1929 года и протокол № 116 от 28 июня 1929 года) завод передан в ведение Петрорайкомбината по балансу на 01 июня 1929 года под названием: «Василеостровский чугунно-литейный и механический завод имени Котлякова». Специализация завода: чугунно-литейное производство и обработка деталей и изделий из тянутого материала.
В 1930 году постановлением Президиума ЛОСНХ от 19 мая 1930 года завод включен в состав Государственного треста литейных и механических заводов «Ленлитмех» под названием: «Литейно-механический завод им. Котлякова». Основная продукция чугунные корпуса подшипников, литье.
В 1933 году Завод начал осваивать и выпускать горно-обогатительное оборудование (флотационные машины, гидравлические классификаторы, ленточные питатели и др.), изготавливать трансмиссионное оборудование, шкивы, ширпотреб (ухваты, скобы, сковородки, сковородники, деревянные полки, скалки, каталки).
С 01 января 1935 года к заводу присоединен переданный Тресту «Ленлитмех» (смежно расположенный) Электроремонтный завод № 2 «Реммаштреста» (бывший завод Сухих белил Ю.Н. Струка, существующий с 1850 года).
Наряду с освоением нового горно-обогатительного оборудования, (стаканчиковые и цепные питатели, стержневые и шаровые мельницы и др.) завод выпускал льномялки, льнотрепалки, посевные агрегаты. Кроме того завод освоил зерноуборочные комбайны СКАГ-5 и СКАГ-7. («Северные комбайны», конструкции рабочих - изобретателей Ю.Я. Анвельта и М.И. Григорьева). За их изготовлением вели личное наблюдение С.М. Киров, затем А.А. Жданов. После испытания сорока комбайнов в полевых условиях производство СКАГ-5 и СКАГ-7 было передано Люберецкому заводу сельскохозяйственных машин им. Ухтомского. Их конструкция легла в основу безмоторных комбайнов отечественного с/х машиностроения.
В 1936 году при переименовании Треста «Ленлитмех» в Трест «Ленсредмаш» с 05 апреля 1936 года завод переименован в Машиностроительный завод им. Котлякова Треста «Ленсредмаш».
В 1937 году завод под тем же наименованием передан в Трест «Ленкоммаштрест» Наркомместпрома. Изготавливает трансмиссионное оборудование, горно-обогатительное, дробильно-размольное и машины для коммунального хозяйства города (подметальные машины, штукатурно-затирочные, снегоочистительные плуги и др.), головки для гигантских шагов.
В 1938 году завод передан в ведение Главгормаша НКТП под названием: «Завод горно-обогатительного оборудования, в том числе передвижные обогатительные фабрики, песковые насосы, щековые дробилки, стержневые мельницы и др.
В 1939 году завод передан в ведение Главного Управления промышленности редких металлов Народного комиссариата цветной металлургии под тем же наименованием. Завод выпускает около сорока наименований горно-обогатительного оборудования. Осваиваются новые типы отсадочных машин. Кроме того, изготовлены специальные «Сигарные» машины для производства стальных канатов.
В 1941 году завод перестроил производство на нужды обороны.
В 1942 году часть людей и оборудования были эвакуированы на Урал в г. Асбест Свердловской обл., откуда люди были распределены по предприятиям цветной металлургии. Большая часть – на Ново-Трубный завод и копи г. Изумруд. На оставшемся оборудовании в Ленинграде изготавливались боеприпасы: для Военно-воздушных сил РККА зажигательные авиабомбы 50 кг. (ЗАБ-50), осколочные бомбы 25 кг. (АО-25), стабилизаторы к минам 120мм. Завод освоил новое производство работ по оборудованию топок котлов под сжигание фрезерного торфа для электростанций Ленэнерго. Выполнялись заказы для восстановления городских коммуникаций.
В 1943 году Завод передан в ведение Главного Управления вольфрамовой и молибденовой промышленности Народного комиссариата цветной металлургии под тем же наименованием. Завод вновь приступил к выпуску флотационных машин для вольфрамо-молибденовой промышленности. Машины отправлялись в районы, освобожденные от фашистских захватчиков.
1946 году, в связи с образованием Министерств, завод переходит в ведение 2-го Главного управления Министерства цветной металлургии с присвоением названия Машиностроительный завод им. Котлякова. Завод выпускает горно-обогатительное оборудование в виде отдельных машин, а также в виде целых обогатительных фабрик в комплекс которых входят: дробилки, мельницы, смесители, сгустители, питатели, флотомашины, отсадочные машины, шлюзы, сепараторы магнитные, электростатические, сотрясательные столы и др. На заводе были спроектированы и изготовлены машины для обогащения урановых руд для первого в Европе атомного реактора, пущенного в декабре 1946 года в Москве под руководством И.В. Курчатова.
В 1947 году издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Ленинградского машиностроительного завода им. Котлякова Министерства цветной металлургии орденом Трудового Красного Знамени: «За успешное выполнение заданий правительства по выпуску горнообогатительного оборудования и в связи с 50-летием наградить Ленинградский машиностроительный завод им. Котлякова орденом Трудового Красного Знамени».
Примечание: 50-летие указано ошибочно – это была лишь дата пуска завода во вновь построенном здании на 18 линии, 43 б в 1897 году, а позже было выяснено, что чугуннолитейная мастерская Н.Г. Петрова действовала еще в 1882 году по 17 линии, 56.
В 1948 году завод передан 2-му Главному управлению металлургической промышленности с сохранением того же названия. Продукция та же.
В 1949 году присоединена территория бывшего конного парка, «АТУЛ» 17 линия, д. 46.
1951 году в соответствии с приказом МЦМ от 21 апреля 1951 года № 164 завод переходит в ведение Министерства цветной металлургии с подчинением отделу Главного механика Министерства под тем же названием. Производство то же.
В 1953 году по приказу ММН от 11 апреля 1953 года № 61 завод переходит в ведение Главного управления машиностроительных заводов Министерства металлургической промышленности. Производство тоже, добавились породно-погрузочные машины, пневматические лебедки.
В 1954 году по приказу МЦМ от 04 марта 1954 года № 38 завод передан в ведение Главного управления машиностроительных заводов Министерства цветной металлургии с сохранением того же названия.
В 1954 году приказами МЦМ от 16 ноября 1954 года № 485 и от 25 ноября 1954 года № 496 произведено объединение ордена Трудового Красного Знамени машиностроительного завода им. Котлякова и Завода «Металлоконструкция» (Заставская, д. 7) Всесоюзного треста «Строймонтаж» МЦМ с присвоением названия: «Ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод имени Котлякова» Главного управления машиностроительных заводов Министерство цветной металлургии. К основной продукции завода прибавились: литейные конвейеры, контейнеры, бульдозеры, вентиляторы «Сирокко», всего около 50 наименований изделий.
1957 году в соответствии с приказом МЦМ от 13 марта 1957 года № 90 филиал завода на Заставской, д. 7 передан Институту горного машиностроения «ВНИИГОРМАШ»
В 1957 году приказом МЦМ от 15 июня 1957 года № 225 завод передан в ведение ЛСНХ с подчинением Управлению тяжелого машиностроения с сохранение того же названия. Выпускаются горно-обогатительные машины более совершенных конструкций, грохоты, магнитные сепараторы, флотомашины, шахтные вентиляторы, насосы песковые, электромагнитные сепараторы (для потребности алмазной промышленности в Якутии), дробилки, мельницы, лебедки и др. Изготавливается лабораторное оборудование, предназначенное для целей промышленного анализа и для геологопоисковых партий. Товары народного потребления: гантели одиннадцати размеров.
В 1959 году постановлением Ленсовнархоза от 06 октября 1959 года № 450 Завод им. Котлякова объединен с Заводом «Красный Металлист»
Объединенному заводу присвоено наименование: «Ордена Трудового Красного Знамени завод имени И.Е. Котлякова» УТМ ЛСНХ. Основная продукция объединенного завода: нормализованные и специальные редукторы (более ста типоразмеров), унифицированные ряды тоннельных и поэтажных эскалаторов, горнообогатительное, дробильно-размольное и лабораторное оборудование для цветной металлургии (свыше 50 наименований), запасные части, товары народного потребления (детские велосипеды, молотки хозяйственные, гантели).
В1962 году оборудование для пассажирских канатных дорог, основная продукция та же.
В 1964 году сценическое оборудование и основная продукция та же, гантели сняты с производства.
В 1965 году продукция та же и оборудование для поточных линий Тихвинского завода литья и металлоконструкций, редукторы Ц2-цилиндрические, двухступенчатые, горизонтальные, крановые.
В 1965 году согласно постановлению СМ СССР от 26 ноября 1965 года № 1008 и по приказу Министра МТиТМ от 20 декабря 1965 года № 20 о передаче предприятий в ведение Министерства тяжелого энергетического и транспортного машиностроения, завод вошел в подчинение Главного Управления подъемно-транспортного машиностроения (ГУПТМАН), под тем же названием, продукция та же.
В 1967 году в соответствии с распоряжением нач. ГУПТМАШа тов. Тишина письмом № 19-120/375 от 14 февраля 1966 года производство поэтажных эскалаторов с 1967 года передается Кадиевскому машиностроительному заводу (г. Стаханов, УССР).
В 1969 году в соответствии с приказом Минтяжэнерготрансмаша от 31 марта 1969 года № 129 передано с СКБЭ с 01.07.1969 г. в подчинение Завода им. И.Е. Котлякова на правах хозрасчетной организации, состоящей на самостоятельном балансе.
В 1975 году по приказу Министра тяжелого и транспортного машиностроения от 12 августа 1975 года № 40 завод имени И.Е. Котлякова и СКБЭ вошли в состав предприятий и организаций, переданных в ведение МТ и ТМ.
В 1976 году по приказу МТ и ТМ от 14.09.1976 г. № 235, в связи с реорганизацией ГУПТМАШа, СКБЭ и Завод И.Е. Котлякова вошли в состав Всесоюзного промышленного объединения (ВПО) «Союзподъемтрансмаш».
В 1977 году по приказам МТ и ТМ от 15.04.1977 г. № 120 и от 23.05.1977 г. № 173 создано Ленинградское производственное объединение «Эскалатор», в состав которого включены следующие производственные единицы:
Машиностроительный завод им. И.Е. Котлякова – головной завод;
Специализированное конструкторское бюро эскалаторостроения (СКБЭ) г. Ленинграда.
СКБЭ вошло в состав ЛПО «Эскалатор» как производственная единица с потерей своей самостоятельности.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 16.06.1977 г. № 336 Ленинградскому производственному объединению «Эскалатор» Министерства тяжелого и транспортного машиностроения присвоено имя И.Е. Котлякова.
В 1979 году по приказу МТ и ТМ от 09.02.1979 г. № 65 СКБЭ выведено как производственная единица ЛПО «Эскалатор» им. И.Е. Котлякова и подчинено этому же объединению на правах самостоятельной организации.
В 1982 году по приказам МТ и ТМ от 14.04.1982 г. № 130 и от 24.11.1982 г. № 384 ЛПО «Эскалатор» им. И.Е. Котлякова расформировано. Завод им. И.Е. Котлякова и СКБЭ вошли в состав Производственного объединения «Ленподъемтрансмаш» имени С.М. Кирова в качестве производственных единиц.
В 1983 году по приказу МТ и ТМ от 08.08.1983 г. № 251 СКБЭ выведено из состава ПО «Ленподъемтрансмаш» имени С.М. Кирова как производственная единица с подчинением этому же объединению на правах самостоятельной организации.
В 1986 году по приказу МТ и ТМ от 13.01.1986 г. № 1 ПО «Ленподъемтрансмаш» имени С.М. Кирова вошло в состав Главного управления по производству подъемно-транспортного оборудования «Главподъемтранмаш» в связи с преобразованием ВПО «Союзподъмтрансмаша».
В ПО «Ленподъемтрансмаш» им. С.М. Кирова входили:
Завод ПТО им. С.М. Кирова – головной завод;
Лодейнопольский филиал завода ПТО;
Машиностроительный завод им. И.Е. Котлякова;
Специализированное конструкторское бюро эскалаторостроения (СКБЭ).
Аннотация: Документы по личному составу
Вспомогательный НСА: География:
В.О., 17 линия, д. 54.
Тематика:
производство подъемно-транспортного оборудования;
производство эскалаторов;
производство редукторов.
Персоналии:
Завод горно-обогатительного оборудования имени Котлякова;
Ленинградский машиностроительный завод имени Котлякова;
(Ленинградский машзавод им Котлякова);
Ордена Трудового Красного Знамени Ленинградский машиностроительный завод имени Котлякова;
Машиностроительный завод имени Котлякова Ленинградского производственного объединения Эскалатор имени Котлякова;
(Машиностроительный завод им Котлякова ЛПО Эскалатор им Котлякова; Машзавод им Котлякова ЛПО Эскалатор им Котлякова);
Машиностроительный завод имени Котлякова Производственного объединения Ленподъёмтрансмаш имени С.М. Кирова;
(Машиностроительный завод им Котлякова ПО Ленподъёмтрансмаш им Кирова; Машзавод им Котлякова ПО Ленподъёмтрансмаш);
Машиностроительный завод имени Котлякова Производственного объединения Эскалатор;
(Машиностроительный завод им Котлякова ПО Эскалатор; Машзавод им Котлякова ПО Эскалатор);
Машиностроительный завод имени Котлякова Арендного предприятия Производственное объединение Эскалатор;
(Машиностроительный завод им Котлякова АП ПО Эскалатор; Машзавод им Котлякова АП ПО Эскалатор);
Акционерное общество закрытого типа Эскалатор;
АОЗТ Эскалатор.
С 1990 года на базе ПО Эскалатор образовались и осуществляли производственную деятельность следующие небольшие предприятия:
МГП Темп (октябрь 1990 г. – июль 1992 г.);
ГП Феникс (апрель 1991 г. – апрель 1994 г.);
ГП Инэс (январь 1992 г. – февраль 1994г.);
ГП Редэс (январь 1992 г. – август 1994 г.);
Малое государственное ремонтно-механическое предприятие (январь 1992 г., сведений о дате ликвидации не имеется);
ГП ТЭК (январь 1992 – январь1994 г);
ГП Эстор (март 1992 г., сведений о дате ликвидации не имеется);
Специализированное управление по шеф-монтажным работам и технологическому обслуживанию эскалаторов (СШМУ) – сведений о периоде деятельности не имеется;
ГП Эска (сведений о дате образования не имеется – по февраль 1993 г.);
ТОО Эскалада (март 1992 г., сведений о дате ликвидации не имеется);
ГП Ренэск (сведений о дате образования не имеется, по февраль 1994 г.);
СП Элэс (сведений о периоде деятельности не имеется).
Также в документах по личному составу встречаются документы:
ТОО Д`АЛВИ (ТОО ДАЛВИ);
ООО Энергэс;
АОЗТ Терм;
ТОО Эскомстроймонтаж;
ГП (ЗАО) ИНЭС.
ЭСТАМП;
Ясли-сад № 17 (я/с 17);
Ясли-сад № 60 (я/с 60);
Детский сад № 2 (д/с 2);
Детский сад № 17 (д/с 17);
Детский сад № 60 (д/с 60);
Пионерский лагерь;
Управление капитального строительства (УКС).
Трудовые книжки оп. 6.
Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgals/R-48

Наверх