ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (1919-1920, 1933-1943, 1949-1956), ЛЕНИНГРАД
Дел: 215
|
||
Дел: 360
|
||
Дел: 351
|
||
Политотдел при Управлении Николаевской (с 1923 г. - Октябрьской) железной дороги был образован 1 июня 1919 г. для организации и проведения политической работы на дороге в целях ликвидации разрухи и восстановления железнодорожного транспорта и являлся органом (отделением) Центрального политотдела НКПС. В его структуру входили: информационно-инструкторский, учетно-распределительный и агитационно-просветительный подотделы, рай-политотделы по линии, канцелярия и финансовая часть. Функции деятельности политотдела, определенные Положением НКПС о политотделе при Управлении железной дороги, включали в себя: организацию политической работы на дороге, мобилизацию, учет и распределение всех политических работников, действующих на дороге, руководство и контроль за их деятельностью, проведение культурно-воспитательной работы на дороге, руководство изданием печатных органов и снабжение дороги литературой. В 1919-1920 гг. политотдел руководил 10 районными (участковыми) политотделами дороги: Петроградского, Маловишерского, Бологовского, Твер-ского, Московского, Осташковского, Великолукского и Финляндского районов, Александровского паровозоремонтного завода и Верхневолжского района водного транспорта. С октября 1920 г. ввиду выполнения задач, поставленных при организации политотделов на железнодорожном транспорте, началась постепенная ликвидация политотдела дороги и передача его функций Дор-профсожу Николаевской железной дороги. 26 декабря 1920 г. циркуляром ЦК РКП(б) и НКПС политотделы на железнодорожном транспорте были ликвидированы.
Политотдел Октябрьской железной дороги был вновь образован в июле-сентябре 1933 г. на основании постановления ЦК ВКП(б) от 10 июля 1933 г. «О политотделах на железнодорожном транспорте» и ликвидирован в июле 1943 г. на основании решения ЦК ВКП(б) о ликвидации политотделов на железнодорожном транспорте. В июне-июле 1942 г. произошло объединение Октябрьской и Ленинградской железных дорог (на базе Октябрьской железной дороги). В указанный период политотдел дороги осуществлял руководство Ленинград-Балтийским, Бологовским, Ленинград-Варшавским, Ленинград-Витебским, Выборгским, Дновским, Ленинград-Московским, Московским, Ленинград-Узловым, Новгородским, Ленинград-Финляндским и Хвойнинским отделениями, а также партийными комитетами Пролетарского паровозоремонтного и Октябрьского вагоноремонтного заводов, Ленинградского института инженеров железно-дорожного транспорта.
Вновь политотдел Октябрьской железной дороги был создан в январе 1949 г. на основании постановления СМ СССР от 29 сентября 1948 г. № 4047 и упразднен на основании постановления СМ СССР от 21 марта 1956 г. № 387 «Об упразднении политорганов на железнодорожном транспорте». В июне 1953 г. произошло второе объединение Октябрьской и Ленинградской железных дорог. В этот период начальник политотдела одновременно являлся заместителем начальника дороги по политчасти. В структуру политотдела дороги входили: начальники секторов политотдела дороги, начальники политотделов отделений дороги и их заместители, помощники начальников по комсомольской работе, инструкторы, заведующие партийными библиотеками, руководители лекторской группы, а также заместители по политической части начальников дистанций пути, путевых машинных станций и путевых дорожных машинных станций.
Документы за 1933-1935 гг. не сохранились.