Предисловие
Центральный государственный архив Санкт-Петербурга как самостоятельное учреждение образован постановлением президиума Ленсовета от 21 августа 1936 г. под названием Архив Октябрьской революции (АОР).1 Однако формирование его как хранилища документов советской эпохи началось гораздо раньше - в середине 1920-х гг.
9 декабря 1922 г. президиум Петроградского губисполкома постановил образовать губернское архивное бюро, которое должно было действовать на основании Положения о местных архивных органах, утверждённого ВЦИКом 20 ноября 1922 г.2 Окончательное формирование губархивбюро относится к январю 1923 г., когда его аппарат был выделен из состава Петроградского отделения Центрархива РСФСР, утверждено штатное расписание, предоставлено помещение (здание бывшего архива полиции по набережной Грибоедова, 103), назначен управляющий. 31 января 1923 г. состоялось первое заседание Петрогубархивбюро.3 Основными его задачами в тот период являлись: размежевание с Петроградским отделением Центрархива, приём в свои хранилища документов учреждений местного значения, учёт и регистрация архивов наиболее крупных организаций, борьба с нелегальным уничтожением документов.
5 марта 1924 г. на объединённом заседании по архивному делу представителей Ленгубисполкома, Ленинградского отделения Центрархива РСФСР, Ленгубархивбюро было решено, что бюро заведует всеми архивохранилищами и архивными материалами губернского масштаба дореволюционного и послереволюционного времени, а также руководит постановкой архивного дела и текущего делопроизводства в Ленинграде и губернии. Устанавливалось двойное подчинение бюро - Центрархиву и организационному отделу президиума Ленгубисполкома (в административно-хозяйственном отношении).4 Тогда же была определена структура бюро, которое делилось на 9 секций, а те в свою очередь подразделялись на хранилища фондов ликвидированных и хранилища фондов действующих организаций.
Физическое перемещение документов в помещения хранилищ, предоставленных городскими властями, осуществлялось быстрыми темпами. В феврале 1923 г. бюро располагало 9 фондами (в основном это были документы, брошенные в здании по набережной Грибоедова, 103), в конце года уже 28, а в течение 1924 г. поступило еще 72 фонда. Большой ущерб архивам нанесло катастрофическое наводнение 23 сентября 1924 г., когда было утрачено 75 фондов, состоящих на учёте, особенно пострадали архивы заводов.
22 апреля 1925 г. Центрархив РСФСР направил всем местным архивным органам циркуляр, согласно которому Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ) должен был быть "распределен на 2 части по историческим периодам, заключающихся в них фондов".5 Фонды за дореволюционный период объединялись в исторический архив, документы с февраля 1917 г. - в архив Октябрьской революции (АОР). Устанавливались 4 секции: политики и права, народного хозяйства, культуры и быта, армии и флота; при этом документы секции политики и права следовало хранить изолированно, её заведующий подчинялся непосредственно руководителю губархивбюро или его заместителю, доступ к некоторым материалам секции ограничивался. Уже к октябрю 1925 г. в Ленинграде были организованы два архива -исторический и Октябрьской революции,6 которые не имели собственного управления, бюджета и являлись структурными подразделениями губархивбюро.
Летом 1925 г. был окончательно решен вопрос о разделении полномочий между Ленинградским отделением Центрархива и губархивбюро. 11 июня коллегия Центрархива постановила, что в ведение бюро переходят архивы организаций и предприятий губернского значения послереволюционного периода, а также союзного и республиканского, за исключением особо важных в историко-революционном и научном отношениях (последние оставались в непосредственном ведении Центрархива)7. Тем самым была создана основа для изъятия из петроградских архивов ряда фондов, например, Петроградского военно-революционного комитета, переданного в будущий ЦГАОР СССР.
В 1925/26 г. архивисты получили дополнительные здания, к концу года в их распоряжении были 6 хранилищ и 2 подсобных помещения. За АОР закрепили 3 здания: бывшего Военно-окружного архива (Инженерная ул., 10), где разместились материалы секции культуры и быта, бывшего Дворцового архива (ул. Войнова, 34) - секция политики и права, бывшего архива МВД (Инструментальная ул., 4) - секция народного хозяйства.
В 1927 г. на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа была ликвидирована Ленинградская губерния и образована одноименная область, соответственно губархивбюро стало называться Ленинградским областным архивным бюро (ЛОАБ).
Реорганизация административно-территориального деления сопровождалась массовой ликвидацией учреждений и организаций, документы которых поступали в архивы, прежде всего в АОР. О динамике процесса свидетельствуют следующие цифры: в 1925 г. в архивохранилищах было 1096 фондов, в 1926 г. - 1547, 1927 г. - 2268, 1928 г. - 2634, 1929 г. - 2779 (из них 2061 за послереволюционный период). Только за 1928/29 г. на государственное хранение сдали документы 475 организаций. Хранилища оказались переполненными. 6 февраля 1928 г. архивисты решили "по возможности воздержаться от приема документов после 1922 г. и принимать материалы только ликвидированных учреждений".8 Это решение во многом обусловило главную особенность современного состава архива - неравномерность степени сохранности и полноты документов различных периодов. Учреждения "губернского" периода, успевшие сдать свои материалы на государственное хранение в конце 1920-начале 1930-х гг., как правило, представлены обширными и насыщенными фондами. А фонды многих крупных предприятий и учебных заведений, оставшиеся на ведомственном хранении, сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Указанное решение определило, в известной степени, и случайный характер комплектования АОР, так как ликвидировались и передавали в архив свои документы многочисленные мелкие организации.
В конце 1920-х гг. структура ЛОАБ изменилась. Согласно циркуляра Центрархива от 3 мая 1928 г. в Ленинграде был создан Секретный архив, куда вошли материалы политсекции и секретные документы других секций.9 В течение 1930-х гг. Секретный архив активно комплектовался материалами спецчастей (первых отделов) промышленных предприятий, учебных заведений, в том числе и тех, которые не сдавали несекретные документы на государственное хранение. Поэтому при массовом рассекречивании 1989-1997 гг., проводимом преемниками Секретного архива, оказалось, что довольно много фондообразователей представлены только материалами спецчастей.
В 1929 г. образовался самостоятельный партийный архив, и документы партийных организаций (частично они хранились в составе политсекции АОР) надолго были исключены из состава ГАФ. Партийному архиву передали здание ЛОАБ, которое переехало в помещение на Инженерной ул., 10. В 1930 г. был решен вопрос о материалах ленинградских профсоюзов -около 65 тонн их поступили в хранилища АОР.10
В связи с тем, что Ленинград в декабре 1931 г. стал самостоятельным хозяйственно -административным центром республиканского подчинения, весной 1932 г. было определено правовое положение Ленинградского областного архивного управления (ЛОАУ), бывшего бюро, как отдела Леноблисполкома и Ленсовета, руководившего постановкой архивного дела и в городе, и в области.
В середине 1930-х гг. архивная система Ленинграда вновь была реорганизована. В августе 1936 г. президиум Ленсовета и Леноблисполком постановили образовать "оперативносамостоятельные" архивы: Октябрьской революции, исторический, военный и фотоархив. Управляющим ЛОАУ по совместительству стал уполномоченный ЦАУ СССР по Ленинграду и области А.К. Дрезен, что привело к переезду аппарата ЛОАУ в здание будущего РГИА (наб. Красного Флота, 4), где оно оставалось до 1997 г.
Приказом по ЛОАУ от 2 сентября 1936 г. была установлена структура АОР11 , которая в основном сохранилась до середины 1960-х гг. В АОР создавались отделы: 1. советского строительства; 2. народного хозяйства; 3. коммунального хозяйства, культуры и быта; 4. профсоюзов; 5. секретный (на базе ликвидированного Секретного архива).
Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1938 г. архивы страны перешли в ведение НКВД. Реальная передача ленинградских архивов в состав Управления НКВД по Ленинградской области осуществилась в марте 1939 г. Приказом УНКВД ЛО от 5 мая 1939 г. ЛОАУ было реорганизовано в Архивный отдел.12
Переход архивов в систему НКВД существенно сказался на их деятельности. В частности, основным направлением использования становится выявление документов, представляющих "оперативно-чекистский" интерес. В ходе этой работы, продолжавшейся почти двадцать лет, архивы создали обширный научно-справочный аппарат - картотеки, списки, обзоры. До настоящего времени ЦГА Санкт-Петербурга (б. АОР) активно использует в повседневной работе картотеки на лиц, лишенных избирательных прав, оптантов, граждан, оказавшихся на оккупированной территории. Кроме того, после передачи архивов в НКВД развернулась работа по засекречиванию документов: в АОР из научного использования было изъято 84 фонда (свыше 100 тыс. дел), в том числе фонд Петросовета.
29 марта 1941 г. СНК СССР утвердил "Положение о ГАФ СССР и сети государственных архивов СССР", согласно которому АОР стал называться Государственным архивом Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области (ГАОРСС ЛО); самостоятельные ленинградские архивы - военный (хранил документы воинских частей и военных учреждений Ленинградского военного округа, начиная с 1918 г.) и фотоархив подлежали ликвидации и передаче ГАОРСС ЛО на правах отделов13 (фотодокументов и военных учреждений); эта реорганизация проводилась уже в условиях военного времени.
Накануне Великой Отечественной войны ГАОРСС ЛО был крупнейшим архивом города и области, в нем хранилось 7551 фонд, 3277791 дело.14
В июле 1941 г. началась эвакуация ленинградских архивов. АОР отправил в г. Чкалов (Оренбург) весь научно-справочный аппарат, 587 фондов (около 220 тыс. дел) и 40 тыс. фотодокументов. При реэвакуации в 1945 г. обнаружилось, что часть документов во время перевозок затерялась, всего было утрачено около 10 тыс. дел.15
ГАОРСС ЛО - один из двух архивов Ленинграда, который продолжал комплектоваться в период войны, на государственное хранение были приняты документы Управления оборонного строительства, рабочих батальонов, госпиталей (без историй болезни), отдельных мелких военных организаций (склады, банно-прачечные отряды), всего около 300 фондов, которые впоследствии были переданы в ведомственные архивы, в частности, в Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО). В 1942-1945 гг. Архивный отдел УНКВД ЛО проводил значительную работу по сбору документов, свидетельствовавших о преступлениях фашистских захватчиков, а также трофейных материалов, в 1949 г. они были переданы в ГАОРСС ЛО.
После войны прием документов по-прежнему ограничивался отсутствием свободных площадей и проводился только "в порядке исключения".16 С целью разгрузки архива непрофильные документы передаются: в ЦАМО (материалы военных организаций за 19411945гг.), ЦГАСА СССР (фонды бывшего военного архива периода гражданской войны и 1920-ых гг.); Мурманский, Новгородский, Псковский областные архивы (фонды органов власти, предприятий, учреждений, действовавших на их территории).
Структура ГАОРСС ЛО несколько изменилась: образованы учетный и научнопубликаторский отделы, статус отдела научно-справочной литературы получила библиотека.
В 1957 г. коренным образом меняется порядок комплектования архивов СССР; отныне в государственные хранилища поступают документы только постоянного срока хранения (главным образом управленческая, планово-отчетная документация) от определенного круга организаций (так называемый список № 1 составлялся каждым архивом). Материалы по личному составу должны были храниться ведомствами в течение 75 лет.
Внедрение новых правил комплектования по времени совпали с предоставлением ГАОРСС ЛО части Новодевичьего Воскресенского монастыря, переоборудование которого завершилось в 1958 г. Архив разработал специальный план-список 802 ведомств, которые должны были сдать свои материалы на госхранение; за восемь лет было принято около 600 тыс. дел. Одновременно архив продолжал работу по освобождению хранилищ для комплектования: на предприятия передавались документы по личному составу; в архив г. Выборга в 1960-1961 гг. были переданы фонды кооперативных, снабженческих, торговых организаций, а также документы суда, прокуратуры, органов юстиции Петрограда - Ленинграда.
Активное комплектование проводилось одновременно с огромной справочной работой, вызванной новым законом о пенсиях (1956 г.), в ходе которой архивом были созданы многочисленные картотеки по личному составу, используемые до настоящего времени. Кроме того, в конце 1950-х гг. развернулась широкая публикаторская деятельность архива (см. библиографию), в 1962 г. вышел в свет первый и единственный путеводитель по фондам ГАОРСС ЛО.
В связи с изъятием архивов из состава НКВД в декабре 1961 г. АО УВД Леноблгорисполкомов был упразднен и образован Архивный отдел Ленгорисполкома, в ведение которого перешел ГАОРСС ЛО.
В 1962-1965 гг. изменилась структура архива, которая была окончательно закреплена приказом Архивного отдела от 20 апреля 1965 г. и в основном сохраняется до настоящего времени. Были созданы функциональные отделы: ведомственных архивов, комплектования и экспертизы, хранения, научно-справочного аппарата, публикации и использования, кроме того, сохранены отделы фотокинофонодокументов и лаборатория микрофильмирования и реставрации.
Решением Ленгорисполкома от 6 января 1964 г. ГАОРСС ЛО был переименован в Ленинградский государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинграда (ЛГАОРСС), а архив в г. Выборге стал его филиалом.18
ЛГАОРСС оставался крупнейшим архивом города, поэтому для улучшения обеспечения сохранности и использования различных документальных комплексов с середины 1960-х гг. началось его разукрупнение. Создаются самостоятельные специализированные архивы: в 1966 г. Ленинградский государственный архив кинофотофонодокументов - ЛГАКФФД (на базе одноименного отдела); в 1969 г. - Ленинградский областной государственный архив в г. Выборге
- ЛОГАВ (для концентрации документов областных организаций, у него также остались часть фондов ЛГАОРСС) и Ленинградский государственный архив литературы и искусства - ЛГАЛИ (ему передали фонды организаций культуры и искусства, обкома профсоюза работников искусств); в 1972 г. - Ленинградский государственный архив научно-технической документации
- ЛГАНТД (переданы документы научно-исследовательских и проектных институтов, научнотехнических обществ, части фондов ряда учебных заведений с научно-исследовательскими работами и диссертациями).
Изменилась и подчиненность ЛГАОРСС: в 1969 г. областной и городской архивные отделы объединились, образовалось единое Архивное управление Леноблгорисполкомов.
В 1970-е - 1980-е гг. неоднократно пересматривался список источников комплектования архива, в частности, была сделана попытка расширить его за счет мелких организаций -районных отделов здравоохранения, народного образования, учебных заведений (техникумов, училищ, школ) и т.п. Небольшие по объему, как правило, слабо сохранившиеся фонды поступили в архив, тем самым увеличив дискретность его материалов.
В 1971-1975 гг. вошли в строй два новых специально оборудованных здания на ул. Варфоломеевской, д.15 и 15а, куда перевезли основную часть фондов ЛГАОРСС. Однако на ул. Шпалерной (Воинова) за архивом сохранились помещения, где сосредоточены документы учебных заведений.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 21 октября 1974 г. ЛГАОРСС был преобразован в Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинграда (ЦГАОР Ленинграда) и отнесен к центральным государственным архивам РСФСР.19
С конца 1980-х гг. архив приступил к массовому рассекречиванию своих документов, были сняты все грифы "ограниченного доступа", установленные фондообразователями, создана междуведомственная комиссия для изучения материалов спецхрана. За десять лет (до 1997 г.) на общее хранение были переданы документы 773 фондов (свыше 100 тыс. дел), в том числе документы секретных отделов областного, городского, районных исполкомов, комиссий по лишению избирательных прав, Петроградской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, Чрезвычайного собрания уполномоченных фабрик и заводов и др. Значительная часть рассекреченных документов относится к личному составу. Работа по рассекречиванию, хотя и в меньших масштабах, продолжается.
Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 16 декабря 1991 г. ЦГАОР Ленинграда переименован в Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА Санкт-Петербурга). Он по-прежнему остается одним из крупнейших архивов города; по состоянию на 1 января 1998 г. в ЦГА Санкт-Петербурга хранится 4284 фондов, 2823918 ед.хр.20 В списке источников комплектования ЦГА Санкт-Петербурга числится 597 организаций, в том числе местные органы власти, правительство города и области, основные городские ведомства (комитеты и управления), крупные государственные предприятия, банки и акционерные общества (с последними архив заключает договоры) и др. Архив контролирует и организует делопроизводство всех учреждений, состоящих у него на учёте. Он также является общегородским центром справочной работы с населением, так как располагает обширной информацией о местонахождении документов по личному составу.
В последнее время активизировалась публикаторская деятельность. Почти ежегодно издаются справочники и сборники, в том числе "Ленинград в осаде", "Санкт-Петербургский государственный аграрный университет", "Справочник по истории православных монастырей и соборов Санкт-Петербурга. 1917-1945 гг." и др.
Документы архива представляют интерес для изучения различных проблем и этапов Российской истории, пользуются большой популярностью среди исследователей, что отражено в библиографии монографий, подготовленных на основе архивных документов. Ценность материалов архива определяется значением Петрограда - Ленинграда - Санкт-Петербурга в жизни страны.
Основная масса документов архива относится к 1917-2000 гг. Документы (копии и подлинники) за более ранний период отложились в фондах профсоюзных организаций, где собраны материалы комиссий по истории профсоюзов (истпрофов), а также в коллекциях по истории фабрик и заводов, по истории Ленинградского Совета, общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. В них отражены вопросы промышленного развития российской столицы, формирования рабочего класса, его участия в революционном движении Х1Х - начала ХХ веков, показано, как создавалась и развивалась советская форма власти. Сохранились воспоминания, копии архивных документов о деятельности народовольческих кружков, первых рабочих организаций, об организации стачек, забастовок, локаутах, о жаловании, условиях быта рабочих различных специальностей, протоколы судебного процесса над членами Петербургского совета 1905 г., а также личные дела политических узников царских тюрем и ссылок, анкеты членов Петербургского совета.
Основные этапы развития Петрограда - Ленинграда в советское время отражены в фондах местных органов власти - губернского (областного), городского, районных, уездных, волостных Советов. В этих фондах помимо протоколов, решений, распоряжений, определяющих практически все стороны жизни города и области, имеются многочисленные отчеты, справки, планы, переписка и другие документы, содержащие сведения о политическом, экономическом, социальном, культурном развитии региона, характеризующие механизм принятия властных решений, отношение к ним населения, а также их результативность. Там же имеются сведения о топографии и топонимике города: об изменении границ районов и населенных пунктов, отводе земельных участков, передаче строений, отдельных помещений предприятиям и учреждениям, предоставлении квартир горожанам, переименовании улиц, проспектов и других объектов городской среды.
Материалы Петросовета за 1917 г. освещают события Февральской и Октябрьской революций не только в Петрограде, но и в других районах страны, откуда в северную столицу присылались многочисленные резолюции, обращения, письма различных организаций, отдельных граждан об отношении к происходящим событиям.
Документы органов Союза коммун Северной области дают представление о процессах 1918 - начала 1919 гг., происходивших в политической жизни и экономике всего Северо-Запада России, об установлении советской власти, организации комитетов бедноты, решении земельного вопроса, о состоянии, национализации и реорганизации местной промышленности, финансов.
Фонды Центральной и районных комендатур революционной охраны, комитетов обороны, военных секций, военкоматов содержат документы о событиях Гражданской войны, организации и снабжении красноармейских частей, о привлечении населения к трудовой повинности, борьбе с дезертирством. В фондах Петроградской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, комиссариата внутренних дел, революционных трибуналов, милиции, административных органов, имеются сведения об установления новых форм власти, о зарождении жесткого контроля над обществом и личностью. Обширные данные о составе граждан, исключенных из политической жизни страны, содержатся в фондах комиссий по лишению избирательных прав. В фондах административных органов сохранились уникальные "дела по контролю" за деятельностью общественных организаций, союзов, религиозных общин различных конфессий.
История ленинградской промышленности, вопросы восстановления её после Гражданской и Великой Отечественной войн, поиска оптимальных форм управления, создания и развития новых производств, складывания военно-промышленного комплекса отражены в фондах совнархозов, Севзаппромбюро, трестов, плановых комиссий, статистических и финансовых учреждений, многочисленных предприятий города и области. Развитие железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, средств связи, в том числе телевидения, освещено в документах соответствующих управлений и организаций.
С проблемами коллективизации знакомят документы обществ смычки города с деревней и шефства над деревней. Сведения о репрессиях, высылке зажиточных крестьян имеются в фондах губернского и областного Советов.
Информация о жилищном строительстве, городском благоустройстве, строительстве очистных и защитных сооружений, охране памятников содержится в фондах строительных организаций, учреждений коммунального хозяйства. Акты ввода в эксплуатацию жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, промышленных объектов сохранились в фондах строительных управлений и трестов.
Сведения о демографическом развитии города, о бюджетах различных категорий горожан отложились в фондах органов статистики. Быт горожан, вопросы развития новых отношений к труду, вовлечение в производство женщин, охрана труда рабочих и служащих, в том числе подростков, отражены в фондах профсоюзных организаций, отделов труда.
В архиве хранятся документы всех высших учебных заведений, многих техникумов, местных органов народного образования и здравоохранения.
Период Великой Отечественной войны и блокады отражен в документах штабов МПВО, комиссий: по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, эвакуационной, по трудовой повинности. На общее хранение переданы трофейные немецкие документы сельскохозяйственной части группы "Норд", отдельных организаций оккупационных властей.
Документы личного происхождения представлены фондами участника революционного движения Д.А. Трилиссера, ветерана Гражданской войны П.А. Смирнова, историков В.Г. Брюнина, Г.В. Ефимова, Н.А. Корнатовского, врачей Г.А. Ивашенцева, В.В. Смирнова и др.
Информация о составе и содержании архивных фондов опубликована в ряде справочных изданий (см. библиографию).
Архив имеет следующий научно-справочный аппарат: описи, систематический, по истории учреждений, географический и именной каталоги, указатели, справочные картотеки по личному составу. Каталоги и картотеки находятся в служебных помещениях, доступ к ним осуществляется с помощью консультантов. В архиве созданы базы данных: "Архивный фонд", "Рекомендательная картотека" (о местонахождении документов по личному составу), доступ к ним также осуществляется с помощью консультантов.
ЦГА Санкт-Петербурга располагает оборудованным читальным залом, который находится по адресу: 193171, СПб., ул. Варфоломеевская, д.15а, комн. 6; т. 560-15-46, и работает по расписанию: понедельник, среда с 930 до 1700; в июле-августе читальный зал закрыт. В архиве возможно изготовление копий с документов.
Данный путеводитель является самым полным справочником о составе и содержании всех фондов ЦГА Санкт-Петербурга по состоянию на 1 января 2001 г., находящихся на открытом хранении. Он состоит из предисловия, списка сокращений, основной части, списка неаннотируемых фондов, приложений, справки о научно-справочной библиотеке, указателей, библиографии. Справочник подготовлен на основе сведений, накопленных в базе данных "Архивный фонд".
Основная часть состоит из 9 разделов. В первом разделе дается характеристика небольшой группы фондов организаций периода Временного правительства, деятельность которых прекратилась или коренным образом изменилась после Октябрьской революции. Среди них органы местного управления (городская, районные, уездные, волостные управы), которые после II съезда Советов в октябре 1917 г. фактически превратились в чисто хозяйственные организации, занимавшиеся вопросами коммунального хозяйства, хотя официальная их ликвидация произошла в 1918 г.
Второй-девятый разделы охватывают в основном фонды советского периода, а также документы учреждений и организаций, созданных в 1991-2000 гг. Во втором разделе дается описание фондов местных органов власти всех уровней. В отдельный подраздел выделены фонды чрезвычайных органов власти - советов и комитетов обороны, военно-революционных комитетов, размещенных согласно их значимости и датам образования. В связи со сложным и часто меняющимся административно-территориальным делением города и области фонды сгруппированы по схеме: местные органы власти губернии и Северной области, города и Ленинградской области, районов и городов областного подчинения, населенных пунктов, находящихся в административном подчинении горсовета. В группах однородных фондов (уездных, волостных, районных, поселковых Советов) их название приводится в алфавитном порядке.
Наиболее крупный третий раздел путеводителя объединяет фонды органов управления, учреждений и предприятий экономики, систематизация которых осуществлена по отраслевому принципу и в основном соответствует схеме, использованной Российским государственным архивом экономики. В начале раздела даны характеристики фондов общих органов управления промышленностью. В каждом из подразделов, соответствующих определенной отрасли экономики, выделены отраслевые органы управления, а затем размещены фонды предприятий и учреждений с учетом их значимости, подчиненности и даты организации.
В четвертом разделе дано описание фондов организаций, относящихся к социально -культурной сфере деятельности, а именно: органов управления и учреждений труда, трудовых ресурсов, социального обеспечения, здравоохранения, санаторно-курортного дела, физкультуры, спорта, туризма, начального, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, науки, культуры и искусства. В пятом разделе представлены фонды военных учреждений и воинских формирований, органов охраны общественного порядка, административного управления, контроля, национально-государственного строительства. В шестой раздел включены несколько фондов суда, прокуратуры и арбитража. Седьмой раздел объединил многочисленные фонда общественных организаций: профсоюзов, общественнополитических, технических, научных, медицинских, культурно-просветительных обществ и обществ взаимопомощи и социальной защиты. При этом систематизация учреждений среднего и высшего образования, а также общественных организаций осуществлены по схеме отраслей промышленности. Систематизация внутри разделов и подразделов осуществлялась с учетом функций фондообразователей, их значимости, соподчиненности и хронологии. Также систематизированы фонды девятого раздела, где дано описание коллекций архива.
В восьмой раздел включены личные фонды, систематизированные в алфавитном порядке.
При составлении характеристик фондов использовалось как индивидуальное, так и групповое аннотирование. Групповые характеристики составлялись на группы учреждений и организаций, имеющих однородные функции, состав документов, общую подведомственность.
Описательная статья индивидуальной характеристики состоит из полного и официально принятого сокращения наименования фондообразователей, с указанием хронологических рамок существования, справочных данных, исторической справки и аннотации. Наименование фондов приводится по последнему названию организаций в пределах периода переданных на госхранение документов. Исключением является группа фондов гор. Гатчины. Как известно, в 1923 г. гор. Гатчина стал называться г. Троцк в честь Л.Д. Троцкого, а в 1929 г. переименован в г. Красногвардейск. Большинство фондов организаций и учреждений гор. Гатчины, хранящихся в архиве, относятся к периоду до 1929 г., однако долгое время упоминание имени главного "врага народа" было немыслимо, и во всех учётных документах архива значатся "гатчинские" (а не "троцкие") фонды, и поэтому с целью избежать путаницы составители сохранили наименование гор. Гатчина. Если даты создания и ликвидации фондообразователя установлены ориентировочно, то они берутся в квадратные скобки. В справочных данных указываются: номер фонда, количество единиц хранения, их хронологические рамки, сведения о составе научно-справочного аппарата.
Исторические справки составлялись как на отдельные фонды, так и на группы фондов (однородных по функциям, подчиненности и т.п.). В случае если общая справка составлялась на группу свыше десяти фондов, она помещалась сразу после справочных данных. В конце исторической справки оговаривались случаи несовпадения хронологических рамок документов с датами существования организации. Оговаривались также случаи, когда в фондах отложились документы учреждений, не имеющих отношения к деятельности фондообразователя. Приказы, циркуляры, инструкции вышестоящих организаций, относящихся к деятельности фондообразователя, описывались только, если они представлены большим количеством дел. При описании объединённых фондов, созданных по принципу однородного целевого назначения, территориального местонахождения, перед исторической справкой указывалась дата объединения.
В аннотации включались в первую очередь те сведения, которые характеризуют основные функции и направления деятельности фондообразователей; информация о документах группировалась по номинальному, производственно-отраслевому и тематическим признакам. Как правило, аннотации составлялись по следующей схеме: документы, регламентирующие деятельность фондообразователя (уставы, положения, регистрационные карточки), приказы, распоряжения, протоколы (при описании документов органов власти, в основе работы которых лежали коллегиальные решения, протоколы описывались в первую очередь), планы, отчеты (по различным направлениям деятельности), переписка, документы по личному составу. Степень информативности аннотаций зависела от полноты и сохранности документов, главным источником при описании фонда являлись описи дел.
В путеводитель включены следующие приложения: список фондов, поступивших в архив за 1998-2000 гг., справки по истории административно территориального деления особенность и объединения органов власти и управления, списки председателей исполкомов Ленгорсовета и Ленобл(губ)совета.
Составлены следующие указатели: фондов, включенных в путеводитель, именной и наименований организаций, учреждений и предприятий экономики. Последний подготовлен для более быстрого поиска организаций по их наименованиям. Он охватывает в основном третий раздел путеводителя и включает сокращённые наименования фондов, а также данные исторических справок в пределах хронологических рамок хранящихся документов.
В подготовке путеводителя принимали участие сотрудники ЦГА Санкт-Петербурга: Н.И. Деринг, М.Г. Ершова, Т.А. Зернова, Ж.В. Фридман, Н.Ю. Черепенина, Т.Л. Яскеляйнен. Предисловие и приложения написаны Н.Ю. Черепениной, научно-справочный аппарат подготовили М. Г. Ершова, Е.В. Титова, Н.Ю. Черепенина.
Компьютерный набор осуществляли Е.В. Титова и Е.Ю. Яицкая.
Архив благодарит за помощь в работе зам. начальника Архивного управления Т.С. Конюхову, ведущего научного сотрудника ЦГАИПД Санкт-Петербурга доктора исторических наук Н.Б. Лебедеву.
1. | ЦГА СПб. Ф. Р-7384. Оп. 18. Ед.хр. 221. Л.132. Это решение было подтверждено Леноблисполкомом 26 августа 1936 г. (Ф. Р-7179. Оп. 10. Ед.хр. 1128. Л. 15об.). |
2. | Ф. Р-1000. Оп. 63. Ед.хр. 1а. Л. 19об. |
3. | Ф. Р-892. Оп. 1. Ед.хр. 1. Л. 3. |
4. | Там же. Л. 8-11. |
5. | Там же. Ед.хр. 4. Л. 81. |
6. | Там же. Ед.хр. 13. Л. 3. |
7. | Там же. Ед.хр. 23. Л. 102. |
8. | Там же. Ед.хр. 37. Л. 9. |
9. | Ф. Р-892. Оп. 42. Ед.хр. 6. Л. 18-20, 73-74. |
10. | Ф. Р-892. Оп. 1. Ед.хр. 84. Л. 188-190. |
11. | Ф. Р-892. Оп. 40. Ед.хр. 9. Л. 80. |
12. | Ф. Р-892. Оп. 40. Ед.хр. 26. Л. 62. |
13. | Ф. Р-892. Оп. 5. Ед.хр. 4. Л. 8-18. |
14. | Ф. Р-892. Оп. 3. Ед.хр. 10. Л. 38. |
15. | Ф. Р-892. Оп. 11. Ед.хр. 1. Л. 133. Ед.хр. 4. Л. 46. Оп. 65. Ед.хр. 203. Л. 1 |
16. | Ф. Р-924. Оп. 1. Ед.хр. 278. Л. 3. |
17. | Ф. Р-892. Оп. 70. Ед.хр. 71. Л. 21. |
18. | Ф. Р-7384. Оп. 42. Ед.хр. 363. Л. 19. |
19. | Ф. Р-7384. Оп. 47. Ед.хр. 236. Л. 57. |
20. | За время подготовки путеводителя к изданию в составе документов и фондов архива произошли следующие изменения. Выбыло четыре фонда, в том числе в другие архивы - один фонд (Р-3278, 12 дел), поступили на государственное хранение документы 69 новых фондов (см. приложение). Переведено на открытое хранение 13597 дел 74 фондов, в том числе ф. Р-9899 Ленинградское территориальное управление Главного управления государственных материальных резервов при Совете Министров СССР, ранее полностью находившийся на секретным хранении. Всего по состоянию на 1 января 2001 г. в архиве числится 4350 фондов, 2871676 дел. |