ЦГА СПб. Фонд Р-8744

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВСЕРОССИЙСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОЮЗА. ПЕТРОГРАД. 1905–1917.

Результатов 1 - 1 из 1
Описи отсутствуют
Сокращённое название: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛКОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОЮЗА.
Крайние даты документов: 1915–1917
Историческая справка:

Профессиональные организации впервые возникли на железных дорогах России в 1905 г.

В мае 1905 г. в Петербурге организован Центральный комитет союза железнодорожников Николаевской железной дороги, который примкнул к Всероссийскому железнодорожному союзу, созданному 20 -21 апреля 1905 г. В 1907 г. профессиональные организации на железнодорожном транспорте были разгромлены. После февральской буржуазно-демократической революции проф. движение на железных дорогах возрождается. 7 марта 1917 г. на Николаевской желеной дороге создан профсоюз служащих, мастеровых и рабочих, избран дорожный Исполком. 4 - 6 апреля 1917 г. на I делегатском съезде служащих, мастеровых и рабочих Северо-Западных железных дорог был избран Главный дорожный комитет союза. В 1917 г. на Николаевской железной дороге наряду с дорожными комитетами возникли правления цеховых («ленточных») союзов: рабочих, мастеровых и служащих, паровозных бригад (Паровозсоюз), кондукторов, телеграфных служащих (Конторсоюз), работников электрических предприятий (Союз электриков), «Сатерд» (агенты технико-распорядительного движения: начальники станций, дежурные по станции) и др. В марте 1918 г. организовано Петроградское окружное правление железнодорожного союза. В мае 1918 г. организованы Дорожные советы, 29 ноября 1918 г. образовано Временное Петроградское узловое организационное бюро для объединения мелких союзов, которые вошли в состав на правах секций, в начале 1919 г. бюро влилось в Петроградское окружное правление. 1 марта 1919 г. Петроградское окружное правление переименовано в окружное Северо-Западное правление профсоюза рабочих железнодорожного транспорта (Райпрофсож), дорожные советы реорганизованы в дорожные временные организационные бюро по созданию на железных дорогах участковых комитетов (учкпрофсожи), в мае 1919 г., после создания учкпрофсожей, дорожные бюро ликвидированы. В июне 1920 г. в связи с объединением профсоюзов работников железнодорожного и водного транспорта окружное Северо-Западное правление реорганизовано в Петроградское бюро Центрана, на дорогах организованы Дорожные комитеты (Дорпрофсожи): Северо-Западный, Николаевский (Октябрьский), Мурманский. 2 октября 1922 г. в связи с размежеванием профсоюза работников железнодорожного и водного транспорта Петроградское бюро Центрана реорганизовано в канцелярию Уполномоченного ЦК профсоюза железнодорожников по Северо-Западной области. Ликвидирована в 1923 г. В 1929 г. Дорожный комитет Северо-Западных железных дорог слился с Октябрьским Дорпрофсожем. В марте 1930 г. организован объединённый дорожный комитет Октябрьской и Мурманской железных дорог, переименованный 15 июля 1931 г. в Ленинградский областной комитет профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. Ликвидирован 4 сентября 1932 г. Вновь организованы самостоятельные Дорожные комитеты Октябрьской и Мурманской железных дорог. Участковые комитеты (Учкпрофсожи) ликвидированы в марте-ноябре 1930 г., организованы в 1930 - 1931 гг. районные комитеты профсоюза. На основании постановления IV пленума ВЦСПС от 5 сентября 1934 г. профсоюз рабочих железнодорожного транспорта разукрупнён на 5 союзов: рабочих

- железных дорог Центра;

- железных дорог ЮГА;

- железных дорог Востока;

- железных дорог Средней Азии;

- железнодорожных заводов.

Вновь организованные Дорожные комитеты Октябрьской и Мурманской железных дорог до декабря 1948 г. находились в подчинении ЦК профсоюза железнодорожников центра; с декабря 1948 г. - ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. В июне 1953 г. в Дорожный комитет Октябрьской железной дороги вливается Дорожный комитет Ленинградской железной дороги; в июне 1959 г. - Кировской железной дороги. К середине 1959 г. Дорожный комитет Октябрьской железной дороги объединял следующие райпрофсожи:

- Бологовский;

- Волховстроевский;

- Кемский;

- Ленинград-Балтийский;

- Ленинград-Витебский;

- Московский;

- Мурманский;

- Петрозводский;

- Псковский;

- Сортаваловский.

В мая 1961 г. вошел Ржеский райпрофсож. После ликвидации Калининской железной дороги Великолужский райпрофсож вливается в Псковский.

Состав документов:

Стенографические отчёты; протоколы; резолюции Всероссийских и дорожных профсоюзных съездов (1918-1929), конференций (1917), заседаний Петроградского окружного правления железнодорожного союза (1918), Петроградского бюро Центрана (1920-1922), Северо-Западного окружного правления (1919-1920), дорожных комитетов (1919-1970) и советов (1919), участковых (1920-1930) и местных комитетов, общих и делегатских собраний членов профсоюза; планы и отчёты о работе профсоюзных организаций; переписка о слиянии мелких профсоюзов в единый железнодорожный профсоюз (1918-1919), об объединении с профсоюзом рабочих водного транспорта (1920-1922) и слиянии Дорожных комитетов Октябрьской, Мурманской и Кировской железных дорог.

Отчёты и переписка о работе железнодорожного транспорта по обслуживанию фронта, продвижению военных грузов, помощи фронту, мобилизации железнодорожников в Красную Армию, обороне Петрограда, помощи семьям мобилизованных (1918-1920), борьбе с саботажем, бандитизмом и действиями контреволюционеров на транспорте (1918-1923).

Обращение Дорожного комитета Октябрьской железной дороги ко всем рабочим и профсоюзным организациям в связи со смертью Ленина; переписка о создании фонда на сооружение памятника В.И. Ленина (1924).

Отчёты и переписка о работе железнодорожного транспорта, состоянии и ремонте паровозного парка, железнодорожном строительстве, снабжении транспорта топливом, организации управления железными дорогами, проведении «Недели транспорта», о повышении производительности труда, осуществлении системы хозрасчёта и режима экономиии, организации субботников (1920), работе ударных бригад, социалистическом соревновании (1929-1970), стахановском движении (1935), рационализации и изобретательстве; Книга почеты победителей соцсоревнования коллективов дорог (1953 г., ф.6286).

Статистические сведения; отчёты; переписка нормировочных комиссий и тарифно-расценочных отделов (1918-1930) об обследовании условий труда, охране труда, технике безопасности, укреплении трудовой дисциплины, борьбе с трудодезертирством, работе товарищеских дисциплинарных судов, помощи безработным, снабжениии железнодорожников, улучшении быта рабочих, жилищном строительстве и распределении жилой площади.

Протоколы заседани дорожных комитетов, переписка по охране здоровья, об открытии санаториев, о проведении 3-х дневке по борьбе с туберкулезом (1922-1923).

Статистические сведения, отчеты и переписка о работе культурно-просветительных учреждений, подготовке рабочих к поступлению в вузы, работе среди женщин, молодежи и национальных меньшинств, приеме зарубежных профсоюзных делегаций и поездках советских туристов зарубеж; книги учеты поездки туристов за границу (ф.6286); переписка об открытии театра Павловского вокзала (1922-1923 гг., ф.6287).

Переписка об участии профсоюзных организаций в коллективизации сельского хозяйства, проведении сельскохозяйственных кампаний, направлении рабочих в колхозы, ремонте сельскохозяйственных машин (1929-1930).

Документы о праздновании юбилеев и сборе материалов по истории профдвижения железнодорожников; воспоминания участников революционного движения.

Личный состав, в том числе личные дела.

Вспомогательный НСА:
Тематика: Ленин В.И.,п/с комитет центральный ж/д союза