null 3. Особенности формирования, описания и оформления дел по личному составу при подготовке к архивному хранению
3.1. Формирование дел
Формированием дел называется группировка исполненных документов в дела.
Документы по личному составу формируются в дела по видам документов.
Как правило, документы в дела группируются за каждый календарный год. Исключение составляют дела, формирование которых изначально не связано с рамками одного календарного года – личные дела рабочих, служащих, учащихся, судебно-следственные дела, истории болезней, пенсионные дела, а также многие учетные документы.
Окончательное формирование личных дел рабочих и служащих производится после их увольнения; учащихся, студентов, аспирантов после окончания учебного заведения, аспирантуры; судебных – после окончания судебного процесса и вынесения решения, истории болезней – после выписки больного, пенсионных дел – после прекращения выплаты пенсии.
Личные дела уволенных работников и лиц, окончивших учебное заведение, при подготовке к архивному хранению целесообразнее объединять в наряды личных дел, не превышающих 250 листов. Возможно индивидуальное личное дело формировать в обособленную единицу хранения, как правило, это личные дела постоянного срока хранения.
При формировании личных дел необходимо учитывать различные сроки их хранения. Дела постоянного и долговременного сроков хранения формируются раздельно, включаются в разные описи
Приказы по личному составу группируются в дела в соответствии с установленными сроками хранения.
Внутри дела (в том числе в личном деле) документы систематизируются в хронологической последовательности (от начала года к концу года) по дате их регистрации, утверждения, составления. Строго в алфавитном порядке систематизируются наряды личных дел, дела, сформированные из личных карточек, лицевых счетов и трудовых книжек. При систематизации дел по буквам алфавита необходимо проводить уточнение до третьей буквы в фамилии лиц, на которых заведено дело.
3.2. Описание дел
Описание дел – это раскрытие состава и содержания документов каждого дела.
Описание дел заключается в выявлении информационных характеристик дела и в письменном обозначении их на обложке дела.
Информационными характеристиками дела являются:
– название учреждения с указанием вышестоящего ведомства в тот период, за который включены в дело документы;
– название структурного подразделения;
– номер тома;
– заголовок дела;
– крайние даты дела;
– количество листов;
– архивный шифр;
– срок хранения дела.
При описании значительного объема дел удобно использовать карточный способ описания. Карточный способ помогает оперативно исправлять неточности в описании дел, облегчает систематизацию дел в описи. Все информационные характеристики дела заносятся предварительно на карточку. Каждой карточке присваивается порядковой номер, он же является временным рабочим номером дела до окончательной систематизации дел. После завершения систематизации, все сведения с карточек переносятся на обложку дел и в опись.
Описание отдельных элементов информационных характеристик дела:
– наименование организации на обложке указывается полное, в именительном падеже, с указанием ведомства, в систему которого она входит, (если оно имеется) после полного наименования в скобках дается официально принятое сокращенное наименование организации. При изменении наименования организации в течение периода, охватываемого документами дела, на обложке указывается последнее наименование организации, затем прежнее, которое заключается в скобки. При передаче дел в другую организацию на обложке дописывается новое наименование организации, прежнее также заключается в скобки.
– название структурного подразделения, вынесенного на обложку дела, помогает проведению классификации дел внутри фонда.
– крайние даты дела, которые проставляются на обложке дела арабскими цифрами, определяются по датам заведения и окончания дела в делопроизводстве.
Крайними датами дел, содержащих распорядительную документацию (приказы, протоколы), являются даты регистрации, утверждения (или дата заседания) первого и последнего документа, включенного в дело.
Крайними датами личного дела являются даты подписания приказов о приеме и увольнении лица, на которое заведено дело, в случае отсутствия точных сведений о приеме и увольнении дело не датируется или указывается год увольнения. На делах, сформированных в наряды, указывается год увольнения.
Крайними датами журналов (книг) регистрации, учета являются точные календарные даты первой и последней записи в журнале (книге).
Если дата или ее элементы определяются приблизительно, на основании анализа документов, дата или ее элементы заключаются в квадратные скобки.
– архивный шифр – это условное обозначение места хранения дела: название архива, № фонда, № описи, № дела по описи. Архивный шифр, как правило, проставляется после включения дела в опись. На делах, передаваемых в государственные архивы Санкт-Петербург, архивный шифр проставляется в виде штампа работником государственного архива.
– заголовок дела является важнейшей характеристикой описания дела, которая раскрывает состав и содержание документов дела.
Заголовок дела должен соответствовать заголовку дела в номенклатуре дел. При необходимости в заголовок вносятся уточнения.
В заголовках дел, содержащих приказы, протоколы, указываются крайние номера документов, включенных в дело.
В заголовке дела указывается дата, отражающая за какой или на какой период времени сформировано дело.
В тех случаях, когда дело состоит из нескольких томов, на обложке указывается общей заголовок, номер тома и заголовок каждого тома.
В заголовках дел, содержащих личные дела, личные карточки и лицевые счета указываются крайние буквы алфавита фамилий лиц, документы которых внесены в дело. При повторяемости букв алфавита в заголовках дел уточнение заголовка необходимо проводить до третьей буквы фамилии. Заголовком индивидуального личного дела является фамилия, имя и отчество лица, на которое заведено дело.
При всем единообразии и унификации заголовков, тем не менее, для повышения их информативности возможно включение в заголовки дополнительных сведений.
При описании личных дел уволенных работников постоянного срока хранения в заголовке целесообразно указывать должность, звание, ученую степень, выборную должность лица, личное дело которого передается на государственное хранение. Исключением являются личные дела государственных служащих, которые в соответствии с правилами ведения личных дел государственных служащих при их увольнении передаются на новое место государственной службы.
Необходимо отметить, что заголовки судебно-следственных дел, историй болезней, подлежащих государственному хранению, также имеют специфику описания. В заголовки данной категории дел нужно включать дополнительные элементы, полнее раскрывающие содержание документов.
– срок хранения дела: документы по личному составу имеют различные сроки хранения, поэтому данный элемент описания обязательно выносится на обложку дела.
3.3. Оформление дел
Оформление дел, подлежащих постоянному и долговременному хранению, заключается в переплете дел, вынесении на обложку дел его информационных характеристик, нумерацию листов в деле, составление листа- заверителя дела и, в случае необходимости, внутренней описи документов дела.
В делах по личному составу, основой систематизации которых является алфавитный порядок, составление внутренней описи документов рекомендуется, но в случае нарушения алфавитного порядка систематизации документов составление внутренней описи обязательно.
Пример оформления обложки дела, листа-заверителя и форма внутренней описи дела приведены в приложениях №№ 2, 3, 4.