null 3. Особенности формирования, описания и оформления дел по личному составу при подготовке к архивному хранению

3.1. Формирование дел

Формированием дел называется группировка  исполненных документов в дела.

Документы по личному составу формируются в дела по видам документов.

Как правило, документы в дела группируются за каждый календарный год. Исключение составляют дела, формирование которых изначально  не связано  с рамками одного календарного года – личные дела рабочих, служащих, учащихся, судебно-следственные дела, истории болезней, пенсионные дела, а также многие учетные документы.

Окончательное формирование личных дел рабочих и служащих производится после их увольнения; учащихся, студентов, аспирантов после окончания  учебного заведения, аспирантуры;  судебных – после окончания судебного процесса и вынесения решения, истории болезней – после выписки больного,  пенсионных дел –  после прекращения выплаты пенсии.

Личные дела уволенных работников и лиц, окончивших учебное заведение, при подготовке к архивному хранению  целесообразнее объединять в наряды личных дел, не превышающих  250 листов.  Возможно индивидуальное личное дело  формировать в обособленную единицу хранения, как правило,  это личные дела постоянного срока хранения.  

При формировании личных дел необходимо учитывать различные сроки  их хранения. Дела постоянного  и долговременного сроков хранения формируются раздельно, включаются в разные описи

Приказы по личному составу группируются в дела в соответствии с установленными сроками хранения.

Внутри дела (в том числе в личном деле) документы систематизируются в хронологической последовательности (от начала года к концу года) по дате их регистрации, утверждения, составления. Строго в алфавитном порядке систематизируются наряды личных дел, дела, сформированные из личных карточек, лицевых счетов и трудовых книжек.  При систематизации дел по буквам  алфавита необходимо проводить уточнение до третьей буквы в фамилии лиц, на которых заведено дело.

3.2. Описание дел

Описание дел – это раскрытие состава и содержания документов каждого дела.

Описание дел заключается в  выявлении информационных характеристик дела и в письменном обозначении их на обложке дела.

Информационными характеристиками дела являются:

– название учреждения с указанием вышестоящего ведомства в тот период, за который включены в дело документы;

– название структурного подразделения;

– номер тома;

– заголовок дела;

– крайние даты дела;

– количество листов;

– архивный шифр;

– срок хранения дела.

При описании значительного объема дел  удобно использовать карточный способ описания. Карточный способ помогает оперативно исправлять неточности в описании дел, облегчает систематизацию дел в описи. Все информационные характеристики  дела заносятся предварительно на карточку. Каждой карточке присваивается порядковой номер, он же является временным рабочим номером дела до окончательной систематизации дел. После завершения систематизации, все сведения  с карточек переносятся  на обложку дел и в опись.

Описание отдельных элементов информационных характеристик дела:

наименование  организации  на обложке указывается полное, в именительном падеже, с указанием ведомства, в систему которого она входит, (если оно имеется) после полного наименования в скобках дается официально принятое сокращенное наименование организации.  При изменении наименования организации в течение периода, охватываемого документами дела, на обложке  указывается последнее наименование организации, затем  прежнее, которое заключается в скобки.  При передаче  дел в другую организацию на обложке дописывается новое наименование организации, прежнее также заключается в скобки.

название структурного подразделения,  вынесенного на обложку дела, помогает проведению классификации дел внутри фонда.

крайние даты дела, которые проставляются на обложке дела арабскими цифрами, определяются по датам заведения и окончания дела в делопроизводстве.

Крайними датами дел, содержащих распорядительную документацию (приказы, протоколы), являются даты  регистрации, утверждения (или дата заседания) первого и последнего документа, включенного в дело.

Крайними датами личного дела являются даты подписания приказов о приеме и увольнении лица, на которое заведено дело, в случае отсутствия точных сведений о приеме и увольнении дело не датируется или указывается год увольнения. На делах, сформированных в наряды, указывается год увольнения.

Крайними датами журналов (книг) регистрации, учета являются точные календарные даты  первой и последней записи в журнале (книге).

Если дата или ее элементы определяются приблизительно, на основании анализа документов, дата или ее элементы заключаются в квадратные скобки.

архивный шифр – это условное обозначение места хранения дела: название архива, № фонда, № описи,  № дела по описи. Архивный шифр,  как правило, проставляется после включения дела в опись. На делах, передаваемых в государственные архивы Санкт-Петербург,  архивный шифр проставляется в виде штампа работником   государственного архива.

заголовок дела является важнейшей характеристикой описания дела, которая раскрывает состав и содержание документов дела.

Заголовок дела должен соответствовать заголовку дела в номенклатуре дел. При необходимости в заголовок вносятся уточнения.

В заголовках дел, содержащих приказы, протоколы, указываются крайние номера документов, включенных в дело.

В заголовке дела  указывается дата, отражающая за какой или на какой период времени сформировано дело.

В тех случаях, когда дело состоит из нескольких томов, на обложке указывается общей заголовок, номер тома  и заголовок каждого тома.

 В заголовках дел, содержащих личные дела, личные карточки и лицевые счета указываются крайние буквы алфавита фамилий лиц, документы которых внесены в дело. При повторяемости букв алфавита в заголовках дел уточнение заголовка необходимо проводить до третьей буквы фамилии. Заголовком индивидуального личного дела является фамилия, имя и отчество лица, на которое заведено дело.

При всем единообразии и унификации заголовков, тем не менее, для повышения их информативности возможно включение в заголовки дополнительных сведений.

При описании личных дел уволенных работников постоянного срока хранения в заголовке целесообразно указывать должность, звание, ученую степень,  выборную должность лица, личное дело которого передается на государственное хранение. Исключением являются личные дела государственных служащих, которые в соответствии с правилами ведения личных дел государственных служащих при их увольнении передаются на новое место государственной службы.

Необходимо отметить, что заголовки судебно-следственных дел, историй  болезней, подлежащих государственному хранению, также имеют специфику описания. В заголовки данной категории дел нужно   включать дополнительные элементы,  полнее раскрывающие содержание документов.

срок хранения дела: документы по личному составу имеют различные сроки хранения, поэтому данный элемент описания обязательно выносится на обложку дела.

3.3. Оформление дел

Оформление дел, подлежащих постоянному и долговременному хранению,  заключается в  переплете дел, вынесении на обложку дел его информационных характеристик, нумерацию листов в деле, составление листа- заверителя дела и, в случае необходимости,  внутренней описи документов дела.

В делах по личному составу, основой систематизации которых является алфавитный порядок, составление внутренней описи документов рекомендуется, но в случае нарушения алфавитного порядка систематизации документов составление внутренней описи обязательно.

Пример оформления обложки дела, листа-заверителя и форма внутренней описи дела приведены в приложениях №№ 2, 3, 4.

 

Наверх