ЭНЕРГИЯ ПОБЕДЫ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ
 

Свирская ЛЭП. Разрушенная металлическая анкерная опора № 681 переход через реку Мга.
ЦГА СПб. Ф. Р-9825. Оп.1. Д.3. Л.14

Поздней осенью 1941 года в «Ленэнерго» было создано Управле- ние аварийно- восстановительных работ (УАВР), вошедшее в состав аварийно- восстановительной службы местной противовоздушной обо- роны (МПВО) Ленинграда. В штат управления были включены работники «Ленэнерго» всех специальностей и строители треста «Севэнергострой», всего до 300 человек.

Свирская ЛЭП. Восстановленная промежуточная опора № 686

Управление

аварийно-восстановительных

работ «Ленэнерго»

Диспетчерская служба совместно с «Электросвязью» определяли при- мерные места поражений энергообъектов, к которым оперативно выдви- гались дежурные бригады УАВР. Поскольку обстрелы города носили, как правило, террористический характер (отдельными снарядами, установ- ленными на воздушный разрыв, через большие и неравные промежутки времени), работа аварийных бригад вне укрытий протекала в условиях постоянной угрозы жизни.

Аварийные команды «Ленэнерго» и МПВО несли круглосуточное дежур- ство, сращивая разорванные кабели и провода, восстанавливая разру- шенные подстанции. Символом стойкости блокадных энергетиков стал ленинградский трамвай — основной вид городского транспорта. Его использовали не только для пассажирских, но и для грузовых пере- возок, проводимых в интересах промышленных предприятий. Восста- новление работы трамвая стало одной из приоритетных задач. К апрелю 1942 года было введено дополнительное круглосуточное дежурство аварийно- восстановительных бригад электромонтеров с автомобиль- ными вышками. Благодаря упорному труду ленинградских энергетиков к 1 января 1945 года удалось восстановить трамвайную контактную сеть города на 90% от довоенной протяженности в 546 километров.

Автомобиль-вышка для восстановления контактной трамвайной сети, поврежденной вражескими артиллерийскими обстрелами. Июль 1942 г. Автор фото И. Е. Пох.
Из архива АО «Ленгидропроект».