null Решение задачи непрерывного профессионального развития архивистов в свете новых профстандартов: организация, мотивация, системность, результативность

Презентация

СЛАЙД 1 – ТИТУЛЬНЫЙ

Квалифицированные кадры обеспечивают успех любого дела. Архивная отрасль не является исключением. Нужно быть реалистами: в России действительно качественное образование архивистов в большом дефиците.

Соответственно в архивы идут работать либо на квалифицированные должности – люди с образованием историка, филолога, искусствоведа, экономиста; либо на должности лаборантов и техников – люди со средне-специальным образованием. Уровень образования в колледжах, предлагающих обучение по этой специальности, будем честными, оставляет желать лучшего.

То есть, фактически, все государственные архивы вынуждены заниматься непрофильной деятельностью: завершать образование и практическую подготовку пришедших к ним специалистов. В отличие от работников государственных архивов, где сотрудник работает в большом профессиональном коллективе, муниципальные архивисты вообще остаются в одиночестве и ответственность за их профессиональный рост по факту ложится на региональные архивные управления и комитеты – муниципальные власти никакой помощи в этом отношении оказать не могут. Вот и получается, что крупные региональные архивы, при поддержке комитета, должны и семинар для муниципалов провести, и для источников комплектования (там с архивистами вообще беда), и для своих сотрудников. И всё это при полном отсутствии ставок педагогов и даже наличия пункта «образовательная деятельность» в уставе учреждения. К этому все привыкли, и от этого все, как мне кажется, немного устали. Услуги по повышению квалификации архивистов профессионально оказывает ВНИИДАД, но учреждения не могут себе позволить направить туда на обучение всех своих сотрудников.

СЛАЙД-2 Профстандарт «специалист архива».

Ситуация могла измениться уже в 2016 году, когда вступили в действие поправки в Трудовой кодекс РФ и в Закон об образовании, предусматривающий введение профстандартов. Но профстандарт «Специалист архива» разрабатывался еще 5 долгих лет.

Хочу отметить, что сейчас мы все говорим об этом профстандарте в единственном числе. Однако, были приняты ещё 2 профстандарта, которые также имеют прямое отношение к нашей работе:

СЛАЙД-3 Профстандарт «Хранитель».

Профстандарт «Хранитель (главный) архивных фондов, архивист». Он касается только специалистов соответствующих отделов, но, как вы понимаете, применим во всех архивных учреждениях.

СЛАЙД-4 Профстандарт «Делопроизводитель».

А также профстандарт с длинным названием «Специалист по организационному, документационному и информационному обеспечению управления организацией». Этот профстандарт применим к большому количеству административных должностей в любой организации, и в нём подразумевается наличие базовых знаний об архивировании документов.

И вот 1 сентября 2021 года архивная отрасль столкнулась с необходимостью соблюдать профстандарты уже в полном объеме.

Для многих это было скорее внезапной проблемой, чем радостной новостью. Выяснилось, что многие специалисты, отработавшие в должности 15-20 лет, формально не соответствуют этой самой должности по базовому образованию, например, библиотекаря. Федеральный закон подразумевает в таком случае обязательную профессиональную переподготовку. Также выяснилось, что у учреждений проблема выделить на профпереподготовку даже небольшие суммы, поскольку такая строка расходов не предусмотрена.

Буква закона в таком случае подразумевает, что несоответствие должности – это проблема самого работника.

СЛАЙД-5. «Санкт-Петербург».

К счастью, и у директоров архивов, и у работников сложилось общее понимание того, что проблему нужно решать. Внимательное отношение к вопросу проявили и региональные Архивные комитеты. Я могу говорить об этом на примере как минимум двух регионов Северо-Запада – Санкт-Петербурге и Новгородское области. Этой же теме посвящены предшествующие доклады председателя Архивного комитета Санкт-Петербурга Петра Евгеньевича Тищенко и директора Государственного архива Новгородской области Вадима Владимировича Костина, поэтому, наверное, я в какой-то части кратко повторю сказанное.

СЛАЙД-6. «Великий Новгород».

В Санкт-Петербурге и Великом Новгороде проблема была решена путем обращения работников государственных архивов в Учебный центр нашей группы компаний. К нам обратились сотрудники всех учреждений, находящихся в ведении архивных комитетов этих регионов.

Мы предложили акцию по снижению в 3 раза цены на услугу специально для работников госучреждений. Подчеркну, что это не повлияло на качество преподавания – курс проводил архивист с ученой степенью, большим опытом архивной работы и таким же большим опытом преподавания. К нескольким образовательным группам присоединились также отдельные архивисты из других городов – как сотрудники госархивов, так и архивисты коммерческих компаний.

СЛАЙД-7. «2020-2022».

Суммарно в 2020-2022 годах в учебном центре нашей группы компаний прошло профпереподготовку почти 150 человек. Обучение проходило на основании Лицензии (выдана в 2016 году, бессрочно). Выдаваемые дипломы напечатаны в специализированной типографии и имеют степень защиты группы «Б».

СЛАЙД-8. «Очно-заочное».

Обучение проводилось по программе максимальной продолжительности – 600 академических часов, в очно-заочной форме, а в двух случаях, из-за ковидных ограничений – в дистанционной форме (что полностью соответствует лицензии). Продолжительность обучения во всех случаях составила 5 календарных месяцев, включая время на написание выпускной квалификационной работы. Список предметов в программе охватывает все основные направления, с которыми должен быть знаком архивист.

Казалось бы, проблема с профстандартами возникла остро всего один раз, все обучились, получили дипломы, и дальше это уже неинтересно обсуждать. Но это было бы неправильно. Было бы неправильным считать, что подобная профпереподготовка закрывает вопрос о дальнейшем повышении квалификации сотрудников. В современном мире повышение квалификации должно иметь непрерывный характер и главное – быть связанным с практической деятельностью. Новые методы работы с посетителями, информатизация, новые задачи по оцифровке, индексации – сотрудникам архивов нужна квалифицированная системная помощь для того, чтобы не потеряться в этом и не чувствовать себя отстающими. Очевидно, что во всех регионах проблемы схожие, следовательно, можно выработать общие рекомендации для их решения.

СЛАЙД-9. «Повышение квалификации».

Поэтому убежден, что решение проблемы с профессиональной переподготовкой подводит нас к задаче организации ежегодных, краткосрочных курсов повышения квалификации. Такие курсы мы также проводим, но их востребованность за последний год была сильно ниже на фоне интереса к профпереподготовке. Образовательная лицензия позволяет нам выдавать удостоверения по результатам участия в научно-практических семинарах, в том числе дистанционных. Так это было с Всероссийским семинаром «Современные методы спасения архивных и библиотечных фондов, пострадавших в чрезвычайной ситуации», который мы провели в период общих карантинов в июне 2020 года. Семинар был по Зуму, бесплатный, и в нем приняло участие более полутора сотен человек. Нашлись желающие получить по результатам полноценные удостоверения. Этой осенью по результатам этого вебинара выйдет полноценный научный сборник.

СЛАЙД-10. «Традиции и инновации».

Я убежден, что в образовании архивистов необходимо грамотно сочетать классические темы и предметы с постоянным знакомством сотрудников с инновациями в архивной сфере.

Но перед нами встает уже организационно-финансовая проблема.

А если бы у архива нашлась возможность сделать централизованно закупку образовательной услуги для сотрудников, то 44-ФЗ не оставляет шансов купить качественный продукт – на рынке образовательных услуг существуют сотни фирм, готовых выдать практически любой диплом профессиональной переподготовки за очень небольшие деньги и в полном соответствии с лицензией на оказание образовательных услуг, которая не ограничивает широту преподаваемых программ и не выставляет особых требований к преподавателям, кроме самых формальных. Поэтому директора просто боятся закупать образовательные услуги, за исключением курсов по охране труда. Мы все знакомы с «самой дешёвой бумагой», «самыми дешёвыми хозяйственными товарами» и многим другим, что приходит в учреждения через систему госзакупок.

Мы готовы предложить на обсуждение профессионального сообщества решение этой проблемы. Необходимо, в строгом соответствии с 44-ФЗ, прописать дополнительные требования к учебным центрам, которые готовят архивистов.

СЛАЙД-11. «Микробиология».

В учебную программу должен обязательно включен весь спектр практических занятий, который невозможен без наличия у организации профессиональной лабораторной базы.

Сотрудник должен познакомиться с проблемами микробиологии, напрямую связанными с проблемами хранения бумаги.

СЛАЙД-12. «Реставрация».

Каждому архивисту необходимы базовые знания о реставрации документов и о переплетном деле. И эти знания невозможно передавать через объяснения только «на пальцах» или на иллюстрациях. Нужна практика!

СЛАЙД-13. «Оцифровка».

Мы не первый год оказываем услуги полного цикла по оцифровке и распознаванию документов. И потому на своем опыте знаем, насколько важно, чтобы не только сканировщик, но и хранитель, понимал специфику этих процессов. Для обучения, казалось бы, простым производственным операциям, также нужна аппаратура.

СЛАЙД-14. «Каталогизация».

Новые методы каталогизации требуют знакомства хотя бы с одной из имеющегося спектра программ и баз данных. Учебный центр обязан иметь такую в своем распоряжении, иначе это будет как когда-то было в некоторых школах, где информатику преподавали у доски с мелом. Не нужно профанации, нужно нормальное образование.

СЛАЙД-15. «Склад. Логистика».

Идеально, если учебный центр будет иметь договор с одним из архивов, чтобы в рамках занятий иметь возможность провести там экскурсию по хранилищам.

СЛАЙД-16. «Выставки».

Хорошо, если у обучающихся будет возможность познакомиться и с формами использования архивных документов – процессом подготовки изданий и создания выставок.

В заключение обобщу наши рекомендации, с учетом прошлогоднего опыта проведения курсов:

  1. Увязать необходимость повышения квалификации с требованиями переаттестации сотрудников и обновить требования с учетом профстандартов (эта работа, вероятно, уже проводится на всероссийском уровне под патронажем Росархива во ВНИИДАД).

  2. Выделить отдельной строкой бюджета для казенных и бюджетных учреждений архивного профиля средства на ежегодное краткосрочное повышение квалификации уже работающих сотрудников и обязать дирекции архивов планировать в годовом плане сотрудников время на образование. Для того, чтобы закупка образовательной услуги не превратилось в фикцию по минимальной демпинговой цене, установить жесткие требования к Учебным центрам, которые должны иметь не только образовательную лицензию и квалифицированные педагогические кадры, но и базу для практических занятий с архивными документами – то есть архивохранилища, помещения для архивной обработки и лабораторию по обеспечению сохранности документов.

  3. В настоящее время, с учетом законодательства о профстандартах, директора опасаются брать на работу человека, например, с образованием библиотекаря и даже с ученой степенью. Специалист пришел устраиваться на работу, узнал, что формально его принять не могут, а профпереподготовка осуществляется 5-6 месяцев. Что делать? Не принимать? А где взять кадры? Проблема решаема. Предложить дирекциям архивов заключать договора о сотрудничестве с квалифицированными учебными центрами для того, чтобы на полностью законных основаниях рекомендовать устраивающимся на работу сотрудникам проходить там профпереподготовку. И брать на работу специалиста с учетом и расчетом, что первые 4-5 месяцев работы он параллельно обязуется учиться (в данном случае – за свой счет) и получить диплом о профпереподготовке, зафиксировав это в соответствующем приложении к трудовому договору. Аналогия здесь прямая с неполным высшим образованием – студенты 3 курса бакалавриата могут устраиваться на определенные должности с пониманием, что они завершат обучение и будут дипломированными специалистами.

  4. СЛАЙД-17. «Спасибо за внимание».

Мы готовы на нашем практическом опыте принять участие в написании рекомендаций по организации процесса непрерывного образования – как на региональном, так и на всероссийском уровне.