null Принципы стратегического планирования. Подготовка и внедрение программно-целевого планирования в деятельность архивных служб

Презентация

Дорогие коллеги, позвольте Вас приветствовать и выразить благодарность руководству архивной службы Санкт-Петербурга за оказанное доверие подготовить доклад по теме: Принципы стратегического планирования. Подготовка и внедрение программно-целевого планирования в деятельность архивных служб.

С Вашего позволения немного слов о себе.

Мой опыт ведения и курирование исполнения государственной программы «Развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге» в исполнительных органах государственной власти составляет более 10 лет. Я возглавляла отдел программно-целевого планирования в сфере культуры, а также курировала работу по реализации национального проекта «Культура»
в Санкт-Петербурге.

На экране вы видите сравнительную таблицу двух моделей планирования бюджетных расходов: Затратная модель и результативная. Как мы видим из сравнения Концепция реформирования бюджетного процесса была необходима для формирования подхода
по достижению измеримых результатов. Таким образом основной задачей стало - Бюджетирование учреждений, ориентированное на результат, с помощью Государственных программ.

Так как результаты напрямую связанны с выполнением задач и реализацией целей отраслевой сферы. Мы формируем ожидаемые результаты исходя из Концепции, Стратегии
и Прогноза в отраслевой сфере.

В Федеральном законе № 172-ФЗ установлены правовые основы стратегического планирования, система которого обеспечивает принятие решений на долгосрочную перспективу.

Определены понятия стратегического планирования по четырем направлениям деятельности участников процесса.

  • целеполагание,
  • прогнозирование,
  • планирование
  • программирование социально-экономического развития.

В рамках каждого направления формируются соответствующие документы.

Бюджетное планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, поскольку бюджет формируется на основе целей и задач, определенных в стратегических документах.

В свою очередь, бюджетное планирование может влиять на стратегическое планирование, поскольку ограничения бюджета могут потребовать пересмотра стратегии и ее приоритетов.

На слайде мы видим основные компоненты стратегического планирования, которые в свою очередь формируют – Стратегию, Прогноз, План мероприятий и Государственную программу.

Государственные программы формируются на трех уровнях. На Федеральном уровне с 2012 года, региональном и муниципальном с 2014 года. В зависимости от уровня государственного управления формируется и содержание комплекса мероприятий.

На каждом уровне для реализации государственной программы утверждаются положения о разработке и реализации государственной программы, утверждающие документы, то есть сама Государственная программа как документ, и методические рекомендации о реализации государственных программ.

Например, в Санкт-Петербурге это:

постановление Правительства № 1039 «О порядке принятия решений о разработке государственных программ

Утверждено Санкт‑Петербурге 18 государственных программ

И Методические рекомендации № 28-р.

Государственная программа состоит из подпрограмм и отдельных мероприятия и/или проектов.

Содержание государственной программы состоит из цели и задач. Соответственно имеет целевые показатели и индикаторы.

На данном слайде представлена информационная выдержка о необходимом содержании Государственной программы.

При формировании государственной программы должны учитываться:

  • цели и задачи национальных проектов,
  • значения целевых показателей, должны быть сформированы с учетом параметров прогноза социально-экономического развития,
  • должны быть учтены объемы соответствующих источников финансирования при формировании целей, задач и основных мероприятий. и т д

На следующем слайде представлена установленная структура содержания паспорта программы и подпрограммы. В целом Вы видите идентичность структуры программы и подпрограммы.

Обязательным условием реализации государственной программы является оценка эффективности, которая осуществляется на основании методики оценки эффективности реализации государственных программ. Согласно методике, критериями оценки эффективности являются:

  • степень достижения целевых показателей государственной программы, эффективность реализации подпрограмм (то есть степень достижения индикаторов подпрограмм), степень реализации отдельных мероприятий;
  • степень соответствия фактического и запланированного уровня расходов средств бюджета.

Таким образом эффективность Госпрограммы — это достижение Пановых показателей и исполнение бюджетного финансирования

Государственная программа - это инструмент реализации социально-экономического развития, методом программно-целевого планирования расходов бюджета.

Этот метод играет важную роль в эффективном управлении государственными финансами и достижении конкретных результатов. Его основными принципами являются:

  • целевая ориентация: все расходы должны быть направлены на достижение конкретных целей и задач, определенных в государственных программах и проектах;
  • прозрачность: все бюджетные расходы должны быть открыты для общественности и подлежать контролю со стороны государственных органов;
  • опережающий характер: программно-целевое планирование позволяет предвидеть будущие потребности и направления развития страны, что помогает адаптировать программы и проекты к изменяющимся условиям;
  • комплексный подход: все программы и проекты должны рассматриваться в контексте общих целей и задач развития страны, что позволяет учитывать взаимосвязь и взаимодействие различных секторов экономики и социальной сферы.

Предлагаем рассмотреть типовой проект государственной программы/подпрограммы
для архивной отрасли в субъектах Российской Федерации.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин уделяет особое внимание развитию архивного дела в Стране.

Одной из важных мер по развитию архивов является создание централизованной системы электронного документооборота в архивах, создания электронного фонда пользования, создания системы приема и хранения электронных документов, а также обеспечение эффективного использование архивных документов.

Активно развивается сотрудничество между архивами, научными институтами и образовательными учреждениями.

Популяризация архивов растет, это отражается в динамике посещения читальных залов
и скорости исполнения запросов читателей.

При этом, из 89 субъектов РФ только в 12 субъектах существует отдельная Государственная программа. В других субъектах бюджет распределен по мероприятиям, интегрированным в иные госпрограммы.

Государственная программа в архивной сфере играет важную роль, так как она направлена на сохранение документального культурно-исторического наследия народов Российской Федерации. Государственная программа позволяет в среднесрочной перспективе запланировать финансирование на развитие архивной инфраструктуры.

Предлагаю Вашему вниманию рассмотреть Преимущества при реализации метода программно-целевого планирования расходов бюджета в архивной отрасли в рамках типового проекта.

  • Оптимизация работы архивных учреждений

  • Развитие цифровых технологий в архивной сфере

  • Увеличение бюджетного финансирования на достижение ключевых показателей

  • Увеличение бюджетного финансирования на программные мероприятия и другие

  • Улучшение условий хранения

  • Повышение квалификации специалистов

  • Содействие развитию туризма и культурной индустрии в регионе

  • Согласованность целей, задач и результатов

  • Контроль и оценка результатов в работе архивной отрасли

 

Таким образом, применение метода программно-целевого планирования в том числе использование самостоятельной структуры (государственной программы, подпрограммы) позволит достигнуть поставленных целей и ожидаемых результатов.

Формулирование цели должно отвечать следующим требованиям:

  • специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);
  • конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
  • измеримость (достижение цели можно проверить);
  • достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);
  • релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы)

При формулировании цели необходимо избегать:

  • специальных терминов;
  • указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели;
  • описания путей, средств и методов достижения цели.

 

Для удобства рассмотрения компонентов государственной программы/подпрограммы предлагаем перейти по qr code. Пауза

Вам представлена таблица по взаимоувязке задач, ожидаемых результатов мероприятий, целевых показателей и индикаторов с целью государственной программы.

Мы предлагаем обозначить Цель для развития архивного дела:

Сохранение и популяризация историко-культурного наследия народов Российской Федерации, отражающего материальную и духовную жизнь общества, имеющего историческое, научное, социальное, политическое, экономическое и культурное значение для государства и общества.

Для достижения цели формируется одна или несколько задач.

Исходя из поставленной задачи, структурируется подпрограмма, путем составления списка мероприятий.

Таким образом, мы предлагаем обозначить для достижения Цели следующие задачи
для развития архивного дела:

  1. Обеспечение хранения, комплектования (пополнения), учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации.

  2. Популяризация документального историко-культурного наследия народов Российской Федерации, находящегося на государственном хранении.

  3. Создание условий по обеспечению безопасности хранения архивных документов и улучшение материально-технической базы государственных архивов и другие.

  4. Осуществление контрольно-надзорной деятельности.

  5. Развитие и усовершенствование научно-справочного аппарата и поисковых систем в архивах.

  6. Внедрение информационных платформ, создание новых моделей деятельности, процессов и услуг.

  7. Совершенствование условий качества труда сотрудников государственных архивов и их навыков в сфере информационных технологий, а также развитие профессионального уровня работников.

 

Таким образом, обозначено 7 задач государственной программы, охватывающих деятельность архивной сферы, на основе которых можно сформировать 7 подпрограмм.

При этом, если метод программно-целевого планирования в архивной сфере реализуется в одной самостоятельной подпрограмме, то все задачи будут включены в эту подпрограмму.

Прошу обратить внимание, что наименование подпрограмм должно быть обобщающим.

Например:

Наименование подпрограммы - Цифровая трансформация в архивной сфере

задача - Внедрение информационных платформ, создание новых моделей деятельности, процессов и услуг

Важным аспектом в оценке выполнения задачи является формирование конкретного результата.

Предлагаю рассмотреть под каждой задачей спектр ожидаемых результатов.

Например, рассмотрим одну из основных и объемных задач:

  1.  «Обеспечение хранения, комплектования (пополнения), учета и использования документов Архивного фонда РФ».

Результатом выполнения данной задачи может быть как:

  • увеличение числа посещений читального зала,

  • увеличение утвержденных описей дел,

  • сокращение числа документов, требующих реставрацию и тд.

Ожидаемых результатов к задаче может быть один или несколько.

Еще ряд примеров результатов к следующим задачам.

2) Популяризация документального историко-культурного наследия народов РФ, находящегося на государственном хранении

3) Осуществление контрольно-надзорной деятельности

4) Развитие и усовершенствование научно-справочного аппарата и поисковых систем
в архивах.

Нами подготовлены перечень результатов для каждой сформированной задачи

5) Внедрение информационных платформ, создание новых моделей деятельности, процессов и услуг

6) Создание условий по обеспечению безопасности хранения архивных документов
и улучшение материально-технической базы государственных архивов

7) Совершенствование условий качества труда сотрудников государственных архивов
и их навыков в сфере информационных технологий,
а также развитие профессионального уровня работников

Для решения конкретной задачи и получения результата необходимо провести
и соответствующие мероприятия.

На экране представлен ряд мероприятий, которые отображают основную деятельность
в архивах.

Напоминаю, что в скаченной таблице мероприятия структурированы
в соответствии с задачей и ожидаемым результатом.

Таким образом, чтобы обеспечить ожидаемый результат, нам необходимо определить спектр мероприятий, т.е. ряд действий, которые нужно выполнить
в рамках поставленной задачи государственной программы.

Важным аспектом содержания государственной программы являются целевые показатели, которые имеют четкие критерии, отображают достижение национальных целей
и характеризуют уровень удовлетворенности граждан.

На слайде представлены критерии и условия, которым должны соответствовать целевые показатели, а также их виды.

Предлагаю рассмотреть на следующем слайде пример формирования целевых показателей государственной программы и их взаимосвязь с предложенными индикаторами.

На слайде мы видим какие индикаторы могут влиять на показатели.

Например:

На целевой показатель рост популяризации архивных фондов могут влиять следующие индикаторы:

Количество проведенных конференций, семинаров, выставок, экскурсий

Количество изданий, публикаций по архивным документам, в том числе
в сети «Интернет».

Предлагаем рассмотреть целевые показатели, сформированные
для разработки государственной программы непосредственно для регионов.

Они также представлены в таблице, которую вы ранее открыли по QR-коду.

Для подпрограмм и отдельных мероприятий в государственной программе определяются индикаторы, то есть количественные или качественные характеристики для достижения
их целей.

Для показателей/индикаторов определены виды, требования и методы расчета.

Представляем вам примерный перечень показателей/индикаторов.

Особо обращаем ваше внимание, что методы расчета показателей/индикаторов базируется на основе статистических данных.

Считаем целесообразным в докладе указать возможные механизмы реализации государственной программы.

Применение или выбор одного из трех механизмов зависит от реализуемого мероприятия.

Например, если мы планируем реализовать задачу «по созданию условий по обеспечению безопасности хранения архивных документов и улучшению материально –технической базы государственных архивов»,

то мероприятие «по оснащению материально- техническим оборудованием архивных учреждений» будет осуществляться по 44-ФЗ.

Выводы:

Таким образом, в презентации были рассмотрены вопросы эффективного управления государственными финансами, путем внедрения принципа программно-целевого планирования, с учетом задач территориального стратегического планирования.

На основе деятельности Архивной службы был рассмотрен типовой проект государственной программы/подпрограммы «Развитие архивного дела»
и представлены компоненты содержания Государственной программы/подпрограммы.

В целях улучшения качества оказания услуг в архивной сфере и расширения архивной деятельности, считаем целесообразным формирование обособленной государственной программы/ или подпрограммы как отдельного инструмента реализации стратегических задач
в архивной сфере.

Благодарю вас за внимание и хочу выразить слова благодарности своим коллегам
за совместную работу.

Обращаю Ваше внимание, что по ссылке Материалы к проекту государственной программы Вы можете получить проект Паспорта Государственной программы