ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ» (ОАО «ПОДЪЕМТРАНСМАШ»). САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 1917–2002.
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
Предприятие прошло долгий путь развития.
1. 1-й этап: с 1852 года по 1930 год – сборка и ремонт подвижного состава.
2. 2-й этап: с 1930 года по 2000 год – производство подъемно-транспортного оборудования.
2.1. Перепрофилирование на новое производство.
2.2. Послевоенный период. Расцвет предприятия.
2.3. Создание акционерного общества.
3. 3-й этап: с 2000 года до ликвидации. Производство о несостоятельности (банкротстве).
Названия (фирменные наименования) ОАО «Подъёмтрансмаш» (в хронологической последовательности):
1. «Петербургские главные мастерские Северо-западных железных дорог» – 1858 год.
2. «Паровозо- и вагоноремонтный завод Северо-западных железных дорог» – 1928 год.
3. «Ленинградский ремонтный завод Народного Комиссариата путей сообщения» – 1929 год.
4. «Ленинградский завод Подъемно-Транспортных Сооружений» – 1930 год.
5. «Ленинградский завод Подъемно-Транспортных сооружений имени тов. Кирова» – 1931 год.
6. «Завод Подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова» – 1936 год.
7. Ленинградское производственное объединение подъемно-транспортного оборудования (ПО «Ленподъемтрансмаш») – 1982 год.
8. Государственное предприятие «Ленинградское производственное объединение подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова» – 1992 год.
9. Акционерное общество открытого типа «Подъемно-транспортного машиностроения» (АООТ «Подъёмтрансмаш») – 1993 год.
10. Открытое акционерное общество подъемно-транспортного машиностроения (ОАО «Подъёмтрансмаш») – 2000 год.
1-й этап: с 1852 года по 1930 год – сборка и ремонт подвижного состава.
История рождения предприятия исчисляется от 1852 года. Его возникновение связано со строительством Петербургско-Варшавской железной дороги и сооружением первых строительных мастерских.
В 1857 году строительство Петербургско-Варшавской железной дороги и строительные мастерские переданы из ведения казны Акционерному обществу «Главное общество российских железных дорог».
В 1858 году мастерские получили название: «Петербургские главные мастерские Северо-западных железных дорог».
С января 1894 года Главные мастерские стали казенным предприятием.
В этот период предприятие осуществляло сборку паровозов и вагонов, а также ремонт подвижного состава.
После революции 1917 года предприятие было национализировано. С июня 1918 года его возглавлял комиссар. До 1930 года Главные мастерские входили в Народный Комиссариат путей сообщения.
В апреле 1928 года Главные мастерские были переименованы в «Паровозо- и вагоноремонтный завод Северо-западных железных дорог».
В 1928 году создан сварочный участок.
15.10.1929 г. предприятие получило название: «Ленинградский ремонтный завод Народного Комиссариата путей сообщения».
Основной деятельностью предприятия стал ремонт подвижного состава.
В период с 1917 года по 1930 год на предприятии существовали следующие производственные участки (цеха):
1. каретный; 2. подъемный; 3. малослесарный; 4. электрический; 5. дворовая команда; 6. столярная; 7. обойная; 8. прачечная; 9. паровозосборочная; 10. чугунно-литейный завод; 11. прогоночный; 12. ламповая; 13. кузница; 14. тендерная; 15. молярная; 16. инструментальный; 17. колесный; 18. бандажный; 19. ремонтно-механический; 20. товарный.
2-й этап: с 1930 года по 2000 год – производство подъемно-транспортного оборудования.
2.1. Перепрофилирование на новое производство.
В апреле 1930 года предприятие было реорганизовано в «Ленинградский завод Подъемно-Транспортных Сооружений» и вошло в состав Треста Подъемно-Транспортных Сооружений «Транстехпром». Завод перешел в ведение Наркома тяжелой промышленности.
Постановлением Правления Союзсредмашины от 31.01.1931 г. № 14 предприятию присвоено наименование: «Ленинградский завод Подъемно-Транспортных сооружений имени тов. Кирова».
В 1936 году завод переименован в «Завод Подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова».
В этот период предприятие осуществляло выпуск кранов и другого оборудования, вело конструкторские разработки.
С 1930 по 1941 года на предприятии существовали цеха, которые носили следующие названия: 1. первый крановый; 2. второй крановый; 3. сталелитейный; 4. электро-аппаратурный; 5. литер «В»; 6. литер «Б»; 7. заготовительный; 8. сварочный; 9. трест-крановый; 10. площадка «Невдубстроя».
В годы Великой Отечественной войны завод производил ремонт танков и выпуск оборонной продукции. Предприятие не эвакуировалось. Летом 1942 года 233 станка (свое лучшее оборудование) завод отправил на восток страны.
В январе 1942 года был создан медицинский стационар (Цех здоровья). К началу 1943 года на заводе работало около 700 человек .
2.2. Послевоенный период. Расцвет предприятия.
После войны возобновляется производство подъемно-транспортного оборудования, ведутся конструкторские разработки, внедряются новые технологии. Неоднократно менялась подведомственность предприятия:
в 1946 году завод стал подведомственным Министерству тяжелого машиностроения;
в 1957 году – Министерству тяжелого машиностроения Ленсовнархоза (постановление Совета Министров № 753 от 04.07.1957 г.);
в 1965 году – Министерству тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР (ГУПТМАШ) (постановление Совета Министров № 728 от 30.09.1965 г.).
Подчиняясь Министерству, предприятие входило в Производственное объединение «Союзподъемтрансмаш» (Всесоюзное промышленное объединение подъемно-транспортного машиностроения).
В 1953 году на предприятии был создан цех товаров народного потребления, выпускавший велосипеды и другую продукцию.
В 1955 году к предприятию присоединен «Завод металлоконструкций и ленточных транспортеров». Во исполнение приказа Министра тяжелого машиностроения № 306 от 04.10.1955 г. «Завод металлоконструкций и ленточных транспортеров» был ликвидирован как самостоятельное предприятие и передан «Заводу Подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова» (в качестве цеха металлоконструкций и сборки № 6).
Ликвидированный завод имел названия:
до 1932 года – завод «Стальмост»;
с 1932 года по 1941 год – «Кранстрой»;
с 1941 года по 1945 год – Центральные Мастерские Ленинградской Конторы Треста «Союз-Проммеханизация»;
с 1945 года по 4 октября 1955 года – Завод «Металлоконструкций и ленточных транспортеров» Треста «Союзпроммеханизация».
К середине 60-х годов на заводе имелось 18 цехов, из них основных цехов – 10, в том числе: чугунолитейный; сталелитейный; кузнечный; механические; сборочный; цеха металлоконструкций (сварочные).
В 1968 году за большие трудовые заслуги предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени (приказ Министра тяжелого и транспортного машиностроения № 245 от 16.07.1968 г.).
В 1982 году во исполнение приказа Министра тяжелого энергетического и транспортного машиностроения № 130 от 14.04.1982 г. организовано Ленинградское производственное объединение подъемно-транспортного оборудования (ПО «Ленподъемтрансмаш») в составе:
головной завод – Завод подъемно-транспортного оборудования имени С.М. Кирова;
строящийся филиал головного завода в г. Лодейное Поле.
Предприятия, подчиненные объединению:
Машиностроительный завод имени И.Е. Котлякова, г. Ленинград;
Специализированное конструкторское бюро эскалаторостроения (СКБЭ) г. Ленинград.
С 1 января 1988 года во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 июня 1987 года № 665, постановления Совета Министров СССР от 09.08.1987 г. № 908 предприятие было переведено на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
Во исполнение Указа Президента СССР от 09.08.1990 г. № 535 «Об образовании фонда государственного имущества СССР» и распоряжения Совмина СССР от 21.12.1990 г. № 2148р предприятие перешло в ведение Министерства тяжелой промышленности.
В 1992 году произошло преобразование в Государственное предприятие «Ленинградское производственное объединение подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова», зарегистрировано решением Регистрационной Палаты Мэрии Санкт-Петербурга № 327 от 17.03.1992 г. (учредитель – Министерство промышленности, форма собственности – государственная).
В указанный период предприятие осуществляло выпуск кранов и другого оборудования, вело конструкторские разработки, осуществляло иную деятельность – сотрудничало с образовательными учреждениями в сфере профессиональной подготовки молодежи, содержало объекты социального назначения, выполняло задачи гражданской обороны.
К 1992 году на балансе предприятия числились, в частности, следующие объекты: мобилизационные ресурсы; объекты гражданской обороны; комплекс очистных сооружений в г. Лодейное Поле; общежитие по ул. Бухарестская, 128/2; детский сад № 30 по адресу: ул. 9-я Красноармейская; жилой дом по адресу: Яковлевский пер., 6; жилой дом в г. Лодейное Поле, ул. Гагарина, д. 8, корп. 1; жилой дом в г. Лодейное Поле, ул. Набережная, 17, корп. 1; жилой дом в г. Лодейное Поле, ул. Пограничная, 13, корп. 2; «База рыбака и охотника» в пос. Черная Лахта, ст. Краснофлотск; Дом отдыха «Лесное» в пос. Сиверский; Детский оздоровительный лагерь «Чайка», пос. Вырица; База отдыха «Свирское» в г. Лодейное Поле, пос. Свирский; Медико-санитарная часть; Столовая; Пошивочная мастерская; Музей и клуб завода; незавершенное строительство филиала в г. Лодейное поле; незавершенное строительство подсобного хозяйства в пос. Шоткус, г. Лодейное поле; незавершенное строительство АТС завода; незавершенное строительство физкультурно-оздоровительного комплекса завода, и др.
В 1990–1992 гг. на территории предприятия создавались производственные кооперативы (в частности: КТЦ, Тэмп, Пластик).
2.3. Создание акционерного общества.
В 1993 году государственное предприятие «Ленинградское производственное объединение Подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова» было реорганизовано. Правопреемником стало Акционерное общество открытого типа «Подъемно-транспортного машиностроения», зарегистрировано решением Регистрационной Палаты Мэрии Санкт-Петербурга № 4902 от 12.10.1993 г. (учредитель – КУГИ Мэрии Санкт-Петербурга-Территориальное Агентство Госкомимущества РФ, форма собственности – государственная до момента продажи акций).
Устав АООТ «Подъемтрансмаш» имел три редакции:
1) 1993 год – зарегистрирован решением Регистрационной Палаты Мэрии Санкт-Петербурга № 4902 от 12.10.1993 г.
2) 1995 год – зарегистрирован решением Регистрационной Палаты Мэрии Санкт-Петербурга № 22963 от 16.08.1995 г.
3) 1996 год – зарегистрирован решением Регистрационной Палаты Мэрии Санкт-Петербурга № 56485 от 18.11.1996 г.
В 2000 году АООТ «Подъемтрансмаш» было переименовано в Открытое акционерное общество подъемно-транспортного машиностроения (ОАО «Подъемтрансмаш»). Регистрация произведена решением Регистрационной Палаты Администрации Санкт-Петербурга № 226696 от 20.12.2000 г. План приватизации утвержден КУГИ Мэрии Санкт-Петербурга 18.08.1993 г., зарегистрирован Финансовым комитетом Мэрии Санкт-Петербурга 22.10.1993 г. (рег. № 72-1П-711).
Согласно пункту 10 Плана Приватизации, «АО «Подъемтрансмаш» является правопреемником ПО «Подъемтрансмаш» в полном объеме».
Следующие объекты социального использования не подлежали приватизации:
мобилизационные ресурсы и объекты гражданской обороны (переданы в хозяйственное ведение ОАО «Подъемтрансмаш» по договору);
комплекс очистных сооружений в г. Лодейное Поле (передан на баланс районной администрации);
детский сад № 30 по адресу: ул. 9-я Красноармейская (использовался ОАО «Подъемтрансмаш» по договору с районной администрацией о совместном использовании);
жилые дома, расположенные в г. Санкт-Петербурге, Яковлевский пер., д. 6; в г. Лодейное Поле, ул. Гагарина, д. 8, корп. 1; ул. Набережная, д. 17, корп. 1; ул. Пограничная, д. 13, корп. 2, (переданы на баланс районной администрации);
общежитие по ул. Бухарестская, 128/2 (передано на баланс районной администрации).
С 2000 года переименований, реорганизаций и изменений форм собственности не происходило. Внутренняя структура предприятия неоднократно менялась.
В 2000–2002 гг. сложилась следующая структура предприятия:
Цех 1 инструментальный; Участок 4 ремонтно-механический отдел; Шихтовый участок; Участок 7 ремонтно-строительный; Участок 8 электрооборудования; Цех сталелитейный; Цех 10 сборно-сварочное производство; Цех 11 механический; Цех 12 паросиловой; Цех 14 автотранспортный; Цех 15 железнодорожный; Цех 20 кузнечно-термический; Цех 21 механический; Цех 22 сборочный; АХУ (административно-хозяйственный участок); УКС участок комплексной связи; ОГК отдел главного конструктора; ОГТ отдел главного технолога; ОГМетр отдел главного метролога; ОГС отдел главного сварщика; ИНО инструментальный отдел; ОВР отдел внешних работ; ЭМО энерго-механический отдел; ЦЗЛ Центральная заводская лаборатория; ОУК отдел управления качеством; ОТК отдел технического контроля; ОГМетр отдел главного метролога; ОРиТИ отдел рекламы и технической информации; ОАИС отдел автоматизации информационных систем; ООТ отдел охраны труда и производственного контроля; ПДО производственно-диспетчерский отдел; ЭО экономический отдел; ОУС отдел управления собственностью; ОМДиЗ отдел маркетинга, договоров и заказов; ООТИЗ отдел организации труда и заработной платы; Главная бухгалтерия; Финансовый отдел; ОМТС отдел материально-технического снабжения; Осб отдел сбыта; Отдел управления и развития персоналом; Охрана; Питомник собак; ППГ Пожарно-профилактическая группа; МСЧ медицинская санчасть; Столовая; Пресс-группа; ДОК; ФОК и др.
3-й этап: с 2000 года Производство о несостоятельности (банкротстве). Ликвидация.
В 2000 году Определением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.00г. по Делу № А56-26992/00 в отношении предприятия введена процедура наблюдения, назначен временный управляющий.
В 2002 году Определением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.02 г. по Делу № А56-26992/00 в отношении ОАО «Подъемтрансмаш» введена процедура внешнего управления и назначен внешний управляющий.
Решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.02 г. по Делу № А56-26992/00 ОАО «Подъемтрансмаш» признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.
В 2004 году Определением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.04 г. по Делу № А56-26992/00 срок конкурсного производства продлен до 25.12.2004 г.
Документы по личному составу
наб. Обводного канала, 118;
ул. 9-я Красноармейская;
Яковлевский пер., д. 6;
ул. Гагарина, д. 8, корп. 1;
г. Лодейное поле, ул. Набережная, 17, корп. 1;
г. Лодейное поле, ул. Пограничная, д. 13, корп. 2;
г. Лодейное поле, пос. Шоткус;
пос. Черная Лахта, ст. Краснофлотская Ломоносовского района;
пос. Сиверский Гатчинского района, ул. Достоевского, д. 15;
ул. Бухарестская, д. 128/2 (общежитие);
пос. Володарка, ул. Коммунистическая (общежитие);
пос. Горелово, ул. Коммунистическая (общежитие);
Измайловский пр., д. 18 (общежитие);
наб. Обводного канала, д. 118, флигель 6-а (общежитие);
ул. Прогонная, д. 8 (общежитие);
ул. Салова, д. 23 (общежитие);
ул. Самойлова, д. 8 (общежитие).
Тематика:
машиностроение;
ремонт подвижного состава;
сборка паровозов и вагонов;
выпуск кранов;
конструкторские разработки;
ремонт танков;
выпуск оборонной продукции;
выпуск велосипедов.
Персоналии:
«Петербургские главные мастерские Северо-западных железных дорог»;
«Паровозо и вагоноремонтный завод Северо-западных железных дорог» Народного Комиссариата путей сообщения;
«Ленинградский ремонтный завод» Народного Комиссариата путей сообщения;
«Ленинградский завод Подъёмно-Транспортных Cооружений» Треста Подъёмно-Транспортных Сооружений «Транстехпром»;
«Ленинградский завод Подъёмно-Транспортных сооружений имени тов. Кирова Треста Подъёмно-Транспортных Сооружений «Транстехпром»;
(Завод им Кирова);
«Завод Подъёмно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова» Треста Подъёмно-Транспортных Сооружений «Транстехпром»;
«Завод Подъёмно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова» Министерства тяжелого машиностроения.
В 1955 году присоединен «Завод металлоконструкций и ленточных транспортеров», который ранее имел названия: до 1932 года – Завод «Стальмост», с 1932 года по 1941 год – «Кранстрой», с 1941 года по 1945 год – Центральные Мастерские Ленинградской Конторы Треста Союзпроммеханизация, с 1945 года по 04 октября 1955 года – Завод «Металлоконструкций и ленточных транспортеров» Треста «Союзпроммеханизация».
«Завод Подъёмно-транспортного оборудования» Министерства тяжелого машиностроения Ленсовнархоза;
«Завод Подъёмно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова» Всесоюзного промышленного объединения подъемно-транспортного Машиностроения Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР (ГУПТМАШ);
«Завод Подъёмно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова» Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР (ГУПТМАШ);
14 апреля 1982 г. приказом министра тяжелого энергетического и транспортного машиностроения организовано Ленинградское производственное объединение подъемно-транспортного оборудования «Ленподъемтрансмаш» (ПО «Ленподъемтрансмаш») в составе:
головной завод – Завод подъемно-транспортного оборудования имени С.М. Кирова;
предприятия, подчиненные объединению – строящийся филиал головного завода в г. Лодейное поле;
Машиностроительный завод имени И.Е. Котлякова, г. Ленинград;
(Машзавод им Котлякова);
Специализированное конструкторское бюро эскалаторостроения г. Ленинград;
(СКБЭ; СКБ эскалаторостроения; Специализированное КБ эскалаторостроения);
Ленинградское производственное объединение Подъёмно-транспортного оборудования (ПО «Ленподъёмтрансмаш») Производственного объединения «Союзподъёмтрансмаш»;
Ленинградское производственное объединение Подъёмно-транспортного оборудования (ПО «Ленподъёмтрансмаш») Производственного объединения «Союзподъёмтрансмаш» Министерства тяжелой промышленности;
Государственное предприятие «Ленинградское производственное объединение подъёмно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова» Министерства промышленности;
Акционерное общество открытого типа «Подъемно-транспортного машиностроения»;
АООТ «Подъёмтрансмаш»;
Открытое акционерное общество «Подъемно-транспортного машиностроения»;
ОАО «Подъёмтрансмаш».
К 1992 году на балансе предприятия числились следующие объекты:
мобилизационные ресурсы;
объекты гражданской обороны;
Комплекс очистных сооружений в г. Лодейное Поле;
Общежитие по ул. Бухарестской, 128/2;
Детский сад № 30 (д/с 30; д/сад 30; детсад 30) по адресу: ул. 9-я Красноармейская, д. 4/6 (оп. 89);
жилой дом по адресу: Яковлевский пер.6;
жилые дома в г. Лодейное Поле по адресам: ул. Гагарина, д. 8, копр. 1; ул. Набережная, д. 17, корп. 1; ул. Пограничная, д. 13, корп. 2;
База рыбака и охотника в пос. Черная Лахта, ст. Краснофлотск;
Дом отдыха Лесное (д/о Лесное);
Дом отдыха Сиверский (д/о Сиверский);
Детский оздоровительный лагерь Чайка в пос. Вырица, ул. Набережная, д. 28 (п/л Чайка; пионерлагерь Чайка; п/лагерь Чайка; ДОЛ Чайка) (оп. 89);
Пионерский лагерь Сиверский (пионерлагерь Сиверский; п/лагерь Сиверский)
База отдыха Свирское в г. Лодейное Поле, пос. Свирский;
Медико-санитарная часть (МСЧ; Медсанчасть) (оп. 86);
Столовая;
Пошивочная мастерская;
Музей и клуб завода;
Незавершенные строительства: филиала в г. Лодейное Поле; подсобного хозяйства в пос. Шоткус, г. Лодейное Поле; АТС завода; физкультурно-оздоровительного комплекса завода.
В документах по личному составу имеются сведения о работниках:
Арендное предприятие «Кранмех» (за 1990-1994 гг.);
А.П. «Кранмех» (АП Кранмех);
Арендное предприятие «КТЦ» (кузнечно-термический цех);
АП «КТЦ»;
Производственный кооператив «КТЦ»;
ПК «КТЦ»;
Производственный кооператив «Темп»;
ПК «Темп» (ТЭМП);
Производственный кооператив АЗОТ «ТНП»;
ПК АЗОТ «ТНП»;
Производственный кооператив «Пластик»;
ПК «Пластик».
Сведениями о создании, о периодах деятельности АП «Кранмех» и производственных кооперативов архив не располагает.
Жилищно-коммунальный отдел (ЖКО) (оп. 87);
Медицинский стационар;
Стальмост;
Кранстрой;
Союзпроммеханизация;
Детский сад № 103 (д/с 103; д/сад 103; детсад 103) (ул. Гастелло, д. 10) (оп. 89);
Ясли № 321 (наб. Обводного канала, д. 153) (оп. 89);
Питомник собак;
Подсобное хозяйство;
Физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) (оп. 86);
Профком (оп. 96);
Завком;
Газета «Кировский рабочий» (оп. 96);
Редакция радиовещания (оп. 96);
Телефонная станция (оп. 86);
20-ый отряд Военизированной охраны (20 отряд ВОХР);
Управление капитального строительства (УКС);
Трудовые книжки (оп. 97);
Студенты (оп. 43, д. 14);
Заводские стипендиаты (оп. 92, д. 23);
Завод «Металлоконструкций» (1940–1954 гг.) (оп. 54);
Внешнеторговая фирма «Кранэкс» (ВТФ «Кранэкс») (1985–1999 гг.) (оп. 86);
АОЗТ «ТНП» (1994 год) (оп. 92).