«Ничейных детей не бывает…». Решение проблем детской беспризорности и безнадзорности в России в XIX – XX веках» (28.10.2008 – 23.12.2008)

"Ничейных детей не бывает…"

Решение проблем детской беспризорности и безнадзорности в России в XIX – XX веках

(28.10.2008 – 23.12.2008)


На выставке представлены архивные документы и фотографии, рассказывающие о деятельности благотворительных учреждений XIX века, становлении государственной службы социальной опеки беспризорных детей в первые годы советской власти, о тех мерах, которые принимались партийными и советскими органами в те периоды истории России, когда проблемы детской беспризорности и безнадзорности стояли наиболее остро: в 20-е и 30- годы, во время Великой Отечественной войны. Хронологические рамки представленных документов: с 1823 до 1988 года.

Сиротство как трагический факт биографии, такая форма бытия ребенка как беспризорность, связанные с ними «вечные» пороки: бродяжничество, нищенство, детская преступность – были и, к сожалению, пока остаются существенными чертами российской действительности. Но в то же время, всегда в России находились неравнодушные люди, пытавшиеся изменить ситуацию.

Вплоть до революции 1917 года основной действенной формой помощи была церковная и частная благотворительность, выражавшаяся в создании и обустройстве приютов, домов призрения, детских воспитательных учреждений, школ и больниц, проведении разного рода лотерей с целью сбора средств и пожертвований. Специфическим русским явлением стало участие в делах благотворительности царствующих особ. Так при участии и на средства императрицы Марии Федоровны была создана сеть воспитательных, сиротских, больничных, образовательных и других богоугодных заведений, которые уже после ее смерти в 1828 году были объединены в единое Ведомство учреждений императрицы Марии.

Самые ранние документы, представленные на выставке, датированы 1823 годом и относятся к деятельности другого благотворительного учреждения - Императорского человеколюбивого общества, созданного в 1802 году. Это ведомость различных вещей и предметов, необходимых для обустройства Дома воспитания детей и расписание уроков.

Здесь же можно увидеть рисунок нагрудного знака в честь столетнего юбилея Императорского женского патриотического общества, созданного в 1812 году императрицей Елизаветой Алексеевной с целью «призрения бедных детей женского пола с 5-летнего возраста».

При том, что проблемы детей, оставшихся без опеки и попечения родителей, всегда в России стояли достаточно остро вследствие войн, эпидемий, голода, низкого уровня жизни большей части населения, в нашем сознании понятие детской беспризорности как массового явления связано с 20-ми годами ХХ века, когда оно прочно вошло в наш обиход вместе с революциями, войнами, репрессиями.

Провозгласив отказ от идей благотворительности, заботу о детях взяло на себя государство - беспризорными детьми стали заниматься различные комиссии, коллегии и отделы народных комиссариатов государственного призрения, здравоохранения, труда, юстиции. В 20-е – 30-е годы детские учреждения отличались многообразием: дома младенцев, детские дома, санатории, лесные школы, детские городки и деревни, школы-колонии, школы-коммуны и детские приемники. В жизнь на практике воплощался лозунг: «Все лучшее детям!». Так, в Петрограде Центральный детский карантинно-распределительный пункт до нач.1920-х годов размещался в бывшей гостинице «Европейская», с детьми занимались лучшие преподаватели, в частности в этом учреждении работал А.А.Брянцев, будущей основатель и руководитель ТЮЗа. Под загородные детские колонии были отданы многие пригородные дачи и дворцы: Екатерининский дворец и дача кн.З.Юсуповой в Царском селе, Константиновский дворец в Стрельне.

Из приемников-распределителей юных правонарушителей переводили в детские дома для трудновоспитуемых – одним из таких учреждений была петроградская «Школа социально-индивидуального воспитания им.Ф.М.Достоевского», которую в 1920 году возглавил педагог В.Н.Сорока-Росинский. Всесоюзную известность школе и ее руководителю принесла книга «Республика Шкид», вышедшая в 1927 году - это был первый литературный опыт бывших «шкидовцев» - девятнадцатилетнего Г.Белых и семнадцатилетнего Л.Пантелеева.

Архивные документы этого периода– самый значительный раздел выставочной экспозиции. Наряду с материалами, освящающими деятельность этих и других детских учреждений, здесь можно увидеть справки и докладные о состоянии детских домов, письма и «ударные обязательства» подростков, литературно-художественный журнал, издававшийся в 1918 году в Петергофской Пролетарской трудовой коммуне под редакцией поэта Б.Богомолова.

Несомненный интерес представляют документы, датированные 1930-ми годами. Они свидетельствуют о малоизвестных фактах роста детской преступности в то время, когда открыто заявлялось о ликвидации детской беспризорности, и что, в конечном итоге, привело к принятию печально известного Постановления ЦК и СНК СССР 1935 года, вводившего уголовную ответственность несовершенно-летних, начиная с 12-летнего возраста.

Документы 1980-х годов, завершающие экспозицию, свидетельствуют об изменении государственной политики в отношении беспризорности и сиротства, когда большее внимание стало уделяться предупредительным мерам и созданию детских учреждений с семейными формами воспитания.

Директор  детского   дома   №53   Н. В. Чувашева в  рабочем кабинете. 

Январь  1988 г.   Ленинград.  

Фотографы Н.Адамович, И.Куртов.

ЦГАКФФД   СПб