ВЛАСТЬ И КИНО

Широкое распространение иллюзионов и «электро-театров» в 1900-1910-х годах вызвало интерес властей. Хроникальные киносъёмки императора Николая II, его семьи и двора, транслировавшиеся перед киносеансами, можно назвать первой кинопропагандой.

Государство контролировало не только порядок работы кинотеатров, но и выпуск некоторых фильмов. Так, например, монополией на съёмку театра военных действий обладал Скобелевский комитет, пресекавший попытки частных кинокомпаний снимать военную кинохронику во время Первой мировой войны. Это было обусловлено, во-первых, нежеланием показывать публике реальную картину войны, и, во-вторых, существовавшей в то время строгой государственной цензурой.

В фильмах запрещено было показывать трупы, изображать религиозные предметы и процессии, политические митинги и забастовки, сцены насилия и психически больных — далеко не полный список того, что не пропустила бы цензура. В 1914-1916 годах городские власти и полиция следили за тем, чтобы ленты «аморального содержания» и сюжеты, которые могли вызвать беспорядки, не были показаны публике.

Во время революции и Гражданской войны национализация кино открывает новый этап в развитии русской советской кинематографии. В 1919 году постановлением СНК РСФСР, подписанным В.И. Лениным, фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. В 1918 г. начался выпуск игровых агитационных фильмов, сыгравших значительную роль в становлении революционного русского кино.

В.И. Ленин предложил установить определенную пропорцию для фильмов пропагандистского, информационного и развлекательного содержания. К этому времени относится его известное высказывание: «... Производство новых фильмов проникнутых коммунистическими идеями, отражающих советскую действительность, надо начинать с хроники...». Советская революционная кинодокументалистика отражала не только революционные события в стране, но и ненавязчиво, исподволь агитировала народные массы.

В 1920-х годах выпускается большое количество агитационных, антирелигиозных и исторических фильмов. Показывая процесс становления советской действительности, эти ленты отражали огромные перемены в жизни России после Октябрьской революции.

Первое Всесоюзное партийное совещание по вопросам кино (1928 г.) отметило: «Начав с картин на историко-революционные и историко-литературные темы, советская кинематография все решительнее переходит к современной советской тематике, к освещению и анализированию актуальных вопросов советского быта и социалистического строительства». Советское немое кино было проникнуто идеологией социалистической революции, и основной его задачей было донести до людей принципы и идеи социализма, показать борьбу народа за свое право на честный труд и справедливое общество.

Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2016.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.