ПИОНЕРЫ КИНО

Первым конкурентом французским киномонополистам «Братьям Пате» на русском рынке стал Александр Алексеевич Ханжонков, кинематографист-профессионал и основоположник российского кинопроизводства. В 1904 году он основал прокатную контору на паях с Э. Ошем, которая просуществовала до своего разорения в 1908 году. «Первая русская художественная фильма», снятая Ханжонковым, — «Драма в таборе подмосковных цыган» (1908) не произвела должного впечатления на публику, несмотря на съемки на натуре. Картина шла всего три дня и вскоре была забыта.

А.А. Ханжонков, однако, уже в 1908 году основал «Торговый дом А. Ханжонкова и Ко». Кинофабрику он отстроил в Москве, выбрав эмблемой крылатого коня Пегаса. Ханжонков снимал не только игровые фильмы, но и научные, познавательные, этнографические ленты (как правило, убыточные). Первой победой Ханжонкова стала военно-историческая эпопея «Оборона Севастополя» (1911). Показ фильма состоялся 14 ноября 1911 году в крымской Ливадии в присутствии императора, всей царской семьи и двора, что было фактическим государственным признанием новорожденного кинематографа.

В 1912 году А.А. Ханжонков, объединившись с киностудией «Братья Пате», снимает историческую юбилейную киноэпопею «1812 год». Интересно, что в фильме при окончательном монтаже сохранились два Наполеона — французский артист А. Кнорр из материалов «Пате» и В.К.Сережников, снимавшийся в части Ханжонкова.

Достойным и постоянным конкурентом благородного идейного первопроходца русского кинематографа А.А. Ханжонкова был Александр Осипович Дранков. До 1906 года он был хозяином фотоателье в Петербурге. После поездки в Лондон, где Дранков получил должность корреспондента газеты «Таймс» в России, ему открывается множество новых возможностей. В 1907 году он основывает «первое в России синематографическое ателье».

15 октября 1908 года выходит игровой фильм «Понизовая вольница (Стенька Разин)». Этот день принято считать датой рождения российского кинематографа. Следующим фильмом киноателье Дранкова становится первая российская кинокомедия «Усердный денщик» (1908). Дранков совершает великое для российской культуры деяние: снимает ленту «День 80-летия графа Л.Н. Толстого в Ясной Поляне». Кроме того, его кинематографистами были запечатлены дни болезни Толстого и его похороны. Подобной летописи в ту пору не имела ни одна кинематография мира.

Предприимчивый человек и ловкий делец, Дранков придумал новый вид кинорекламы — выпуск открыток с кадрами из своих фильмов. Он помещал сцены из фильмов на афишах, чего до него не делал никто в мире.

Ателье А.О. Дранкова соперничало с А.А. Ханжонковым. На протяжении десятилетия конкуренция этих первопроходцев русского кинематографа была одной из основных интриг русской киножизни, и периодически она приводила к появлению в прокате двух почти одинаковых картин.

Первым в России А.О. Дранков приступает к выпуску отечественных детективных киносериалов. Снятый в его ателье фильм «Сонька Золотая Ручка» (1914-1915) пользовался у публики огромным успехом. В 1917 году Дранков после революционных событий покинул Петроград.

Период революции и Гражданской войны 1917-1922 годов породил новую волну русского кино. Покровителем и куратором молодого советского кино был А.В. Луначарский. В 1920-х годах начинают свой творческий путь такие титаны кинематографа как С.М. Эйзенштейн, Г.М. Козинцев, Л.З. Трауберг. С 1922 года кинопроизводство Ленинграда сосредоточено в «Севзапкино». Это были режиссеры-новаторы, стремящиеся к обновлению «немого» кино, желающие проникнуть в его специфику и много экспериментировавшие с формами. В 1922 году появляется манифест Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС), театра-студии, организованной режиссерами Г.М. Козинцевым и Л.З. Траубергом. Мастерская этой фабрики выпустила группу профессиональных актеров кино. В конце 1920-х годов четко прослеживается желание режиссеров следовать реалистическому искусству. Советская кинематография 1920-х годов была одной из лучших киношкол мира.

Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2016.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.