ПЛАШКОУТНЫЕ МОСТЫ

Основу плашкоутных (наплавных) мостов составлял ряд плавучих опор – плашкоутов, которые закреплялись на месте якорями или специальными оттяжками с берега, сверху на них укладывался настил, по которому и осуществлялось движение. Плашкоутные мосты обладали рядом несомненных преимуществ, в их числе – относительная простота устройства, не зависящая от особенностей реки – ее ширины и глубины. Недостатком таких мостов, прежде всего, являлась их недолговечность. В своей докладной записке русский инженер Станислав Валерианович Кербедза подробно останавливается на причинах повреждений плашкоутных мостов через Неву, среди которых выделяет ледоход, наводнения, а также петербургский климат и некоторые трудности организации судоходного дела. Поддержание мостов в рабочем состоянии требовало постоянного присутствия 25-30 человек персонала самого разного профиля. К примеру, для того, чтобы произвести пропуск судов мост требовалось частично разобрать, что занимало около двух часов. Серьезную проблему для существования плашкоутных мостов представлял ледоход весной и ледостав осенью, которые были связаны со вскрытием и замерзанием Невы. Для прогнозирования подобных явлений даже составляли специальные таблицы. Благодаря документам второй половины XIX века можно получить представление о том, как именно действовало городское правительство во избежание повреждений мостов льдом. Начало ледохода фиксировалось в истоке   Невы,   у   крепости  Шлиссельбург,  информация  об  этом

 

в срочном порядке передавалась в столицу посредством телеграфа – наиболее быстрого способа в то время. Учитывая, что длина Невы от истока до границ города составляла в то время около 50 км, а средняя скорость – около 4 км/ч, получается, что у смотрителей невских мостов было порядка 12 часов для того, чтобы разобрать плашкоутные мосты – точнее «сдать в берег» – как указано в ответной телеграмме. Однако характер Невы был столь непредсказуем, что повреждения все равно случались – об этом свидетельствует протокол строительной комиссии о повреждении ледоходом 1872 года Дворцового моста и ходатайство о его скорейшем восстановлении. Другой недостаток плашкоутных мостов заключался в их конструкции, отличавшейся большой подвижностью и малой жесткостью. Последнее могло привести к деформации моста при переправе через него грузов – именно поэтому перевоз тяжестей был возможен только после получения официального разрешения-свидетельства. Более того, колебания уровня воды в Неве приводили к изменению уровня проезжей части, что создавало затруднения для движения по мосту, причем не только для пешеходов, но и для транспорта. Сохранилось даже упоминание о ходатайстве общества покровительства животным, которое было обеспокоено перестройкой Дворцового моста и повышением уровня настила относительно набережной, что при подъеме воды в Неве лошади с вагонами могли с трудом взойти на мост.

 


О проекте


Участники проекта


Материалы проекта


Книга отзывов


Карта проекта

 


Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2014.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.