ДЕРЕВЯННЫЕ И КАМЕННЫЕ МОСТЫ

Первые мосты Санкт-Петербурга имели простое балочное устройство, основу которого составляли вертикальные сваи, укрепленные в дно реки. Несколько позднее появились мосты подкосной системы, об их облике можно судить по представленным фотографиям. Основное их отличие от мостов балочной системы состояло в том, что в вертикальные устои под углом были врублены дополнительные элементы – так называемые «подкосы». В мостах как балочной, так и подкосной системы наибольшая нагрузка ложилась на деревянные опоры моста, которые требовали регулярной замены, о чем свидетельствуют представленные ведомости расходов на их ремонт. Именно поэтому в начале XIX века русским инженером испанского происхождения Августином Бетанкуром был разработан проект арочного деревянного моста с каменными береговыми устоями. Своеобразным итогом конструктивных поисков и усовершенствования деревянных мостов стали многочисленные проекты постоянного моста через Неву, которые начинают появляться со второй половины XVIII века. Один из самых смелых и оригинальных принадлежит мастеру-самоучке, механику Ивану Кулибину. Это  должен  был  быть  деревянный мост  длиной  около  300  метров  и  высотой   40   метров   с   одним   пролётом,

 

что обусловлено, прежде всего, сложностью сооружения речных опор на значительной глубине. Для подтверждения жизнеспособности своего проекта Иваном Кулибиным была создана модель в масштабе 1:10, которая блестяще прошла испытания и обеспечила своему создателю всероссийскую славу. Однако проект так и не был реализован, так как затраты на его сооружение превышали выгоды от его использования.

Во второй половине XVIII века начинается строительство каменных мостов. Одним из первых подобных сооружений стал Прачечный мост. В 1780-е гг. были возведены семь однотипных каменных мостов через Фонтанку, автором проекта которых, предположительно, является французский инженер Жан-Рудольф Перроне. До наших дней свой первоначальный облик – с каменными башнями и тяжелыми цепями – сохранили лишь два из них – Старо-Калинкин и мост Ломоносова. Некогда таким был и Аничков мост, но к 1840-м годам он уже не удовлетворял реалиям городской жизни, прежде всего, вследствие своего местоположения – на пересечении Фонтанки и главной магистрали Петербурга – Невского проспекта. После перестройки мост остался каменным, но приобрел современный облик.

 


О проекте


Участники проекта


Материалы проекта


Книга отзывов


Карта проекта

 


Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2014.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.