«ПРОЛЕТАРСКИЙ» ЗАВОД МИНИСТЕРСТВА СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР И ЗАВОДСКОЙ КОМИТЕТ. ЛЕНИНГРАД. 1917–1970.
Дел: 88
|
||
Дел: 4
|
||
Дел: 2
|
||
Дел: 3
|
||
Дел: 4
|
||
Дел: 4
|
||
Дел: 7
|
||
Дел: 13
|
||
Дел: 6
|
||
Дел: 12
|
||
Дел: 15
|
||
Дел: 31
|
||
Дел: 32
|
||
Есть оцифрованные дела
|
Дел: 15
|
|
Дел: 28
|
||
Дел: 38
|
||
Дел: 3
|
||
Дел: 54
|
||
Дел: 76
|
||
Дел: 44
|
||
В 1922 г. Александровский главный механический завод Министерства путей сообщения, основанный в 1825 г. как Александровский чугунолитейный завод (изготовлял паровые машины для пароходов, строительные конструкции и художественное литьё - перекрытия Александринского театра, Зимнего дворца, решётки мостов и др., в 1830 г. построил один из первых русских пароходов «Нева», в 1834 г. первую металлическую подводную лодку, в 1845 г. первый отечественный магистральный паровоз, а вскоре железнодорожный вагон), переименован в Пролетарский паровозоремонтный завод Наркомата (с марта 1946 г. Министерства) путей сообщения СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 15 июня 1959 г. завод передан Управлению тяжёлого машиностроения Ленсовнархоза и переименован в Пролетарский тепловозостроительный завод, так как от ремонта паровозов он перешёл к изготовлению тепловозов. Постановлением Совета Министров СССР от 19 сентября 1963 г. завод передан Министерству судостроительной промышленности СССР и в связи с изменением профиля (изготовление судовых машин и гидравлических механизмов, в том числе для атомоходов «Ленин», «Россия», «Севморпуть», супертанкера «Крым») стал называться Пролетарским заводом. В 1931 г. из его состава выделился в самостоятельный завод Октябрьский вагоноремонтный завод - ОВРЗ (см. также ф. Р-5142).
Приказом МПС СССР от 20 ноября 1974 г. включён в состав НПО «Компас», которое приказом МПС СССР от 2 декабря 1975 г. переименовано в производственно-техническое объединение «Пролетарский завод».
Документы сохранились не полностью, с 1971 г. находятся на ведомственном хранении.
Положение о Пролетарском заводе за 1925 г. отложилось в фонде Ленинградского государственного завода подъёмно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова (см. также ф. Р-1654).
На основании Постановления Комитета Министров, утверждённого императором Александром I, 27 марта 1825 года был заложен, а в конце 1826 года вступив в строй получил наименование Александровский литейный завод Департамента горных и соляных дел Министерства финансов. В 1834 г. завод передан в ведение Главного управления Министерства путей сообщения и публичных зданий и стал именоваться Александровский главный механический завод.После Октябрьской революции перешёл в собственность Советского государства. В 1923 г. переименован в Пролетарский паровозоремонтный завод Народного Комиссариата (с марта 1946 г. - Министерства) путей сообщения СССР; в 1931 г. из его состава выделился в самостоятельный вагоноремонтный завод (Октябрьский вагоноремонтный завод-ОВРЗ). С 15 июня 1959 г., согласно Постановления Совета Министров СССР № 639, завод передан Управлению тяжёлого машиностроения Ленсовнархоза - изменился профиль - от ремонта паровозов он перешёл к изготовлению тепловозов, в связи с чем переименован в тепловозостроительный. В сентябре 1963 г. согласно Постановления Совета министров СССР № 973-330 и совета Министров РСФСР № 4071-РС от 19 сентября 1963 г. завод перешёл в ведение Министерства судостроения СССР и переименован в Пролетарский. Изменился и профиль - завод перешёл к изготовлению судовых машин и гидравлических механизмов.
/первоначально находился на территории нынешнего Кировского завода (б. Путиловского, а до 1868 г. казённого чугунолитейного, основанного в 1789 г. на острове Котлин-Кронштадт и в 1801 г. переведённого на современную площадку - м.б. это корни Александровского чугунолитейного или они просто соседствовали, в 19 веке, из-за наводнения, переведён на Шлиссельбургский тракт - ныне пр. Обуховской обороны/
Списки предприятий Петрограда на апрель 1918 г.:
Александровский механический завод (Главные вагонные мастерские Николаевской ж.д.) владелец - Николаевская железная дорога (Совет рабочих и служащих); год возникновения 1894 г.; адрес - Экипажная улица (теперь ул. Седова); ремонт, постройка пассажирских, товарных вагонов, оборудование санитарных и др. поездов; число рабочих на 1 января 1917 г.- 1965, на 1 апреля 1918 - 2164
ф.1578, оп.3, д.28, л.50 (п.720)
Документы завода сохранились не полностью. (полностью утрачены документы за 1923-1927, 1931, 1932, 1938 гг.; документы местного комитета профсоюза с 1922 до 1944 гг.).
Схема административного управления (1959 г.), акт передачи завода из МПС СССР в состав предприятий управления тяжёлого машиностроения Ленсовнархоза (11 августа 1959 г.). Приказы и распоряжения (1956-1970 гг.); протоколы заседаний технического совета и производственных совещаний (1949-1970 гг.).
Сметы и штатные расписания (1956-1970 гг.); промфинпланы и лимиты (1939-1970 гг.)
годовые отчёты по основной деятельности (1928-1930, 1934-1937, 1939-1968, 1970 гг.) и капитальному строительству (1951-1970 гг.), о внедрении новой техники и работе БРИЗ, расходе топлива и электроэнергии, о мероприятиях по техники безопасности и о несчастных случаях на производстве, работе с кадрами (1951-1970 гг.); справки о проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (1965 г.), о работе в области специализации и повышения эффективности производства за 1967-1968 гг. (1968 г.); справка (копия) Ленинградского городского комитета народного контроля о проверке финансово-хозяйственной деятельности Протлетарского завода (15 октября 1969 г.).
Титульные списки (1956-1958, 1960 гг.), решения (копии) исполкома Ленгорсовета (1967 г.), справки, переписка о реконструкции завода (1962-1964 гг.).
Отчёты, справки об участии завода в международных выставках (1963 г.); докладная записка о постройке 3-х вагонов-ресторанов длиной 22 метра (1917 г.); переписка с управлением Николаевской железной дороги по строительству и ремонту служебных зданий, путей, оборудования завода (1917-1918, 1920 гг.), об организации партизанского отряда Николаевской железной дороги (1918 г.).
Коллективные договоры, социалистические обязательства и отчёты о их выполнении (1951-1955 гг.).
Протоколы отчётно-перевыборных конференций, отчёты о работе среди семей, погибших фронтовиков (1948 г.), сметы и статистические и финансовые отчёты заводского комитета профсоюза (1944-1970 гг.)
Личные дела, списки, переписка по личному составу, допущенных к секретной работе (1925, 1931-1941 гг.).
Протоколы общих собраний рабочих (1917) и технического совещания Завода (1921); сведения и переписка о ремонте подвижного состава, снабжении Завода сырьём и топливом и обеспечении рабочей силой, поднятии производительности и сдельной оплате труда; переписка об организации партизанских отрядов (1918), всеобуче (1919), проведении «Недели фронта» (1920) и субботников (1920-1921). Имеются протоколы общих собраний рабочих, заседаний завкома и переписка с общественными организациями (1917-1918).
Полностью утрачены за 1923-1927, 1931, 1932, 1938 гг.; документы месткома до 1944 г.
Документы за 1917-1918 гг. и периода гражданской войны освещают основную деятельность завода по ремонту паровозов и вагонов. Имеются протоколы общих собраний рабочих, заседаний завкома и переписка с общественными организациями, чем компенсируется отсутствие документов местного комитета профсоюзов за данный период. Наибольший интерес представляют документы о формировании партизанского отряда Николаевской железной дороги, проведению субботников и мероприятий по укреплению трудовой дисциплины.
Документы периода 1928-1950 гг. частично утрачены, однако сохранились почти все отчёты по основной деятельности завода, что позволяет получить информацию о главных направлениях работы завода за этот период.
За 1951-1970 гг. документы сохранились наиболее полно, но их существенный недостаток - они стандартизированы до предела.
справка о присоединении документов №1 от 13.06.1979; справка о присоединении сдаточной описи №1 от 18.08.1987.