и искусстве
- Главная
- Виртуальные проекты
- ЦГА СПб
- Вклад
Санкт-Петербурга в освоение Арктики - Арктика в литературе и искусстве
В начале ХХ в. Арктика представлялась таинственным регионом, полным первозданной красоты и опасности. Первым живописцем Арктики стал А. А. Борисов. Еще во время учебы в Академии художеств он регулярно ездил на Север. В его работах показан традиционный уклад жизни ненцев, воспета суровая природа Севера — полярные льды и ночи. Его персональная выставка 1914 г. в Санкт-Петербурге имела большой успех, а картины получили высокую оценку известных мастеров живописи.
Романтика Арктики стала особенно популярна в 1920-1930-е гг. О покорении сурового края, об отважных полярниках и подвиге «челюскинцев» были написаны стихи, книги, снимали фильмы. Среди полярных исследователей было немало творческих людей, которые стремились через художественные произведения поделиться своими впечатлениями об этом суровом крае. Писатель М. М. Марьенков в 1935-1936 гг. работал в Пясинской экспедиции Арктического института на Таймыре, создал ряд графических зарисовок, а в 1940 г. выпустил книгу «Записки полярника».
История капитана Татаринова из романа В. А. Каверина «Два капитана» была основана на реальных историях пропавших полярных экспедиций начала ХХ в. Роман имел большой успех и был дважды экранизирован: в 1955 г. и 1976 г.
Книга рассказов Б. Горбатова «Обыкновенная Арктика» написана на основе его впечатлений, полученных во время экспедиции в составе группы Главсевморпути в 1936 г. по трассе Северного морского пути, целью которой было обследование работы отдаленных пунктов Арктики. По мотивам книги на «Ленфильме» в 1976 г. режиссером А. К. Симоновым был снят одноименный фильм. Сценарий к фильму писал его отец, поэт Константин Симонов.
В литературе и искусстве ХХ в. Арктика воспринималась как территория суровой борьбы с непокорными силами природы, полярной романтики, северной экзотики, сильных чувств, настоящей дружбы, товарищества, взаимовыручки и героизма.
1914 г.
ЦГИА СПб. Ф. 706. Оп. 1. Д. 1606. Л. 75, 84об.-85

1935 г.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 566. Оп. 1. Д. 143. Л. 1
1930–1932 гг.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2613. Л. 23
ЦГАЛИ СПб. Ф. Р126. Оп. 3. Д. 21. Л. 5об.
1934 г.
ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 15. Д. 42. Л. 56-56об.

1934 г.
ЦГАКФФД СПб. Гр 56395
1939–1940 гг.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 587. Оп. 1. Д. 33. Л. 5
1939–1940 гг.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 587. Оп. 1. Д. 33. Л. 39
1955 г.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 257. Оп. 17. Д. 1095. Л. 200, 201

1955 г.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 605. Оп. 1. Д. 17. Л. 19
1955 г.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 605. Оп. 1. Д. 17. Л. 1
1956 г.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 605. Оп. 1. Д. 17. Л. 14
1955 г.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 605. Оп. 1. Д. 15. Л. 2, 5, 22, 24, 27, 52





1963-1964 гг.
ЦГАЛИ СПб. Ф. Р544. Оп. 1. Д. 134. Л. 9
11 ноября 1974 г.
ЦГАЛИ СПб. Ф. Р257. Оп. 24. Д. 1029. Л. 38
1976 г.
ЦГАЛИ СПб. Ф. Р169. Оп. 2. Д. 607. Л. 1-9








30 марта 1989 г.
ЦГАЛИ СПб. Ф. Р243. Оп. 5-1. Д. 320. Л. 3-10






