покорители Арктики
- Главная
- Виртуальные проекты
- ЦГА СПб
- Вклад
Санкт-Петербурга в освоение Арктики - Ледоколы – покорители Арктики
Важнейшую роль в освоении арктических морей сыграл ледокольный флот. Первым в мире ледоколом арктического класса стало русское судно «Ермак». Ледокол принял активное участие в прокладке Северного морского пути, прошел две мировые войны и был списан только в 1963 г.
Специально для целей гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1909 г. на Невском заводе в Петербурге были построены два транспорта ледокольного типа — «Таймыр» и «Вайгач». На этих ледоколах Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Б. А. Вилькицого в сентябре 1913 г. открыла Землю Николая II (Северная Земля) и остров Цесаревича Алексея (Малый Таймыр).
В 1915 г. Совет министров принял программу строительства ледокольного флота. В 1917 г. по усовершенствованному проекту макаровского «Ермака» был построен ледокол «Святогор». На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. В 1927 г. ледокол переименовали в «Красин». В 1992 г. Правительством Российской Федерации «Красин» был включен в список исторических памятников, подлежащих охране, как памятник государственного значения, с 1995 г. на борту ледокола была открыта первая музейная экспозиция и сегодня ее можно посетить в Санкт-Петербурге на наб. Лейтенанта Шмидта.
В 1930-40-е гг., наравне с дизель-электрическими ледоколами продолжали выпускаться паровые, поскольку такой ледокол можно было разработать и построить в сравнительно короткий срок. Первым линейным ледоколом, спущенным со стапеля ленинградского завода имени С. Орджоникидзе 29 апреля 1937 г. стал «И. Сталин». В годы войны ледокол был дооборудован для ведения боевых действий и осуществлял ледовые проводки по всей трассе Северного морского пути. Орденоносный ледокол «Сибирь» (такое новое имя получил «И. Сталин»), капитально перестроенный в 1958 г. во Владивостоке, сдали на слом только в 1973 г.
На Балтийском заводе в Ленинграде до 1941 г. было построено восемь ледоколов, с 1956 по 1958 гг. — десять речных ледоколов. В 1959 г. на судостроительном заводе имени Андре Марти (Адмиралтейский завод) в Ленинграде был построен первый в мире ледокол с атомной установкой — «Ленин», который открыл новую эпоху в развитии ледового флота России. Затем на Балтийском заводе были построены атомные ледоколы «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «50 лет Победы», «Арктика», «Урал». Их сооружение и эксплуатация на десятилетия предопределили технологические преимущества России в атомном судостроении.
26 июня 1907 г.
ЦГИА СПб. Ф. 1164. Оп. 1. Д. 1022. Л. 45-48



24 января 1908 г.
ЦГИА СПб. Ф. 1164. Оп. 1. Д. 283. Л. 37
6 февраля 1908 г.
ЦГИА СПб. Ф. 1164. Оп. 1. Д. 283. Л. 12-13

29 июня 1937 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-2017. Оп. 1. Д. 220. Л. 104
Август 1937 г.
ЦГАКФФД СПб. Ар 57899
5 марта 1939 г.
ЦГАКФФД СПб. Ар 47688
1957 г.
ЦГА СПб. Ф. 1511. Оп. 158-2. Д. 413. Л. 1-8







ЦГА СПб. Ф. 1511. Оп. 158-2. Д. 413. Л. 19
5 декабря 1957 г.
ЦГАКФФД СПб. Ар 188876
22 мая 1959 г.
ЦГАНТД СПб. Ф. 365. Оп. 1-1. Д. 208

25 декабря 1977 г.
ЦГАКФФД СПб. Ар 196178
15 июня 1967 г.
ЦГАКФФД СПб. Ар 93812
10 января 1980 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 179. Д. 9. Л. 21-22

1982 г.
ЦГАКФФД СПб. Ар 168510