
Фотодокументы
В фондах архива отложились самые разные фотографии — выдающихся и неизвестных лиц, животных, предметов быта, технических изобретений, транспортных средств, военной техники, зданий, событий прошлых лет. Все эти фотографии представляют собой историческую ценность, а некоторые из них заслуживают особого внимания.
Не может не удивлять, что среди архивных документов советского периода есть фотография предположительно 1892 года, на которой запечатлена императорская семья Александра III в окружении членов датской королевской фамилии. Фотография обнаружена в личных документах члена РКП (б) В.И. Хрусталева и оказалась у него при определенном стечении обстоятельств. Как признавался сам Хрусталев, еще в 1916 г. он взял эту фотографию у одного из представителей рода Шереметевых и хранил дома на видном месте, за что позднее, чуть было не лишился членства в партии. Оправдываясь, он утверждал, что хранил эту фотографию лишь для того, чтобы образ, якобы, нетрезвого Николая II и его семьи напоминал о несостоятельности царского режима.
Любопытные фотографии встречаются в следственных материалах и бывшей некогда секретной переписке. В 1939 г. побывавшая в Ленинграде группа иностранцев запечатлела интересные кадры, характеризующие повседневность горожан того периода — многокилометровые очереди у магазинов. Дело в том, что вследствие дефицита товаров и продуктов питания, а также началом Советско-финляндской войны, ситуация со снабжением города была сложной, поэтому к концу 1930-х годов очереди в Ленинграде стали обычным явлением. Милиция, однако, конфисковала у иностранцев фотоаппарат и изъяла пленку. Проявленные фотографии вместе с сопроводительным письмом начальника управления рабоче-крестьянской милиции были направлены в Ленинградский горком ВКП (б). Так, сделанные руками иностранцев снимки, попали в архив.
В годы довоенных пятилеток в Ленинграде активно велись научно-исследовательские разработки, результатом которых становились полезные механизмы. Благодаря сохранившимся фотографиям изобретений мы можем понять, что собой представляли эти устройства. Ледоскольная машина, разработка которой принадлежала механику-конструктору А.П. Петрову, могла заменить собой труд 500 рабочих в час. Однако из-за дефектов, которые Трест по очистке города своевременно не устранил, конструкцию списали как «неисправимый агрегат».
В рассекреченном в июне 2024 года отчете начальника завода № 5 НКВД Локшина зафиксирован результат выполнения решения Центрального комитета ВКП(б) об изготовлении в 1940 году бронированных аэросаней с приложением фотографии макета. Эти машины были предназначены для быстрого передвижения по глубокому снегу зимой, поэтому оказались востребованы в условиях Советско-финляндской войны. Согласно описанию, сани имели металлический капот ходовой части, бронированный корпус и башню, тормозное устройство. Также известно, что это был уже не первый вариант саней, а их доработка.
Удачно сложилась судьба изобретения, сделанного уже в послевоенное время. В 1949 г. в экспериментальной мастерской Ленинградского мясокомбината им. С.М. Кирова была создана пельменная машина «СУБ-3». Ее изобрели конструктор А.В. Скрыпник, технолог Д.Н. Усик и слесарь Н.А. Богачев. Пельменная машина «СУБ-3» выпускала до 500 пельменей в час, заменяя труд 55-60 работниц. Усовершенствованные модификации пельменного автомата «СУБ» применяются и в настоящее время.
В архиве сохранился фотоальбом с образцами изделий, представленных в 1973 г. на выставке технического и художественного творчества молодежи Ленинграда, посвященной 50-летию образования СССР. Среди прочих экспонатов на ней был показан «Портрет Ф.М. Достоевского», выполненный в технике автолитографии петербургским художником В.А. Мишиным, членом Союза художников России, Международной Федерации художников ЮНЕСКО, Международной Федерации русских писателей. Он представил фигуру Ф.М. Достоевского в многочисленных образах-двойниках, каждый из которых отражал сложность и противоречивость внутреннего мира писателя. Сейчас оригинал автолитографии хранится в Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского.
До появления цветных фотографий было модно раскрашивать вручную черно-белые изображения. В личных делах участников партизанского движения в фонде Ленинградского штаба партизанского движения (Р-116 Л) встречаются примеры черно-белых фотографий, раскрашенных красками. Как правило, запечатленные на них образы — сами партизаны и их ближайшее окружение.
Несмотря на то, что в архиве много информации можно почерпнуть о работе Ленинградских фабрик и заводов в советский период, фотографии этих объектов практически не представлены в архиве. Зато попадаются фотодокументы с изображенными на них цехами и продукцией иностранных заводов, сделанные, предположительно, сотрудниками предприятий, командированными за границу для знакомства с зарубежным опытом.
Эти и другие фотографии, необычные по своему содержанию или примечательные историей своего появления в архиве, представлены в данном разделе проекта.
[1892 г.].
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1728. Оп. 1. Д. 7585. Л. 18.
[1890−1900 гг.]
Из личного дела члена ВКП (б) А.Ф. Жохова.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-1728. Оп. 1. Д. 111772. Л. 42.
[1943 г.].
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-116Л. Оп. 17. Д. 1072. Л. 20, 13.
[1943 г.].
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-116Л. Оп. 17. Д. 1072. Л. 21.
1949 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-25. Оп. 17. Д. 126. Л. 8.
22 мая 1939 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2в. Д. 3577. Л. 147.

1971 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. Р-598К. Оп. 29. Д. 13. Л. 18.