Во время Гражданской войны сотрудникам приходилось работать в экстремальных условиях. Из-за нехватки автомобильного и гужевого транспорта трамвайные вагоны впервые стали широко использоваться для перевозки продовольственных, военных и почтовых грузов. Весной 1920 года трамвайные грузовые платформы задействовали в очистке улиц от мусора, снега и грязи. С 1 октября 1920 года по 20 сентября 1921 года был введен бесплатный проезд в трамвае. После Гражданской войны трамвайное хозяйство города находилось в упадке, поэтому в 1922 году началось его восстановление. Для ремонта вагонов в 1922 году были созданы временные Центральные ремонтные мастерские, которые находились на территории трамвайного парка имени А. П. Леонова. Технический прогресс привел к тому, что некоторые специальности ушли в прошлое. Больше не требовались услуги очищавших рельсы метельщиков, «болтило» - ответственных за соединение и разъединение болтов, которыми крепились рельсы на разводных пролетах мостов, а также конюхов. После появления первых автоматических трамвайных стрелок на перекрестках путей исчезает специальность стрелочников, которые переводили их вручную. В 1925 году проводились специальные разработки, где с использованием талонного метода определялись запросы населения на перевозки. В связи с растущим пассажирским спросом на перевозки по стабильному графику ведущие инженеры (Н. Н. Закутин, А. К. Зильберталь, Г. М. Кнерель) разработали систему трамвайного движения по жесткому расписанию. 1922-1927 годы характеризуются значительными улучшениями, происходившими в трамвайном хозяйстве города: увеличили выпуск вагонов, восстановили трамвайные пути, открыли новые маршруты и законсервированные парки. Благодаря восстановлению трамвайной сети и появлению новых маршрутов разрыв между районами города постепенно ликвидировался. В 1920-30-е годы трамвай стал главным транспортом города, позволявшим населению перемещаться на значительные расстояния.
Двухосные трамвайные вагоны, ходившие по городу с начала открытия трамвайного движения, в 1920-е годы не справлялись с пассажиропотоком. С 1927 года стали использовать составы из трёх вагонов – «тройники». В 1927 году на заводе «Красный путиловец» (совр. Кировский завод) выпустили первые трамваи местного производства со стальным каркасом (МС – моторные стальные). С 1931 года ввели спаренные поезда из четырех вагонов, где последние два были прицепными. Однако они так же не справлялись с пассажиропотоком: в городе проживали уже около трех миллионов жителей. Возникла необходимость разработки нового вида трамвая. Советские инженеры переняли опыт четырехосных вагонов американской фирмы «Peter Witt». В 1933 году производство трамваев нового образца было организовано в Центральных вагоноремонтных мастерских, а в следующем году переместилось на открывшийся Вагоноремонтный завод (ВАРЗ-1), который помимо ремонтных работ занимался производством новых вагонов. Вагоны стали именовать МА (моторный американского типа) и ПА (прицепной американского типа). Ленинградцы прозвали их «американками». В центре таких вагонов находилась дверь с сидевшим возле нее кондуктором, которая позволяла пассажирам сразу оплачивать проезд при входе. Выход же производился через переднею или заднюю двери, что существенно ускоряло посадку и высадку пассажиров. В 1952 году название вагонов сменили на ЛМ-33 (ленинградский моторный образца 1933 года) и ЛП-33 (ленинградский прицепной образца 1933 года). Выпуск «Американок» продолжался до 1939 года, но эксплуатировались трамвайные вагоны данного типа вплоть до 1979 года.
1923 г. Петроград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Гр. 22015.
1927 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Гр. 22039.
1923 г. Петроград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Гр. 22018.
23 сентября 1924 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Гр. 1657.
1930 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Вр. 24926.
1930 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Гр. 22155.
1927 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Гр. 22068.
1929 г. Ленинград Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Гр. 22059.
1930 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Гр. 22125.
7 декабря 1932 г.
ЦГА СПб. Ф. 899. Оп. 4. Д. 317. Л.Л. 6-7.
Декабрь 1932 г.
ЦГА СПб. Ф. 899. Оп. 4. Д. 317. Л. 8.
1929 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Гр. 25956.
1934 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Гр. 36305.
Начало 1930-х гг. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Вр. 21051.
1934 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Вр. 25127.
1933 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Вр. 7254.
1936 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Гр. 22693.