Трамвай как экскурсионный и музейный объект
 
 
 
 
 

Управлением трамвайных служб города занимается Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта — СПб ГУП «Горэлектротранс» (с 1907 года — Управление городских железных дорог; с 1931 года — Ленинградский коммунальный трест «Лентрамвай» в составе транспортного управления Ленсовета; с 1936 года — Трамвайно-троллейбусное управление; с 1989 года — Территориально-производственное объединение городского электротранспорта «Ленгорэлектротранс»; с 1994 года — Государственное предприятие городского электротранспорта (ГП «Горэлектротранс»); с 2001 года — Государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта Санкт-Петербурга (СПб ГУП «Горэлектротранс»). В его основные функции входят организация транспортного процесса по обслуживанию населения города пассажирским транспортом, развитие маршрутной сети города и повышение эффективности использования подвижного состава и оборудования. Среди обособленных структурных подразделений находятся 5 трамвайных и 5 троллейбусных парков, совмещенный трамвайно-троллейбусный парк, служба движения, служба пути, энергохозяйство, служба материально-технического снабжения, аварийно-восстановительная служба, учебно-курсовой комбинат, детский оздоровительный лагерь «Зарница».

Трамвай, использующий для передвижения электричество, был и остается одним из самых экологически чистых видов транспорта. Современные составы двигаются плавно и бесшумно. Трамвай является лидером из всех видов городского наземного транспорта по количеству перевезенных пассажиров. Дополнительные прицепные вагоны способны увеличить пассажиропоток в наиболее напряженные часы. Трамвайная сеть Санкт-Петербурга к концу 1980-х годов составляла 600 километров и была самой протяженной в мире, за что попала в «Книгу рекордов Гиннеса». Неудивительно, что в таком трамвайном городе сформировались музейные и экскурсионные традиции, посвященные городскому электротранспорту. 29 сентября 1982 года, в годовщину 75-летия запуска трамвая, из трамвайного парка № 2 им. Леонова вышел в рейс экскурсионный трамвай. Это был репликар двухосного вагона фирмы «Бреш» под номером 1028, маршрут которого проходил по центральной части Ленинграда. Экскурсия вызвала интерес у горожан и гостей города. Со временем продолжительность и количество экскурсионных рейсов претерпевали изменения и корректировки. В конце 1980-х—начале 1990-х гг. благодаря энтузиазму сотрудников, в частности главного инженера трамвайного парка № 7 А. Ю. Ананьева, начались работы по восстановлению старых трамваев, впоследствии ставших базой для создания музея в трампарке № 2. Так возник Музей Городского электрического транспорта (Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта), который включил в себя музейные экспозиции ликвидированных парков № 4 и № 6, а также экспозицию Трамвайно-транспортного управления. 1 июля 2008 года музей получил статус структурного подразделения СПб ГУП «Горэлектротранс», и часть территорий парка № 2 была закреплена за ним. С 21 июля 2010 года начались регулярные экскурсии для граждан, которые проводятся и в наши дни. В фондах музея находится порядка 2 000 единиц хранения: исторические документы, книги, фотографии, трамвайные билеты разных лет, кондукторские сумки, служебные удостоверения и кассовые аппараты. Гордостью музея являются представленные на экспозиции 22 трамвайных вагона, 7 троллейбусов и, конечно же, трамвайное путешествие на классическом ленинградском трамвае ЛМ-33.

Группа работников треста городских железных дорог Лентрамвая (ул. Зодчего России, 1/3). 1934 г. Ленинград. Автор съемки не установлен. ЦГАКФФД СПб. Гр. 41619.
Группа работников треста городских железных дорог "Лентрамвая" (ул. Зодчего России, 1/3).
1934 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Гр. 41619.
Бригада Егорова трамвайного парка имени К.Н. Блохина. 1931 г. Ленинград. Автор съемки не установлен. ЦГАКФФД СПб. Вр. 24943.
Бригада Егорова трамвайного парка имени К.Н. Блохина.
1931 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Вр. 24943.
Представители союза рабочих-трамвайщиков на 1-ой областной конференции союза работников трамвая. Август 1937 г. Ленинград. Автор съемки Александров. ЦГАКФФД СПб. Вр. 23957.
Представители союза рабочих-трамвайщиков на 1-ой областной конференции союза работников трамвая.
Август 1937 г. Ленинград. Автор съемки Александров.
ЦГАКФФД СПб. Вр. 23957.
Лучшая комсомольская бригада трамвайного парка Кировского района (слева направо): вожатая Тамара Гетманская, кондукторы Лида Васильева и Нина Шумаева. 28 мая 1946 г. Ленинград. Автор съемки Баранов Иван Александрович. ЦГАКФФД СПб. Ар. 12020.
Лучшая комсомольская бригада трамвайного парка Кировского района (слева направо): вожатая Тамара Гетманская, кондукторы Лида Васильева и Нина Шумаева.
28 мая 1946 г. Ленинград. Автор съемки Баранов Иван Александрович.
ЦГАКФФД СПб. Ар. 12020.
Бригада коммунистического труда участка планово-предупредительного ремонта Трамвайно-троллейбусного управления (слева направо): И.В. Марков, А.Н. Кривень, Н.И. Смирнов, М.Ф. Кучумов и Д.И. Шепетов во время обеденного перерыва. Октябрь 1960 г. Ленинград. Автор съемки Мартынов В.Т. ЦГАКФФД СПб. Ар. 89671.
Бригада коммунистического труда участка планово-предупредительного ремонта Трамвайно-троллейбусного управления (слева направо): И.В. Марков, А.Н. Кривень, Н.И. Смирнов, М.Ф. Кучумов и Д.И. Шепетов во время обеденного перерыва.
Октябрь 1960 г. Ленинград. Автор съемки Мартынов В.Т.
ЦГАКФФД СПб. Ар. 89671.
Водитель трамвайного парка Кировского района Юрий Иванович Жаров готовится к выезду из парка на линию. Август 1961 г. Ленинград. Автор съемки не установлен. ЦГАКФФД СПб. Ар. 89648.
Водитель трамвайного парка Кировского района Юрий Иванович Жаров готовится к выезду из парка на линию.
Август 1961 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Ар. 89648.
Лучший кондуктор трамвайного парка имени И.Е. Котлякова Елена Яковлевна Пучкова на рабочем месте. Август 1961 г. Ленинград. Автор съемки не установлен. ЦГАКФФД СПб. Ар. 89651.
Лучший кондуктор трамвайного парка имени И.Е. Котлякова Елена Яковлевна Пучкова на рабочем месте.
Август 1961 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
ЦГАКФФД СПб. Ар. 89651.
Ударник коммунистического труда, ветеран труда, водитель 1-го класса, проработавший в трамвайном парке имени В.С. Смирнова 42 года, И.В. Рябов в салоне вагона. 13 апреля 1978 г. Ленинград. Автор съемки Адамович Николай Павлович. ЦГАКФФД СПб. Ар. 223739.
Ударник коммунистического труда, ветеран труда, водитель 1-го класса, проработавший в трамвайном парке имени В.С. Смирнова 42 года, И.В. Рябов в салоне вагона.
13 апреля 1978 г. Ленинград. Автор съемки Адамович Николай Павлович.
ЦГАКФФД СПб. Ар. 223739.
Водитель-наставник Учебного комбината Трамвайно-троллейбусного управления А.А. Бондаренко проводит занятия с будущими работниками троллейбусных парков Ленинграда в учебной машине, оборудованной наглядными пособиями. 6 июня 1978 г. Ленинград. Автор съемки Смольский Сергей Сергеевич. ЦГАКФФД СПб. Ар. 188177.
Водитель-наставник Учебного комбината Трамвайно-троллейбусного управления А.А. Бондаренко проводит занятия с будущими работниками троллейбусных парков Ленинграда в учебной машине, оборудованной наглядными пособиями.
6 июня 1978 г. Ленинград. Автор съемки Смольский Сергей Сергеевич.
ЦГАКФФД СПб. Ар. 188177.
Группа работников Трамвайно-троллейбусного управления награжденных орденами Ленина - 1 ряд (сидят) справа: Е.А. Барсов, В.Ф. Иванов, Е.Ф. Аганова, О.И. Матвеева, Е.К. Караева, С.М. Иванов, 2-ряд (стоят) 3-й слева В.А. Попов, 4-й слева П.Е. Озаренков, 5-й слева Г.Т. Слабый. 1980 г. Ленинград. Автор съемки Власова М.Н. ЦГАКФФД СПб. Бр. 40952.
Группа работников Трамвайно-троллейбусного управления награжденных орденами Ленина - 1 ряд (сидят) справа: Е.А. Барсов, В.Ф. Иванов, Е.Ф. Аганова, О.И. Матвеева, Е.К. Караева, С.М. Иванов, 2-ряд (стоят) 3-й слева В.А. Попов, 4-й слева П.Е. Озаренков, 5-й слева Г.Т. Слабый.
1980 г. Ленинград. Автор съемки Власова М.Н.
ЦГАКФФД СПб. Бр. 40952.
Члены жюри и участники конкурса профессионального мастерства молодых водителей трамваев во время приема вагона. 12 июня 1983 г. Ленинград. Автор съемки Белинский Юрий Георгиевич. ЦГАКФФД СПб. Ар. 182480.
Члены жюри и участники конкурса профессионального мастерства молодых водителей трамваев во время приема вагона.
12 июня 1983 г. Ленинград. Автор съемки Белинский Юрий Георгиевич.
ЦГАКФФД СПб. Ар. 182480.
Дети из сада-яслей № 29 трамвайного парка имени В.И. Володарского в детском лагере на берегу реки Оредеж. 10 июля 1979 г. Ленинградская обл. Автор съемки Адамович Н. ЦГАКФФД СПб. Ар. 181259.
Дети из сада-яслей № 29 трамвайного парка имени В.И. Володарского в детском лагере на берегу реки Оредеж.
10 июля 1979 г. Ленинградская обл. Автор съемки Адамович Н.
ЦГАКФФД СПб. Ар. 181259.
Экскурсионный трамвай перед выходом на линию в трамвайном парке имени А.П. Леонова (Средний пр., 77). Июль 1984 г. Ленинград. Автор съемки Белинский Юрий Георгиевич, Зотин И. ЦГАКФФД СПб. Бр. 63168.
Экскурсионный трамвай перед выходом на линию в трамвайном парке имени А.П. Леонова (Средний пр., 77).
Июль 1984 г. Ленинград. Автор съемки Белинский Юрий Георгиевич, Зотин И.
ЦГАКФФД СПб. Бр. 63168.
Делегация транспортников из ГДР направляется на экскурсию по городу в экскурсионном трамвае. Июль 1986 г. Ленинград. Автор съемки Власова М.Н. ЦГАКФФД СПб. Ар. 136748.
Делегация транспортников из ГДР направляется на экскурсию по городу в экскурсионном трамвае.
Июль 1986 г. Ленинград. Автор съемки Власова М.Н.
ЦГАКФФД СПб. Ар. 136748.
Трамвайный вагон МС-1, выпускавшийся заводом Красный Путиловец (позже Кировский завод), с 1927 по 1930 год. Эксплуатировались в Ленинграде в качестве пассажирских до 1967 года. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон МС-1, выпускавшийся заводом Красный Путиловец (позже Кировский завод), с 1927 по 1930 год. Эксплуатировались в Ленинграде в качестве пассажирских до 1967 года.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Использовавшиеся при безкондукторном обслуживании кассы для старых и новых денежных знаков, введенные в 1961 году после начала деноминации рубля. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Использовавшиеся при безкондукторном обслуживании кассы для старых и новых денежных знаков, введенные в 1961 году после начала деноминации рубля.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Салон трамвайного вагона ЛМ-33, выпускавшегося Вагоноремонтным заводом (ВАРЗ-1) и бывшего в эксплуатации в Ленинграде до 1979 года. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Салон трамвайного вагона ЛМ-33, выпускавшегося Вагоноремонтным заводом (ВАРЗ-1) и бывшего в эксплуатации в Ленинграде до 1979 года.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург.
Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Пост управления трамвайный вагоном МС-1. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Пост управления трамвайный вагоном МС-1.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Реплика вагона Конки, построенного в 1950-е годы на базе прицепного грузового трамвайного вагона ГП-10. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Реплика вагона Конки, построенного в 1950-е годы на базе прицепного грузового трамвайного вагона ГП-10.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Реплика трамвайного вагона ЛМ-57, построенного на базе трамвайного вагона ЛМ-68М для проведения заказных поездок и воспроизведшего дизайн выпущенных в 1957-58 гг. трамвайных вагонов ЛМ-57. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Реплика трамвайного вагона ЛМ-57, построенного на базе трамвайного вагона ЛМ-68М для проведения заказных поездок и воспроизведшего дизайн выпущенных в 1957-58 гг. трамвайных вагонов ЛМ-57.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон МС-4, построенный в 1932 году заводом Красный Путиловец (ныне Кировский завод). (Выпускались в 1931-33 гг., вагоны МС активно эксплуатировались во время Великой Отечественной Войны и блокады Ленинграда, в пассажирской эксплуатации в Ленинграде находились до 1967 года). 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон МС-4, построенный в 1932 году заводом Красный Путиловец (ныне Кировский завод). (Выпускались в 1931-33 гг., вагоны МС активно эксплуатировались во время Великой Отечественной Войны и блокады Ленинграда, в пассажирской эксплуатации в Ленинграде находились до 1967 года).
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.