Трамвай в постсоветский период
(1990-2000-е), современный трамвай
 
 
 
 
 

В 1990-е годы трамвайное хозяйство города столкнулось с серьезными проблемами, связанными с происходившими в стране политическими и социально-экономическими изменениями. Уменьшался выпуск вагонов на линию, уменьшалась продолжительность маршрутов и скорость движения трамвайных составов, уменьшалась численность водителей. Стабилизировать ситуацию удалось лишь в 1997 году: пассажиропоток достиг уровня 1995 года, численность работников увеличилась, технический брак в трамвайных парках снизился. Отсутствие финансирования негативно сказалось на ремонте и расширении трамвайной сети. Новые линии создавались за счет перераспределения составов, применялся метод переброски, ряд маршрутов закрывался или укорачивался. Катастрофическая ситуация в городской жизни сказывалась на уменьшающемся с каждым годом выпуске новых вагонов, ремонту подвергались не все запланированные вагоны, поступление новых трамвайных вагонов было крайне мало. 15 июня 1997 приказом по ГП «Горэлектротранс» на трамваях и троллейбусах Петербурга вновь ввели должность кондуктора. Однако несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться в это непростое время, в Петербурге разрабатывалась и внедрялась новая техника. В 1993 году Петербургский трамвайно-механический завод организовал строительство четырехосных вагонов серии ЛМ-93 для поставки в другие города страны. Вагон вобрал в себя положительный опыт конструирования и эксплуатации вагонов с цельнометаллическим кузовом ЛМ-68-М и ЛВС-86: были сохранены габаритные размеры по типу вагона ЛМ-68М и конструкция разделенной передней двери по аналогии с вагоном ЛВС-86. В 1994 году был создан и внедрен в эксплуатацию единственный в своем роде путеизмерительный вагон, который автоматически улавливал просадки и искривления пути, ширину колеи и фиксировал их в памяти бортового компьютера. В феврале 1996 года в Петербурге провели семинар-совещание транспортников «Новая техника при строительстве трамвайных путей». С 1997 года начался выпуск новых шестиосных вагонов типа ЛВС-97. В продолжение серийного производства четырехосных вагонов, начиная с 1999 года стали выпускать вагоны типа ЛМ-99, в котором был предусмотрен частично низкий уровень пола с выдвижной аппарелью для людей с ограниченными возможностями. В 2005-2006 годах Петербургский трамвайно-механический завод начал проектирование нового вагона. К разработке его конструкции, поставке комплектующих узлов и механизмов, изготовлению составных частей были привлечены лучшие отечественные и зарубежные организации. В результате такого сотрудничества в 2006 году был построен опытный образец шестиосного трамвайного вагона ЛВС-2005 с асинхронным приводом. Это был первый тип вагона в России, уровень низкого пола которого составил более 60 процентов. На вагоне использовали новые тележки с двухступенчатым рессорным подвешиванием и колесами с подрезиненными бандажами, что позволило значительно снизить уровень шума. В дальнейшем на базе ЛВС-2005 были сконструированы и построены вагоны ЛМ-2008 и ЛВС-2009.

В начале XXI века произошли существенные изменения в трамвайном хозяйстве города. Из центральной части Санкт-Петербурга убрали значительную часть трамвайных путей. В 2001-2004 гг. пути были сняты с улиц Жуковского, Кирочной, Восстания, Ленина, Малого проспекта Васильевского острова, 8-9-й линии Васильевского острова, с Университетской и Ждановской набережных, проспекта Динамо, Пионерской улицы, Спортивной улицы, с части Чкаловского проспекта, Двинской улицы, Лермонтовского и Рижского проспектов, с Греческого проспекта от улицы Некрасова до 2-й Советской. С 1989 по 2006 год порядка 100 километров трамвайных путей было демонтировано. Значительно сократился выпуск вагонов на линию, были упразднены Рождественский и Крестовский трамвайные парки, детские сады и часть общежитий передали с баланса предприятия.

Компостер в трамвайном вагоне ЛМ-57. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Компостер в трамвайном вагоне ЛМ-57.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Касса для безкондукторного обслуживания КТ-3, использовавшаяся в Ленинграде с 1970-х гг. до 1988 г. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Касса для безкондукторного обслуживания КТ-3, использовавшаяся в Ленинграде с 1970-х гг. до 1988 г.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Компостер КП-74. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Компостер КП-74.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Экспериментальный трамвайный вагон ЛВС-89, выпущенный Ленинградским заводом по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ) в декабре 1989 года в единственном экземпляре. Эксплуатировался на линии до 2006 года. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Экспериментальный трамвайный вагон ЛВС-89, выпущенный Ленинградским заводом по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ) в декабре 1989 года в единственном экземпляре. Эксплуатировался на линии до 2006 года.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон ЛМ-68М, выпускавшийся Ленинградским заводом по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ) с 1973 г. по 1988 г. Произведено более 2000 экземпляров, большинство из которых эксплуатировалось в Ленинграде (Санкт-Петербурге); выведены из пассажирской эксплуатации в 2017 году. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон ЛМ-68М, выпускавшийся Ленинградским заводом по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ) с 1973 г. по 1988 г. Произведено более 2000 экземпляров, большинство из которых эксплуатировалось в Ленинграде (Санкт-Петербурге); выведены из пассажирской эксплуатации в 2017 году.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон ЛМ-57, переоборудованный в двусторонний служебный. В 1979 году по проекту, разработанному ЛИИЖТ, в вагоне была организована лаборатория контактной сети, необходимая для её обследования и выявления неисправностей. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон ЛМ-57, переоборудованный в двусторонний служебный. В 1979 году по проекту, разработанному ЛИИЖТ, в вагоне была организована лаборатория контактной сети, необходимая для её обследования и выявления неисправностей.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон ЛМ-68, выпускавшийся Ленинградским заводом по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ) с 1968 г. по 1974 г.; в Ленинграде эксплуатировались до 1988 года. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон ЛМ-68, выпускавшийся Ленинградским заводом по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ) с 1968 г. по 1974 г.; в Ленинграде эксплуатировались до 1988 года.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон 71-623-03, выпущенный Усть-Катавским вагоностроительным заводом. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон 71-623-03, выпущенный Усть-Катавским вагоностроительным заводом.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон 71-623-03, выпущенный Усть-Катавским вагоностроительным заводом. Особенностью данной модификации является наличие дверей для пассажиров с возможностью выхода в обе стороны. Это необходимо для возможности работы без оборотных конец: в таком случае два вагона могут быть сцеплены кабинами наружу. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон 71-623-03, выпущенный Усть-Катавским вагоностроительным заводом. Особенностью данной модификации является наличие дверей для пассажиров с возможностью выхода в обе стороны. Это необходимо для возможности работы без оборотных конец: в таком случае два вагона могут быть сцеплены кабинами наружу.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон ЛВС-86, выпускавшийся Ленинградским заводом по ремонту городского электротранспорта (с 1993 года ОАО Петербургский трамвайно-механический завод) с 1986 г. по 1997 г. и прошедший капитальный ремонт СПб ГУП «Горэлектротранс». 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Трамвайный вагон ЛВС-86, выпускавшийся Ленинградским заводом по ремонту городского электротранспорта (с 1993 года ОАО Петербургский трамвайно-механический завод) с 1986 г. по 1997 г. и прошедший капитальный ремонт СПб ГУП «Горэлектротранс».
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Реплика трамвайного вагона ЛМ-33, созданного на базе вагона ЛМ-99 в 2019 году. 2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В. ЦГАКФФД СПБ.
Реплика трамвайного вагона ЛМ-33, созданного на базе вагона ЛМ-99 в 2019 году.
2022 г. Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта, Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.
Пресс-конференция: 115 лет Петербургскому трамваю. Слева направо: Владимир Федоров (исполнительный директор Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта), Ирина Изотова (заместитель директора учебно-курсового комбината Горэлектротранса), Артем Михайлов (директор трамвайного парка № 3), Алексей Серебряков (исполняющий обязанности директора Горэлектротранса), Петр Тищенко (председатель Архивного комитета Санкт-Петербурга), Оксана Морозан (директор ЦГАКФФД СПб).  26 сентября 2022. Пресс-центр ТАСС. Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
Пресс-конференция: 115 лет Петербургскому трамваю. Слева направо: Владимир Федоров (исполнительный директор Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта), Ирина Изотова (заместитель директора учебно-курсового комбината Горэлектротранса), Артем Михайлов (директор трамвайного парка № 3), Алексей Серебряков (исполняющий обязанности директора Горэлектротранса), Петр Тищенко (председатель Архивного комитета Санкт-Петербурга), Оксана Морозан (директор ЦГАКФФД СПб).
26 сентября 2022. Пресс-центр ТАСС. Санкт-Петербург. Автор съемки Жилина Е.В.
ЦГАКФФД СПБ.