Сухопутный путь эвакуации
До сентября 1941 г. эвакуация из Ленинграда в основном осуществлялась железнодорожным транспортом. В конце августа все сухопутные коммуникации были прерваны. По переписи, проведенной 15 сентября, в городе остались 2177 вагонов с людьми и оборудованием, подготовленных к отправке в тыл. В условиях сухопутной блокады важнейшее значение приобрел участок Октябрьской железной дороги от Финляндского вокзала до станции Ладожское озеро. Начались спешные работы по оборудованию Ленинградского железнодорожного узла, которые позволили организовать доставку эвакуируемых на станции вблизи озера. Дальнейшая эвакуация с ноября 1941 г. по апрель 1942 г. осуществлялась автомобильным транспортом – грузовыми автомашинами и автобусами по знаменитой ледяной Дороге жизни.
Газета «Комсомольская правда» подготовила электронную выставку:
«Дорога Победы: как работали железнодорожники в годы блокады Ленинграда»
Выписка из Распоряжения Председателя Правительственной комиссии по эвакуации о вывозе оборудования институтов Всесоюзного института электроприборостроения (ВИЭП) и Государственного союзного проектного института (ГСПИ).
5 июля 1941 г.
ЦГАНТД СПб. Ф. 130. Оп. 1-1. Д. 4. Л. 1.
Инструкция начальнику эшелона с эвакуируемым населением и решение Ленгорисполкома о ее утверждении.
22 июля 1941 г.
ЦГА СПб. Ф. 330. Оп. 2. Д. 11. Л. 137−138.
Новый
Решение суженного заседания Ленгорисполкома об оборудовании железнодорожных вагонов для эвакуируемого населения.
12 августа 1941 г.
ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 36-1. Д. 52. Л. 85−85об.
Посадочный талон.
21 августа 1941 г.
ЦГА СПб. Ф. 330. Оп. 2. Д. 11. Л. 132.
Портрет Л.М. Кагановича, народного комиссара путей сообщения.
Художник Л.И. Вайшля.
Холст, масло. 1994 г.
Из собрания Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации. Санкт-Петербург. КП. 9650
С.П. Светлицкий. Посадка в эшелон на станции Кобона.
Рисунок. 1941 г.
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда». МД КП 194.
Новый
Постановление Военного совета Ленфронта о строительстве зимней фронтовой автомобильной дороги.
24 ноября 1941 г.
ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 36-1. Д. 78. Л. 99−102.
Новый
Здание Финляндского вокзала.
1945 г.
ЦГА СПб. Ф. 2275. Оп. 25. Д. 1. Л. 235.
Сандружинницы помогают истощенным ленинградцам при посадке для эвакуации автотранспортом.
Январь 1942 г.
ЦГА СПб. Ф. 8557. Оп. 9. Д. 13. Л. 18.
Посадка в теплушки при эвакуации.
Конец января 1942 г.
ЦГА СПб. Ф. 8557. Оп. 9. Д. 13. Л. 23.
Выдача хлеба на дорогу эвакуируемым (хлеб на весь вагон).
1942 г.
ЦГАКФФД СПб. Ар 76688.
Новый
Распоряжение Уполномоченного СНК СССР об установлении временного порядка перевозок эвакуируемого населения с Вагановского эвакопункта на станцию Жихарево.
29 января 1942 г.
ГА РФ. Ф. Р-5446 Оп. 59. Д. 9. Л. 2−1.
Новый
Постановление Военного совета Ленфронта о выделении дополнительных продовольственных фондов эвакопункту при станции Волховстрой.
16 февраля 1942 г.
ЦА МО. Ф. 217. Оп. 1258. Д. 91. Л. 63−65.
Новый
Станция Борисова Грива.
1945 г.
ЦГА СПб. Ф. 2275. Оп. 25. Д. 1. Л. 237.
Новый
Докладная записка секретаря Леноблисполкома К.Д. Белокуровой председателю Леноблисполкома Н.В. Соловьеву об организации эвакуации населения из Ленинграда.
4 марта 1942 г.
ЦГА СПб. Ф. 7179. Оп. 11−1. Д. 1111. Л. 113−114.
Приготовление горячей пищи на путях эвакуации.
Апрель 1942 г.
ЦГА СПб. Ф. 8557. Оп. 9. Д. 13. Л. 27.
Список направлений (областей) для эвакуации из Ленинграда с указанием маршрутов следования.
1942 г.
ЦГА СПб. Ф. 2076. Оп. 2. Д. 497. Л. 7, 8.
Детский железнодорожный билет.
1942 г.
ГАЯО. Ф. 3335. Оп. 1. Д. 136а. Л. 575, 575об.
Схема участка дороги Лаврово − Петрокрепость.
1942 — 1943 гг.
ГАВО. Ф. 9753. Оп. 2. Д. 50. Л. 4.
Новый
Командир роты А.И. Володин (справа) с товарищем на Дороге жизни.
Лето 1942 г.
Музей «Невская застава». КП-167. «Ф»-894. ГК-3527676.
Новый
Докладная записка заместителя начальника Октябрьской железной дороги Н.В. Чебанова о положении дел на Ленинградском железнодорожном узле.
17 июля 1942 г.
ЦА МО. Ф. 217. Оп. 1258. Д. 136. Л. 1−1об.
Новый
Схема узла «Ладожское озеро» на 1 октября 1942 г.
1945 г.
ЦГА СПб. Ф. 2275. Оп. 25. Д. 6. Л. 18.
Паровозы на понтонной переправе через Ладожское озеро.
1942 г.
Из собрания Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Санкт-Петербург.
Железнодорожный подход к переправе на Ладожском озере.
1942 г.
Из собрания Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации. Санкт-Петербург. КП 3002 А.
Новый
Памятка Ленинградской городской эвакокомиссии начальникам железнодорожных эшелонов.
1942 г.
ЦГА СПб. Ф. 330. Оп. 1. Д. 131. Л. 32−33.
Новый
Поезд «Ладожская стрела» на станции Ладожское озеро в 1942 г.
1945 г.
ЦГА СПб. Ф. 2275. Оп. 25. Д. 6. Л. 36.
Новый
Командование Дороги жизни (справа налево): заместитель командующего Ленфронта по тылу Ф.Н. Лагунов, начальник штаба тыла Ленфронта П.И. Новоселов, начальник Автодорожного управления В.Г. Монахов, комиссар Дороги жизни П.С. Глухов.
1941−1945 гг.
Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. КП 16728.
Б.К. Саламбеков, начальник Октябрьской железной дороги проводит совещание.
1944 г.
Из собрания Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации. Санкт-Петербург. КП 15135.
Докладная записка управляющего трестом Ленавтотранс о работе автобусной колонны в районе Коса — Кобона — Лаврово.
26 июня 1942 г.
ЦГА СПб. Ф. 9838. Оп. 1. Д. 1. Л. 24, 24об.
Портрет А.В. Хрулева, народного комиссара путей сообщения (25.03.1942 — 26.02.1943).
Художники Л.И. Вайшля, С.И. Смирнов.
Холст, масло. 1995 г.
Из собрания Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации. Санкт-Петербург. КП. 9650.
Из отчета Ленинградской эвакуационной комиссии — сведения о работе трамваев по эвакуации населения из Ленинграда в период с 27 мая по 1 декабря 1942 г.
ЦГА СПб. Ф. 4965. Оп. 3-1. Д. 46а. Л. 1, 28.
И.Г. Зубков, начальник Управления военно-восстановительных и заградительных работ № 2 Ленинградского фронта.
1944 г.
Из собрания Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации. Санкт-Петербург. КП 4616 А.
Новый
М.Г. Кардаш, Герой Советского Союза, главный кондуктор 48-й паровозной колонны особого резерва НКПС.
1946 г.
ЦГА СПб. Ф. 2275. Оп. 25. Д. 11. Л. 137.