III
Из истории празднования рождения ребенка
Рождению ребенка всегда сопутствовал целый ряд обрядов и традиций. В дореволюционной России обряды монотеистических религий тесно переплетались с языческими колдовскими действиями. Центральным событием празднования рождения нового человека было, безусловно, его приобщение к какой-либо религии (в зависимости от вероисповедания родителей). Крещение у христиан и схожие обряды у других религиозных групп, естественно, были направлены не только на официальную регистрацию ребенка (о чем говорится в другой теме), но и на спасение души новорожденного.
После Октябрьской революции 1917 г. на смену старым традициям пришли новые, «революционные». Однако им не удалось окончательно вытеснить религиозные обряды. Новый виток борьбы старых и новых традиций начался в 1960-е гг. Советская власть постаралась окончательно заменить дореволюционные традиции на советские, носившие исключительно светский характер. Так в частности появились дворцы торжественной регистрации. Насколько эффективна была данная работа, можно узнать из представленных документов.
Обрезание и перевязывание пуповины всегда содержало магический элемент. Так, в Судоготском уезде Владимирской губернии пуповину мальчика обрезали ножом на каком-либо плотницком или столярном изделии, считая, что в этом случае из него вырастет работящий человек и хороший мастеровой. Пуповину девочки обрезали ножницами и так, чтобы она упала на какую-нибудь разостланную женскую работу, например, на начатое шитье. В этом случае из девочки вырастет «домовитая хозяйка и работница». В Смоленской губернии пуповину девочки обрезали на гребенке с тем, чтобы она стала хорошей пряхой, а мальчика – на книге, чтобы в будущем хорошо учился. В Калужской губернии, руководствуясь теми же соображениями, пуповину девочки обрезали на веретене, а мальчика – на колодке, на которой плели лапти.
При перевязывании пуповины к основному перевязочному материалу (обычно использовали «суровую» нитку из льняной кужели) добавляли волосы матери, при этом иногда волосы брали обязательно «из правой косы роженицы», «с правого виска».*1

*2
*2
*2











Показатель *3
|
Годы
|
1979
|
1980
|
1981
|
1982
|
1983
|
Крещение
|
20 528
|
20 603
|
21 745
|
21 284
|
21 251
|
% к числу родившихся
|
24,4%
|
23,5%
|
24,7%
|
23,2%
|
21,9%
|
Окрещено детей
|
18 774
|
18 384
|
19 186
|
18 538
|
18 509
|
% к числу родившихся
|
22,3%
|
21,0%
|
21,7%
|
20,2%
|
19,0%
|
Окрещено детей школьного возраста
|
1 720
|
2 015
|
2 158
|
2 065
|
2 013
|
Окрещено взрослых
|
1 754
|
2 219
|
2 559
|
2 746
|
2 742
|
1. Русские / Отв.ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук.- М.: Наука, 1999.- С.507.
2. Требник - богослужебная книга, содержащая чинопоследования Таинств и других священнодействий, совершаемых церковью в особых случаях и не входящих в состав храмового (общественного) богослужения суточного, седмичного и годового круга. [до 1917 г.]
3. Из приложения к отчетному докладу за 1982 г. Совета по делам религий при Совете министров СССР по Ленинграду и Ленинградской области. 1983 г. ЦГАИПД СПб.