null Создание и перспективы внедрения информационных технологий в практику работы архивных учреждений Санкт-Петербурга

Презентация

Архивный комитет Санкт-Петербурга (далее - Комитет) возглавляет систему подведомственных государственных казённых учреждений (далее – подведомственные ГКУ), включающую в себя семь государственных архивов, Лабораторию обеспечения сохранности документов, Техническую дирекцию государственных архивных учреждений Санкт-Петербурга и Централизованную бухгалтерию государственных архивных учреждений Санкт-Петербурга.
В Комитете трудится 36 человек, из них 29 являются государственными гражданскими служащими. Подведомственная сеть насчитывает 588 сотрудников.
На 01.01.2020 на хранении в государственных архивах находится более 11,7 млн. единиц хранения, в том числе 749,7 тыс. единиц хранения аудиовизуальной документации. Из общего количества хранящихся документов 398,5 тыс. особо ценных документов, на 72% которых создан страховой фонд на пленочных носителях. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга хранит один уникальный документ.
Всего по состоянию на 01.01.2020 в списки организаций - источников комплектования государственных архивов, подведомственных Комитету, входят 848 организаций Санкт-Петербурга. Среди таких организаций все органы государственной власти города, муниципальные образования, а также учреждения и организации, образованные городом, акционерные компании, представляющие все отрасли экономики.
Определение информационным технологиям дает Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Согласно этому определению и традиционные методы работы архивных учреждений можно считать информационными технологиями.
Однако в контексте сегодняшнего НМС мы ведем речь прежде всего о технологиях работы с использованием средств вычислительной техники и современных цифровых каналов связи.
Для успешного внедрения цифровых информационных технологий необходимы три составляющие:

  1.     наличие современной вычислительной техники,
  2.     развёрнутое специализированное программное обеспечение,
  3.     обученный персонал.

Активное оснащение архивной службы вычислительной техникой и начало создания специализированной информационной системы ГИС «Архивы Санкт-Петербурга» (далее - ГИС) началось с принятия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2008 № 567 «Об утверждении Плана мероприятий на 2008-2010 годы по созданию и вводу в действие государственной информационной системы «Государственные архивы Санкт-Петербурга»
Общее количество технических средств информатизации, развернутых в Комитете и подведомственных архивах, представлено на слайде.
Здесь стоит отметить, что основное количество техники было поставлено в период 2008-2013 годы. Сейчас этот парк технических средств уже начинает требовать обновления.
Весь парк техники оснащен необходимым офисным программным обеспечением. Персонал архивной службы ведет работу в 22 информационных системах.
Реестр информационных систем:

№ п/п

Наименование информационной системы

1

ГИС «Государственные архивы Санкт-Петербурга»

2

ГИС «Единая система идентификации и аутентификации» (ЕСИА)

3

ГИС «Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде» (МАИС ЭГУ)

4

ПК «Архивный фонд»

5

ГИС «Управление персоналом государственных органов Санкт-Петербурга» (УПГО)

6

Парус 7

7

ГАС «Управление»

8

ИС «Электронный бюджет»

9

Система удаленного финансового документооборота (СУФД-online)

10

ПК «АРГОС-налогоплательщик»

11

ИС «Единый реестр проверок»

12

ГИС «Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (ИС ИАО)

13

ГИС «Автоматизированная информационная система бюджетного процесса - электронное казначейство» (АИСБП-ЭК)

14

ИС «Электронное наставничество»

15

АИС «Государственные закупки» (АИС ГЗ)

16

ЕИС в сфере закупок

17

ИС «Сбербанк-АСТ»

18

ПК «Имущество Санкт-Петербурга»

19

20

ПК «Формы статотчетности» (предприятие)

21

ПК «Клиент СЭД» (УФК)

22

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru

 

Большинство систем создано разными ведомствами. Обязанность вести эти системы закреплена нормативными актами. Большинство систем между собой не взаимодействуют, однако содержат зачастую идентичную информацию. Это увеличивает трудозатраты, приводит к занесению неверных или не актуальных данных.
Персонал на регулярной основе проходит обучение по использованию специализированного ПО. Внедрение и развитие информационных систем сталкивается с рядом сложностей: это и несовершенство нормативной базы, и возрастной состав сотрудников архивов.
В основе внедрения информационных технологий в практику работы архивных учреждений Санкт-Петербурга лежит развитие Государственной информационной системы «Архивы Санкт-Петербурга». Целями ее создания являлись:

1.    Комплексная автоматизация деятельности архивных учреждений
и Комитета, повышение эффективности работы;
2.    Обеспечение оперативного и полноценного доступа к хранящимся и поступающим документам, повышение качества и сокращение сроков оказания государственных услуг по запросам граждан и организаций.
3.    Обеспечение сохранности архивных документов путем создания электронного фонда пользования.
В 2019 году рамках работы по импортозамещению осуществлялся переход на открытое ПО.

Наименование базы данных

Краткое описание

1

База данных «Госархивы Санкт-Петербурга. Государственный электронный архив. ver. 2019»

База данных предназначена для хранения информации подсистемы «Государственный электронный архив»

2

База данных «Госархивы Санкт-Петербурга. Портал «Архивы Санкт-Петербурга». ver. 2019»

База данных предназначена для хранения информации подсистемы «Портал «Архивы Санкт-Петербурга»

3

База данных «Ретроконверсия архивных документов (2014)

База данных предназначена для хранения информации подсистемы «Ретроконверсия архивных документов»

4

База данных «Оптическое распознавание архивных документов (2014)»

База данных предназначена для хранения информации подсистемы «Оптическое распознавание архивных документов»

 

Общие статистические данные по использованию ГИС:

Статистические данные по ГИС Архивы Санкт-Петербурга

Количество дел

7 155 662

Количество дел с изображениями

(на 30.09.2020)

79 329

Количество изображений

14 149 869

Объем информации в Тб

27,1

Количество исследователей/посещений

(с 01.01.2018)

9 434/37 881

 

Ежегодно появляются дополнительные услуги, позволяющие упростить работу пользователей в информационной системе и на Портале: удаленная запись в читальных залах архивов (данной услугой воспользовалось в 2019 году около 2,5 тыс. пользователей), заказ дел в читальный зал, и изготовление их цифровых копий без необходимости посещения архива. Создан модуль по обеспечению удаленного доступа к наиболее востребованным архивным документам.
Сервисом по регистрации в читальном зале архивов посредством информационно-услугового портала «Архивы Санкт-Петербурга» (далее – Портал) воспользовалось 2 566 исследователя, что составило 50% от общего количества заявок.
С момента запуска электронного сервиса требования на выдачу дел в читальном зале архива подаются только в электронной форме. За 2019 исследователями было подано 19765 электронных требований.
Электронный сервис «Изготовление цифровых копий архивных документов» доступен пользователям архивов Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центральный государственный архив Санкт-Петербурга» Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга». Услуга предоставляется на возмездной основе.
За увеличением объема электронных ресурсов ГИС последовал рост востребованности информационно-услугового Портала, количество обращений к которому в 2019 году увеличилось относительно 2018 года на 9,84% и составило до 6 844 008 просмотров страниц.
Наиболее востребованный ресурс «Блокада Ленинграда. Эвакуация». Ресурс «Блокада Ленинграда. Эвакуация» посетило 64 тысячи пользователей, просмотрев 646 417 страниц, что на 55,08 % больше чем в 2018 году.
Таким образом, считаю, что архивная отрасль Санкт-Петербурга достигла больших успехов в области внедрения информационных технологий, но их внедрение ставит перед нами и новые вопросы, а именно:
1.    Парк современной вычислительной техники требует регулярного обновления и соответственно соответствующего финансирования;
2.    Для успешного внедрения информационных технологий цифровая трансформация должна происходить и в умах архивистов, поскольку современный технический прогресс зачастую требует нестандартных решений;
3.    Нормативная база зачастую отстает от технического прогресса. Так только в приказе Росархива от 02.03.2020 № 24 «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях» появилась формулировка «информационная система архива». Хотя уже многие годы в регионах внедряются информационные системы, но они зачастую дублируют традиционные процедуры. В результате внедрение не приводитк повышению ожидаемой эффективности;
4.    Появление большого количества информационных систем в смежных отраслях, без организации должной синхронизации данных, ведет к отвлечению ресурсов. Но и внутри архивной отрасли, мне кажется, есть потенциал для оптимизации работы информационных систем.
Мы поддерживаем резолюцию Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве по вопросу модернизации ПК «Архивный фонд» и по вводу в ПК «Архивный фонд» заголовков архивных дел, находящихся на открытом хранении, до конца 2023 г. Считаю целесообразным, обратиться к Федеральному архивному агентству учесть тот факт,
что в регионах внедрены свои региональные информационные системы и необходимо предусмотреть возможность синхронизации данных между информационными системами;
5.    Реализация государственной политики в области делопроизводства единой системы электронного документооборота.