null Осуществление регионального государственного контроля за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Республики Коми

В соответствии со  статьей 3 Федерального закона №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительством Республики Коми утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства об архивном деле (28.09.2021 № 466), которое устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Республики Коми.

Органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля, является Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми. Непосредственное исполнение контрольных (надзорных) мероприятий возложено на отдел библиотечного, музейного и архивного дела Министерства, сторонние эксперты к проведению мероприятий не привлекаются. Принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления контроля возложены на министра и его заместителей.

При проведении контрольных надзорных мероприятий осуществляется введение информации в следующие государственные системы информационного обеспечения государственного контроля:

  • единый реестр видов контроля;
  • единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

Региональным Положением установлены категории риска и критерии отнесения объектов контроля к категориям риска. По состоянию на 1 сентября этого года общее количество подконтрольных объектов составило 209 организаций. В эту цифру входят государственный архив, 21 муниципальный архив и организации Республики, включенные в список источников комплектования государственного архива. Все объекты контроля отнесены к средней, умеренной и низкой группе риска. На сегодняшний день объектов, отнесенных к высокой и значительной группам, нет.

Плановые контрольные мероприятия проводятся на основании сформированного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на следующий год.

С 2021 года, в соответствии с изменившимся законодательством, сотрудники Министерства при осуществлении регионального государственного контроля при взаимодействии с контролируемым лицом могут проводить следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

  • инспекционный визит;
  • рейдовый осмотр;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится выездное обследование.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в случаях:

  • поступления в Министерство сведений о причинении вреда или об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
  • требований прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечения срока исполнения решения Министерства об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • поручений Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации.

В соответствии с ограничительными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в 2022 году плановые контрольные мероприятия не проводились. В 2021 году были проведены 2 плановые выездные проверки, по результатам которых выданы акты с предписаниями об исполнении выявленных нарушений.  

В целях стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, устранения условий, причин и факторов, способных привести к причинению вреда архивным документам Министерство ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда и проводит следующие профилактические мероприятия:

  • Информирование осуществляется посредством размещения сведений на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", в средствах массовой информации, на страницах органа в социальных сетях;
  • Министерство обеспечивает ежегодное обобщение правоприменительной практики Министерства и проводит публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований;
  • В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. В 2021 году выдано два предостережения, по результатам которых организациями были обеспечены соблюдения обязательных требований;
  • Консультации предоставляются должностным лицам контролируемых лиц в устном или письменном виде. В основном вопросы поступают через телефонные звонки, сообщения в электронной почте;
  • Также предусмотрено проведение профилактических визитов, но визиты не проводились ввиду отсутствия объектов регионального государственного контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, а также объектов, приступающих к осуществлению деятельности в сфере архивного дела.

В заключении хотелось бы отметить, что проведение контрольных надзорных мероприятий в сфере архивного дела в Республике Коми ориентировано не на карательные меры и штрафные санкции, а доведение информации о необходимости соблюдения обязательных требований, дача разъяснений о нормах архивного законодательства, правилах обеспечения хранения и использования архивных документов.

Внедрение нового законодательства в сфере контрольной надзорной деятельности подтвердило необходимость проведения дальнейшей контрольной работы, связанной с   профилактическими мероприятиями.